История развития и разработки операционной системы Linux

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:30, Не определен

Описание работы

Доклад

Файлы: 1 файл

Linux в России.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Linux в России 

При подготовке настоящего обзора развития Linux в России существенно  использованы сведения, любезно предоставленные  мне Антоном Фарыгиным, Алексеем Смирновым, Дмитрием Адровым, а также (с разрешения автора) материалы  с сайта "Укрывище Эникейщика" Алексея Федорчука. Остальные сведения собраны в Интернет. Текст подраздела о российском Unix является, в основном, переложением воспоминаний В.Маслова и М.И.Давидова, с небольшими дополнениями из других источников. Наиболее интересные (с моей точки зрения) источники перечислены в списке ссылок. О всех неточностях, ошибках и так далее прошу писать мне (e-mail: kos at rus-linux.net) - я постараюсь внести необходимые исправления в свой обзор.  

Поскольку Интернет пришел в Россию несколько позже, чем в другие страны, наша страна некоторое время оставалась в стороне от международного движения по созданию этой операционной системы. Но Unix нашим программистам был, конечно, известен, и даже разрабатывались собственные, российские (точнее, еще советские) Unix-ы.

Российские Unix-ы 

В 80-х годах 20-го века Советский Союз в плане развития компьютерной техники сильно отстал от ведущих мировых держав. Во времена  БОЛЬШИХ ЭВМ, типа БЭСМ-6, мы еще были на уровне. Для наших тогдашних  мэйнфреймов были разработаны свои ОС, такие как ДИСПАК для БЭСМ-6, трансляторы (компиляторы) с Алгола и Фортрана. Но обмена информацией с западными странами не было, к тому же уже наметилось отставание в технологии. Руководство страны решило поправить ситуацию за счет следования лучшим западным образцам. Свои исследования были свернуты, деньги были брошены на копирование и русификацию добытого на Западе. Стали копировать мэйнфреймы IBM, это стало называться ЕС ЭВМ, а из DEC PDP сделали СМ ЭВМ. Операционные системы для этих ЭВМ, естественно, тоже копировались с западных образцов, разве что некоторые сообщения был переведены на русский язык.  

По-видимому, первая Unix-подобная ОС была разработана в  начале 80-х годов Владимиром Бутенко. На физическом факультете МГУ, где он работал, имелась машина ЕС-1010, которая ничего общего с другими ЕС ЭВМ не имела. Это был клон французской машины MITRA S-125 (или около того) в исполнении венгерского Видеотона. Поскольку оригинальная ОС на этой машине не то чтобы совсем не работала, но была очень плоха, Владимир Бутенко решил написать свою ОС - и таки написал, и запустил. Началось все это примерно в 1982 г. Разработанная им система получила название MISS (Multipurpose Interactive timeSharing System). Тянула она 10 пользователей на 10-ти дисплеях, при этом имея памяти 64 Кб и диска не то 300, не то 700 Кб.  

Вокруг Бутенко  образовалась команда: Миша Флеров, Иван Бобров, Марк Венгеров (компилятор для  Си и Фортрана), Вадим Маслов (система  программирования на Basice), Игорь Тимкин, всего около 10 человек.  

Система MISS имела неплохой для того времени сетевой протокол. Этот протокол был внедрен в организациях, имевших EC-1011 (улучшенная и увеличенная версия ЕС-1010). Система была перенесена на IBM PC, но это случилось несколько запоздало -- Unix и MS DOS уже давили со страшной силой.  

В Институте атомной  энергии им. И.В.Курчатова интерес  к мобильным системам возник в  конце 70-х, задолго до появления в  нашей стране первых лент с ОС Unix. Инициатором этого направления  был М.И.Паремский (тогда руководитель группы, позже известной как "команда из Курчатовского"). В 1982-1983 годах в Институте имени Курчатова с участием специалистов ряда других НИИ были начаты работы по созданию отечественной операционной системы типа Unix. Первоначально ее называли УНАС. Дескать, Unix - это У НИХ, a УНАС - это У НАС. Цель была простая - русифицировать Unix и приспособить его к суровому русскому железу. Позже эта система получила название ДЕМОС - Диалоговая Единая Мобильная Операционная Система. Среди курчатников были Алексей Руднев, Валера Бардин, Сергей Аншуков.  

В это же время  на кафедре Прикладной математики и  вычислительной техники Институте  Прикладной Кибернетики (ИПК) МинАвтоПрома сформировалась еще одна команда  юниксоидов. Автомобильная промышленность в то время была одной из ведущих отраслей в стране, поэтому ИПК получал много техники и книг, а задачей кафедры была подготовка программистов для заводов, КБ, полигонов и НИИ. Заведовал кафедрой М.И.Давидов, который очень тщательно подбирал сотрудников в свой коллектив. На кафедре работали многие люди, ставшие потом известными, - В. Антонов, С.Беляшов, Е. Введенская, Д.Володин, Н.Васильева, С.Галкин, О.Губа, Т.Зрелова, М.Коротаев, А.Ларин, С.Леонтьев, И.Мазепа, В.Серебряков, Н.Соколов, П.Сотникова, М.Флеров, А.Чернов. Почасовиками работали специалисты из многих ведущих организаций и институтов: А.Маслов, А.Леонас, А.Руднев, С.Аншуков, С.Усиков и др.  

