Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:20, контрольная работа
В учении Фрейда бессознательное выступает как главная основа психического, как своего рода изначальность. Фактически, в своем учении Фрейд стремится свести все высшие проявления человеческой личности к внутренним влечениям, на мой взгляд, тождественные инстинктивной деятельности. Отсюда трактовка человеческой жизнедеятельности как деятельности нерациональных животных, побуждаемых силой эмоций. На первый план Фрейдом была выдвинута сексуальность, при этом бессознательное является источником сексуальных влечений.
Эссе № 1. Зигмунд Фрейд и психоанализ
В учении Фрейда бессознательное выступает как главная основа психического, как своего рода изначальность. Фактически, в своем учении Фрейд стремится свести все высшие проявления человеческой личности к внутренним влечениям, на мой взгляд, тождественные инстинктивной деятельности. Отсюда трактовка человеческой жизнедеятельности как деятельности нерациональных животных, побуждаемых силой эмоций. На первый план Фрейдом была выдвинута сексуальность, при этом бессознательное является источником сексуальных влечений. В своем учении Фрейд выделил последовательные психосексуальные фазы, характеризующие человеческое развитие как преобразование либидо.
В структуре личности Фрейд выделял три ступени человеческой реальности: Ид, Эго и Супер-Эго, в которых видел возможность перехода от животности человека к его своеобразию. По Фрейду, Ид является биологической сущностью человека, примитивной и даже животной (при этом являющейся источником энергии для всех подструктур личности). Эго отвечает за нормальную психическую деятельность человека, но является средним элементом, ограниченным, по сути, и даже автономным образованием. Супер-Эго – своего рода культурное образование, выходящее из Эго и обеспечивающее высшие человеческие качества, моральные принципы и др. На мой взгляд, структура личности по Фрейду отличается некой разрозненностью, между компонентами Ид и Эго обнаруживается равновесие, но оно постоянно нарушается. Сам конструкт Супер-Эго по Фрейду представляет собой культурное образование, однако он берет начало не в физиологии, а в мире культуры и цивилизации (возможно, Фрейд имел в виду влияние социальной среды на личность).
Единство личности по Фрейду достигается произвольно и случайно. То есть, в данном учении не прослеживается идея целостности личности (возможно, это связано с клинической практикой Фрейда). На мой взгляд, основа единства личности состоит в ее направленности на Супер-Эго, выступающее как высший принцип, так как Супер-Эго указывает на вершины мыслительной деятельности, на тот культурный слой, в котором личность создает то, что до этой деятельности не существовало – т.е. Супер-Эго является регулятором творческих и познавательных процессов.
Представления Фрейда о роли сновидений состоят в следующем: комплексы, мотивы и представления, которые во время бодрствования не могут реализоваться в осознанном поведении и оказываются вытесненными из сознания в силу их неприемлемости для Супер-Эго, стремятся проникнуть в сознание и оказывать влияние на поведение человека. Во время сна контроль со стороны Супер-Эго ослабевает, хотя и не полностью. По Фрейду, для того, чтобы иметь возможность проникнуть в сознание, мотивы и представления маскируются в непонятные для сознания образы сновидений, обходят ослабленную во сне бдительность цензуры и проникает в сознание, что ведет к снятию эмоционального напряжения. Фрейд видит задачу сновидений в том, чтобы позволить проявиться глубинным мотивам вопреки запретам.
Также в учении Фрейда вызывает интерес понятие «трансфер» (перенос), под которым следует понимать перенос на личность психотерапевта функций, связанных с идеалом Эго клиента (человека, находящегося в условиях психологического воздействия). По Фрейду, трансфер объясняет особую чувствительность, которую проявляет клиент в отношении психотерапевта, доходящую до переживаний. На мой взгляд, объяснением этому может быть воздействие идеала Эго на реальное Эго клиента. Кроме того, возможно трансфер способствует видению клиентом ранее произошедших событий в новом свете.
Таким образом, в психоанализе Фрейда прослеживается тенденция антагонизма между сознанием и бессознательным, что нашло отражение в учении о вытеснении, а также символике. Они не могут реалистично раскрыть подлинный характер неосознаваемых форм психики. Бессознательное не может быть отделено от сознания, так как процессы, протекающие в бессознательном продолжаются и в сознании. И наоборот, многое сознательное вытесняется в подсознательную форму.
