Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 15:38, курсовая работа
Процесс становления осознанного правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Введение………………………………………………………………..……...3
1. Идея народности воспитания - центральная идея
педагогической теории Ушинского К.Д. ……………………………………6
2. Элементы принципа народности воспитания
по учению Ушинского К.Д…………………………………………………16
3. Значение наследия Ушинского К. Д. в педагогике ………………………28
Выводы…………………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………….31
Литература ……………………………………………………………………..32
Идея народности у Ушинского К.Д., являясь идеей демократической, определяла новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система народного образования должна прежде всего отражать жизнь своего народа, быть связана с его жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образование и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.
Женское образование
Составной частью идеи народности в воспитании у Ушинского К.Д. стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения.
Вопрос о положении женщины был одним из центральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для Ушинского К.Д. как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.
Для него было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положения женщины в самом обществе. Сами общественные условия жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, основной принцип женского общественного воспитания и образования, то скорее всего в общественном положении женщины... Это новейшая идея, которую в отличие от прежних... мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в историческом развитии народа. Идея эта нигде не высказана вполне, но начинает уже более или менее проглядывать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями» [13, с.116].
Ушинский К.Д. твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно ответственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.
Он резко возражал против системы женского образования имущих классов, в которой он видел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернантки оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов. Между образованным классом и народом проложена непроходимая бездна, по мнению Ушинского, преимущественно благодаря неправильно поставленному женскому образованию. «Жена - мать семейства, хозяйка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с любовью, говорящая по-французски, усвоившая все изящество французских манер и видящая во всех русских национальных особенностях нечто грубое и необразованное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспитание за границей. То если были даже высоко поставлены, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник» [2, с.205].
Образование
женщины должно быть таким же, как
и образование мужчины. Оно должно
стать в отношении ее образованием
общечеловеческим, что очень важно,
так как наряду с общественными
функциями женщина в значительной мере
занята воспитанием детей. Педагог считал
дикими мерами, когда в огромном большинстве
европейских государств женщины были
лишены возможности получения высшего
образования, а среднее давалось им в каком-то
упрощенном и извращенном виде. Это он
не считал приемлемым и для народного
образования в России. Анализируя североамериканскую
систему образования как наиболее демократическую
для того периода времени, Ушинский К.Д.
особенно отметил такие ее положительные
черты, как совместное обучение детей
обоего пола во всех типах школ и право
женщин на получение высшего образования
наравне с мужчинами. Этого хотел он и
для России.
3.
Значение наследия
Ушинского К.Д. в педагогике
В каждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, не только вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным компасом, по которому можно проверять правильность избираемого пути. В русской теории и практике образования это К. Д. Ушинский, педагог-демократ, основоположник отечественной науки, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Он глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Основание всей педагогической системы Ушинского составляет идея народности - «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах», имеющее «ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [1, с.312]. Статью «О народности в общественном воспитании» он начинает с глубокого анализа французской, английской, американской, немецкой систем образования и доказывает не только нецелесообразность, но вредность механического перенесения чужеродных принципов на русскую почву, рабского подражания заёмным иноземным образцам. При этом Ушинский был органически чужд шовинизму, славянской национальной ограниченности. Признавая закономерность и необходимость использования достижений других народов, педагог подчёркивал, что оно «…. оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твёрдо положены самим народом», а «…воспитателю остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника» [14, с.48].
Многие педагогические высказывания Ушинского К.Д. были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению.
Кончилась
короткая человеческая жизнь, на долю
которой выпало промелькнуть среди
миллионов земных существований в середине
ХIХ столетия. Но было это одновременно
и началом новой, уже бесконечной, бессмертной
жизни - в памяти людских поколений, которые
никогда не забывают достойных. Недаром
же на памятнике его есть такая надпись:
"Мертвые да почитают от трудов своих,
дела об их ходят вслед за ними" [9, с.305].
Вывод
К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень науки. Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор». Ушинский К.Д. намного опередил современную ему педагогику. «Человек, - писал он, - владеет далеко не всему силами и способностями, которые скрываются в его нервном организме, только немногие из этой богатой сокровищницы принадлежат собственно человеку, и именно то, что он покорил своему сознанию и своей воле и чем, следовательно, может распоряжаться по своему желанию». Этот логический, вытекающий из всех исследований Ушинский К.Д. вывод остается педагогическим идеалом и для нашего времени.
Заключение
Литература