Аналитическая теория личности К.Г. Юнга: структура и динамика коллективного бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Карл Густав Юнг родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль, на берегу Боденского озера, в кантоне Тургау 26 июля 1875 года в семье протестантского священника. Когда ему исполнилось 4 года, семья перебралась в пригород Базеля. Отец уделял большое внимание воспитанию и образованию Карла и, несмотря на относительную бедность своей семьи, он нашел возможность отдать своего сына в лучшую гимназию города.

Содержание работы

1. Биография Юнга…………………………………………………….. 3.
2. Аналитическая психология………………………………………… 6.
2.1 Структура психики по Юнгу……………………………………… 6.
2.2 Функции сознания………………………………………………… 13.
2.3 Психологические типы……………………………………………. 16.
3. Архетипы и основные понятия…………………………………….. 26.
3.1 Коллективное бессознательное…………………………………… 26.
3.2 Персона……………………………………………………………... 28.
3.3 Индивидуация……………………………………………………… 29.
3.4 Тень…………………………………………………………………. 30.
3.5 Анима и анимус……………………………………………………. 32.
3.6 Самость……………………………………………………………... 34.
3.7 Трансцендентная функция………………………………………… 36.
3.8 Метод словесных ассоциаций…………………………………….. 37.
Заключение……………………………………………………………... 41.
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРсовой ПРОЕКТ.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

2.2.2 Интуитивный тип. Интуиция в интровертной установке направлена на внутренние объекты, которые представляются в виде субъективных образов, которые, по Юнгу, являются содержанием бессознательного. То есть, связь с бессознательным и связь с ним интуиции усиливается интровертным типом, который также ориентирован внутрь. Общие отличия экстравертного интуитивного типа от интровертного состоят в том, что первое выражает безразличие по отношению к внешним объектам, а последний – к внутренним; первое чувствует новые возможности и шагает от объекта к объекту, второе переходит от образа к образу, ища новые заключения и возможности.

Юнг считал, что из людей  с данным типом получаются замечательные художнике (в самом широком смысле этого слова) и характеризует интроверов интуитивного типа следующим образом: «Когда интровертная интуиция достигает примата, то ее своеобразные черты тоже создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника – с другой».

 

 

3. Архетипы и основные  понятия.

 

Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого  индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число людей в течение длительного периода времени.

Если существует так  много архетипов, то они должны иметь  иерархические уровни. Таким образом, архетип матери должен содержаться  в архетипе женского. Иначе говоря, у архетипов нет четких границ; каждый архетип сливается с другим на их границе. Поэтому в своей работе я ограничусь рассмотрением основных архетипов: персоны, анимы и анимуса, тени, самости.

 

3.1 Коллективное  бессознательное.

 

Общее понятия коллективного  бессознательного рассматривалось в части 2.1. Подробней рассматриваться оно будет именно в этой части, так как понятие архетипов неразрывно связано с понятием коллективного бессознательного.

Несмотря на то, что  появление теории об архетипах связано  с увиденной Юнгом общностью сновидений пациентки и основных типажей в мифологии, не следует понимать мифологических персонажей тождественно архетипам: «Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает (Для точности необходимо различать "архетип" и "архетипическое представление". Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется "patlem of behaviour" – модели поведения)». Таким образом архетип наиболее чистом виде мы можем наблюдать или в сновидения, или, в меньшей степени, в верованиях разнообразных племен, стоящих на ранних ступенях развития.

Ввиду своей бессознательной  природы архетипы практически недоступны людям ля понимания.

«На деле люди как раз потому почти никогда  не задаются вопросом о значении архетипических образов, что эти образы полны  смысла. Боги умирают время от времени  потому, что люди вдруг обнаруживают, что их боги ничего не значат, сделаны человеческой рукой из дерева и камня и совершенно бесполезны. На самом деле обнаруживается лишь то, что человек ранее совершенно не задумывался об этих образах. А когда он начинает о них думать, он прибегает к помощи того, что сам он называет “разумом”, но что в действительности представляет собой только сумму его близорукости и предрассудков».