Эссе № 2. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Дональд Уинникот, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перле
Проблема бессознательного занимает центральное место в психоанализе. Последователи Фрейда разрабатывали данную проблему в новом ключе, несколько отличном от логичной системы Фрейда. На мой взгляд, структура психоанализа потребовала переоценки ряда концепций в связи с развитием научного знания в целом, а также согласования психоанализа с современным научным знанием – человеческая личность не могла больше пониматься просто как Ид, Эго и Супер-Эго.
В своей деятельности А.Фрейд пыталась преодолеть психосексуальность и биологическую односторонность психоанализа, а ориентировалась в большей степени на социальные факторы. Согласно А. Фрейд, человеческое «Я» формируется не только под влиянием биологической наследственности, но и под влиянием социальных условий. Безусловно, А.Фрейд учитывала, что наряду с функцией вытеснения (направленного против инстинктивных влечений), в «Я» вырабатываются и защитные механизмы, направленные против угроз внешней среды. А.Фрейд придавала большое значение практической деятельности, ведущейся под руководством «Я».
В работах М. Клейн при изучении бессознательного делался упор на «инстинкт смерти», имеющий важное значение наряду с сексуальным влечением. По мнению Клейн, организующими факторами психики человека являются агрессия как деструктивный фактор, и любовь как конструктивный фактор. Данные факторы и определяют мировоззрение личности. По моему мнению, Клейн вслед за Фрейдом определяющую роль отводит физиологическим и психосексуальным основам.
Согласно Д. Уинникотту, идентичность личности определяется более значимым конструктом, нежели агрессия и сексуальное влечение, а конкретно – ощущением собственного существования, являющимся основополагающим по отношению к дальнейшему формированию личности. Корни ощущения собственного бытия лежат в периоде раннего развития психики ребенка, когда значимым взрослым (прежде всего, матерью) создается отражающая среда, а также благоприятное воздействие игровой деятельности и благоприятное воздействие семьи в целом. При этом, если у ребенка вырабатывается в какой-то мере, приспособительный тип общения с матерью (она выражает недовольство и ребенок это чувствует), ребенок осознает свою несостоятельность, выливающуюся впоследствии в «ложное «Я». Все это выносится в сферу будущей жизни личности, формируется личность, ориентирующаяся прежде всего, на реакцию и мнение окружающих.
В практике Х. Кохута подчеркивается важность эмпатии со стороны психоаналитика по отношению к клиенту, способствующая работе с дефектами Я-структуры. Также Кохут подробно рассматривал процессы отражения и идеализации, отмечая их как нормальные нарциссические процессы. Изучая детей раннего возраста Кохут показал, что в процессе идеализации ребенок переносит на значимого возрослого свойства собственного «Я». В процессе отражения ребенок эмоционально чувствует положительный фон, исходящий от матери в процессе общения, видит позитивную реакцию матери на него. Поэтому у ребенка появляется ощущение собственной значимости и такой процесс ведет к реальному развитию Эго (не гипертрофированному и не ущемленному).
С точки зрения гештальт-терапии внутренний мир человека невозможно изучать вне его личностного опыта, а лишь в неразрывном взаимодействии. На мой взгляд, гештальтистами придается слишком большое значение роли «здесь и сейчас», при этом значение прошлых эмоций, опыта и событий отходит на второй план. При анализе ситуаций внимание фокусируется на вопросе «как?». По моему мнению, не происходит подлинный анализ с выяснением причинно-следственных связей («почему?»).
Таким образом, взгляды постфрейдистов не отвергают концепцию Фрейда о бессознательном, учитывают защитные механизмы, направленные против угроз внешней среды, а также функцию вытеснения, направленную против инстинктивных влечений. Однако инстинкты у постфрейдистов играют уже меньшую роль, чем в классическом психоанализе. «Я» рассматривается как совокупность приобретенных тенденций, стремящихся преодолеть чувство страха или неуверенности. Бессознательное в меньшей степени основывается сексуальном влечении, но сохраняет понимание его иррациональной сущности. Но, как мне кажется, биологическая роль бессознательного постфрейдистами переоценивается, а роль сознания недооценивается.
Эссе № 3. Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство
Когнитивная указывает на исключительность интеллектуального подхода в развитии человеческого опыта. Однако, изучая познавательную деятельность людей, когнитивная психология не направлена на исследование конкретной особенности той или иной личности. Также когнитивными психологами не учитывается, на мой взгляд, проблема инсайта, они не рассматривают интуицию как интеллектуальный способ решения задач. Данные проблемы просто списываются на сферу бессознательного, кроме того когнитивная психология ведет «борьбу» с иррациональным мышлением (например, об этом свидетельствуют работы А. Эллиса) и делает ставку на рационально-эмотивную терапию, якобы способствующую освобождению личности от эмоциональных и поведенческих проблем. Согласно когнитивной психологии, развитию личности препятствуют автоматические мысли, появляющиеся рефлекторно и несущие за собой негативные эмоции. Постепенно формируется порочный круг, усиливающий неприятные эмоциональные, а также физические симптомы. Все это ведет к эмоциональным расстройствам, разрушающим личность.
Логика когнитивного подхода, на мой взгляд, состоит в следующем:
На мой взгляд, когнитивная психология трактует иррационализм как в мышлении, так и в восприятии и представлении как негативный момент, ведущий к эмоциональным и поведенческим расстройствам. Также вызывают вопрос положения о том, что как источником, так и решением проблем является сознание человека (то есть подсознательная подоплека возникновения проблемы не учитывается?). Таким образом, когнитивная психология принимает во внимание лишь процессы, происходящие в сознании человека, изучают познавательные процессы и механизмы их протекания. В данном контексте развития личности понимается, видимо, как взаимодействие интеллекта и эмоционально-поведенческих сторон личности.
Эссе № 4. Движение за развитие человеческого потенциала
В структуре человеческой индивидуальности выделяют различные психологические свойства, играющие важную роль в возможности развития личности. Движение за развитие человеческого потенциала считает важнейшим психологическим свойством личности уровень потребностей, и в частности, потребности в самоактуализации. Согласно движению за развитие человеческого потенциала, личностные свойства самоактуализирующихся людей совершенствуются, что постепенно ведет к внутренней свободе человека.
На мой взгляд, проблема состоит в том, что в структуре личности не одни потребности определяют развитие личности: с одной стороны, потребности действительно являются важнейшим условием развития личности, являясь мотивационным компонентом человеческой деятельности; с другой стороны, развитие личности определяется лишь в комплексе индивидуальных свойств. Так, влияние социума постоянно, также все время воздействует фактор прошлого опыта, индивидуальные стили деятельности. Возможно также свойства темперамента (как базовые свойства личности) оказывают влияние на ее развитие, кроме того, срабатывают механизмы эго-защит в частых ситуациях стресса. Таким образом, на личность одновременно воздействует несколько факторов.
Поэтому самоактуализация, как достаточно высокая ступень потребностей личности, важнейшая в движении за развитие человеческого потенциала, не может достигаться любой, произвольно взятой личностью и в короткие сроки. Истинная самоактуализация, по моему мнению, либо очень долгий процесс всей жизни, либо ее достигают единичные личности. К тому же практики самоактуализации имеют, возможно, лишь вспомогательное значение. Снять блок эго-защиты достаточно сложно. Поэтому самоактуализация представляется мне неравномерным процессом, периодически скатывающимся на предыдущие уровни.
У малого числа действительно самоактуализирующихся лиц духовное развитие достигает того уровня, когда все внешние факторы воздействия (общество, собственные комплексы, темперамент, поведение и поступки) уже не имеют такой силы влияния на личность. Это более высокий уровень духовного развития, который стабилен, длителен, и в какой-то мере, созерцателен. На мой взгляд, эти люди ощущают подлинные жизненные ценности, глубоко видят картину мира, испытывают высшие переживания и чувства. Возможно, на данном уровне эго-защиты не работают, как охранительные антистрессовые факторы. Нет ли угроз на данном этапе для Эго? Это важный вопрос, требующий дополнительного рассмотрения вне данного эссе.
Невозможность самореализации себя в определенной деятельности и практического приложения собственных возможностей действительно ведет к фрустрации, в свою очередь ведущей к негативным переживаниям собственной недостаточности и включению защитных механизмов личности. Согласно движению за развитие человеческого потенциала, эго-защиты начинают препятствовать личностному росту и вгоняют человека в несвойственные ему рамки. Однако, механизмы психологической защиты, как известно, работают как факторы защиты личности от стресса, а следовательно, защищают Эго личности. Именно этот факт является, на мой взгляд, важным моментом-ключом к деятельности антинаучной и деструктивной деятельности сект, маскирующихся под семинары движения. В данных сектах при помощи психотехник снимаются эго-защиты и включаются механизмы манипулирования людьми под видом развития самоактуализации и др.