Юнг большое значение придает символам. Бессознательное  выражает себя в первую очередь через  символы. Несмотря на то что нет специфического символа или образа, полностью представляющего архетип, чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более сильный, эмоционально заряженный ответ он вызывает. Юнг делит символы на индивидуальные и коллективные, особенно выделяя последние, так как они являются выражением коллективного бессознательного, поэтому часто являются религиозными образами, например крест, шестиконечная звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические способы выражения и образы представляют понятия, которые мы не можем полностью определить или целиком понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас.

Под индивидуальными  символами Юнг подразумевает  «обычные», являющиеся выражением того же коллективного бессознательного через призму индивидуального бессознательного и обработанные сознанием, а потому довольно далекие от «идеально» бессознательного. В частности, он доказывает, что со временем все религии обрастают индивидуальными символами взамен первозданных; то же самое происходит и с архетипами – Юнг приводит яркий пример: трансформация образа «гневного Божьего Лика» в ветхом завете, что соотносится с архетипом отца, главного Бога, в образ Бога в новом завете.

Кроме того, в «Архетипах и символах» высказывает гипотезу, что увеличение рациональности в нашем мире коррелирует с уменьшением значимости символов, что приводит к их отрицанию (гипотеза интереснейшим образом объясняет увеличение числа атеистов). Что в свою очередь является следствием духовной маргинализации общества. Это тем более важно, что одной из проблем современной России является данная маргинализация: произошло отрицание, как советской системы ценностей, так и дореволюционной (искорененной как раз в ранние годы советского государства), а новая сформироваться не успела.

 

3.2 Персона.

 

Персона – архетип, согласно К.Г. Юнгу, социальная роль, которую  человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека. Персона – своеобразная маска, которую человек одевает, общаясь с другими людьми – Юнг выбрал именно это название по аналогии с масками из греческой трагедии. Она представляет его таким, каким он хочет, чтобы его воспринимало общество. Персона обычно не совпадает с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы действовали в тех или иных ситуациях. Причем в современном мире персоной становится профессия человека, его общественно-функциональная наружность: существуют определенные и общепринятые паттерны медиков, военных, химиков, физиков и пр., человека в значительной степени поглощает профессия. Персона как бы является комплексом из моделей поведения человека, его личности, выполняющих преимущественно функцию защиты. Значение персоны в защите личности – служить определенным буфером между этой личностью и внешней средой, при этом излишне слабая персона делает человека очень чувствительным, он имеет определенные трудности даже в обычных, стандартных жизненных ситуациях.

Юнг определяет место персоны на границе индивидуального  и коллективного – «… персона, о чем свидетельствует ее название, является лишь маской коллективной души, той маской, что симулирует индивидуальность, заставляя других и самого ее обладателя поверить в то, будто он индивидуален, тогда как он просто играет роль, через которую говорит коллективная душа».

 

3.3 Индивидуация.

 

Разбор следующих  типов вне понятия индивидуации лишает их большой доли информации, которую вкладывал в них Юнг.

«Я использую выражение "индивидуация" для обозначения того процесса, который производит психологическую "индивидуальность", то есть обособленную неделимую единицу, целостность».

Процесс индивидуации в психологии Юнга в основном относится  ко второй половине жизни. По мнению Юнга, первая половина жизни посвящена  развитию здорового "эго", или "я", обеспечивающего нормальное существование  в реальном мире. После завершения этого этапа (и только при условии успешного его завершения) во второй половине жизни человеку предстоит обратить взор на самого себя в поисках собственной, более глубокой сущности.

«Индивидуация означает: стать единичной сущностью  и, поскольку под индивидуальностью мы понимаем нашу глубинную внутреннюю, предельную и ни с чем не сравнимую уникальность, стать собственной Самостью. В силу этого "индивидуацию" можно было бы переводить и как "самосозидание" или "самовоплощение"».

«Я  все время сталкиваюсь с тем, что процесс индивидуации путают с процессом осознания Я, и тем самым идентифицируют Я с Самостью, в результате чего возникает безысходная путаница в понятиях. Ведь вследствие этого индивидуацией называют обыкновенный эгоцентризм или аутоэротизм. Но Самость подразумевает нечто бесконечно большее, нежели просто Я... Она в равной мере объемлет и то, и другое, и Я. Индивидуация не исключает мир, но включает его в себя».

Путь индивидуации есть последовательное преодоление, осознание  и принятие тени, анимуса и анимы, самости.

 

3.4 Тень.

 

Архетип тени –  это некая обратная, темная сторона  Я. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.

«В то время как содержимое личного бессознательного приобретается на протяжении жизни индивида, содержаниями коллективного бессознательного неизменно оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально».

По Юнгу, при  существовании определенных наклонностей, черт личности и их вынужденном вытеснении в область бессознательного (под различными причинами) они неизбежно персонифицируются: вокруг способностей, отринутых человеком и погруженных в бессознательное, формируется личность (или множество личностей). Юнг назвал эту личность "Тень", поскольку, как и физическая тень, она представляет собой темный контур всего бытия. Причем Тень не обязательно будет активна сразу – она «будет ждать» определенных условий, при которых начнет развиваться. Важно в определении (тут снова виден пример того, с какой тщательностью и щепетильностью Юнг подходил к выбору термина) и то, что тень не относится строго ни к добру, ни к злу.

В сновидениях  обычно фигуры Тени появляются впервые  не в человеческом облике, а в облике монстров или чего-либо подобного. С течением времени фигуры из сновидений развиваются и обретают полностью человеческие формы – это люди одного с нами пола, но отвратительные, злые, вызывающие презрение. По прошествии некоторого времени фигуры претерпевают дальнейшее развитие и принимают облик людей, вызывающих жалость, которых мы терпим, но при этом смотрим на них свысока. Затем Тень приобретает облик наших знакомых – людей, которых мы не считаем особо значимыми в своей жизни, но принимаем как часть ее. Еще позднее "теневые фигуры" превращаются в наших друзей, родственников, возлюбленных. И, наконец, при развитом навыке интегрирования невостребованных характерных черт Тени в собственную личность, Тень не будет более персонифицироваться в бессознательном. Это означает, и Тень стала частью нас самих. При обратном подходе, сознательном подавлении своей Тени – возможны два варианта развития. Либо постоянный конфликт: тогда Тень временами будет прорываться наружу. Либо перенос Тени на кого-либо из окружения человека, причем, чем сильнее «энергия» Тени, тем меньше качества и характеристика этого человека должны соответствовать вытесненными нами. По мере того, как сознание вступает в отношения с бессознательным, выражение конкретной Тени становится более точным.

В то время как содержимое личного  бессознательного приобретается на протяжении жизни индивида, содержаниями коллективного бессознательного неизменно  оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально. С эмпирической точки зрения отчетливее всего можно характеризовать те из архетипов, которые производят самое частое и разрушающее воздействие на эго. Эти архетипы – тень, анима и анимус. Среди них наиболее доступна тень, с ней легче всего познакомиться на опыте, поскольку ее природа в большой мере выводима из содержимого личного бессознательного.

 

3.5 Анима и  анимус.

юнг архетип  коллективный бессознательное

Архетипы анима  и анимус отражают предположение  Юнга, что каждый человек несет  в себе определенные психологические  характеристики противоположного пола. Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус – мужские (маскулинные) характеристики в женском. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Анима и Анимус -это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. При этом эта персонификация не конкретная, но собирательная, комплексная: для мужчины существует единый архетип Анимы, который воплощает образы матери, сестры, дочери и возлюбленной, включая их в себя, но в то же время, являясь продуктом их соединения.

«Поскольку  анима представляет собой архетип, обнаруживающийся у мужчин, то разумно  будет предположить, что некий  эквивалентный архетип должен иметься и у женщин; ибо как женский элемент служит компенсацией мужчине, так и мужской – компенсацией женщине».

Архетипы Анимы  и Анмуса, по Юнгу, существует на границе  сознательного и бессознательного, но, в отличие от Персоны, имеют  не внешнюю, но внутреннюю направленность; они служат средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те неосознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам.

«Естественная функция Анимуса (как и Анимы) заключается в установлении взаимосвязей между индивидуальным сознанием  и коллективным бессознательным. В этом смысле Персона представляет собой сферу между Я-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать как мосты или ворота, ведущие к образам коллективного бессознательного, тогда как Персона представляет собой своего рода мост во внешний мир».

Информация о работе Аналитическая теория личности К.Г. Юнга: структура и динамика коллективного бессознательного