На кафедре начали заниматься русификацией Unix-a, назвав разрабатываемую  систему МНОС - Машинно-Независимая  Операционная Система. МНОС, как и Демос, был русификацией Unix ver. 6, приспособленной к СМ-4 и СМ-1420 - советским версиям DEC PDP-11. Постепенно в ИПК образовалась команда юниксоидов, в которую входили Вадим Антонов, Сергей Леонтьев, Дима Володин. Позже к ним присоединились Н.Саух, А.Руднев, С.Аншуков, А.Егошин, М.Паремский, М.Попов, С.Осовик, Д.Бурков, Е.Бобаян. Вадим Антонов сутками просиживал у консоли, прилаживая советские дисплеи и мультиплексор. Осенью 1983 года на СМ-1425 с мультиплексором СМ-8514 заработало 14 (!) фрязинских дисплеев - это была победа. Позже А.Ларин установил переключатель общей шины и удалось соединить две машины. В результате к двум СМ-14 было подключено 24 дисплея. Они все могли одновременно работать без ограничений, и это при памяти 256K и 5-мегабайтных дисках! Осенью 1984 года был проведен семинар, на котором показали работающий Unix. На семинаре присутствовали люди из разных мест - началось расползание системы по стране.  

В эти же годы ИНЭУМ (Институт Электронных Управляющих  Машин, головное КБ Минприбора) занимался разработкой очередного русского Unix-a под названием ИНМОС (Интерактивная Мобильная Операционная Система). В этой команде работали Михаил Беляков, Юрий Рабовер, Александр Фридман, Игорь Куницкий.  

Через некоторое  время команды юниксоидов из Курчатовского института и ИПК МинАвтоПрома начали активно взаимодействовать. Закончилось все это объединением этих двух команд в 1984 г. А создаваемая ими операционная система (МНОС+Демос) получила название ДЕМОС версии 2.x. Разработчикам пришлось заняться созданием документации, соответствующей требованиям ЕСПД (как выразился один из разработчиков "высшая форма издевательства над программистами"). В результате труд неформальной компании приобрел вполне официальный вид и мог использоваться всеми госорганизациями и госорганами. В 1986 году разработка ОС ДЕМОС была отмечена премией Совета Министров СССР. В последующие годы ОС ДЕМОС стали ставить на различные машины - сначала на СМ-4, потом на Электронику-1082, Эльбрус, ЕС - короче говоря, на все, что тогда существовало в нашей стране.  

Сложилась довольно странная ситуация: ОС ДЕМОС продавалась  в госструктуры, но изготавливалась  непонятно кем - "группой частных  лиц". Требовалось найти "юридическое  лицо", которое могло бы официально продавать эту разработку. Тут  как раз вышел закон о кооперативах и в 1987 году был образован кооператив Демос, основным видом деятельности которого стала поддержка и развитие ОС ДЕМОС.  

В 1988 году в нашей  стране была выпущена первая партия рабочих Unix-станций "Беста-88" (НИИСИ АН СССР, ЗИЛ - В.Б. Бетелин, А.И. Ставицкий). Это была первая отечественная Unix-станция. Она строилась на процессоре Motorola 68020 и магистральной шине VME. Как сообщил мне М.Мошков "Прообразом для нее послужил компьютер Force (Sun-3). Операционную систему Unix SVR3.2 для БЕСТЫ портировал Ричард Столлман. В общей сложности было выпущено порядка полутора тысяч станций, которые применялись довольно широко - я на них работал, и наблюдал применение на Нововоронежской АЭС, в ВУЗах, на МГТС, в Казани, Казахстане, Ташкенте, и много где еще (Informix, Oracle, графические приложения, делопроизводство на редакторе РК и т.д.). Фактически именно BESTA проложила путь коммерческому использованию Unix в стране - это был первый массовый недорогой Unix-компьютер в Союзе."  

Примечание: 28 апреля 2009 г. я получил письмо со следующим комментарием по поводу утверждения о том, что "Операционную систему Unix SVR3.2 для БЕСТЫ портировал Ричард Столлман":  

Есть стойкие подозрения, что участие Ричарда Столлмана  не соответсвует действительности. Говорят, когда Ричард приезжал в Россию (недавно было), его спросили по поводу его участия в портировании. Он очень удивился и сказал, что в проекте "Беста-88" он не участвал. Портированием UNIX на архитектуру Motorola занималась какая-то немецкая компания Stollmann GmbH. Ее имя встречается, когда UNIX на архитектрурах Motorola 680x0 грузится. Например:

UNIX System V Release SVR3.1 M68020 Version 01Jun87 Node mymachin Copyright (c) 1984 AT&T All Rights Reserved Ported by Stollmann GmbH, Hamburg

UNIX System V Release 3.1 680x0 Version DN010192 Node Boot Copyright (c) 1984 AT&T All Rights Reserved Ported by Stollmann GmbH, Hamburg  

Вероятно, произошла  ошибка. Надо ли исправить это в  первоисточнике? А то относительно недавно эта информация из Вашей статьи всплыла и размножилась, превратившись в миф про Ричарда Столлмана.

С уважением, Евгений  Зубок.  

Полагаю, что М.Мошков действительно ошибся в этом вопросе. Что не опровергает, однако, остальных  моментов его рассказа.  

Раз уж речь зашла  о русском Unix, нельзя не отметить вклад Андрея Чернова, который разработал кодировку символов кириллицы, получившую название KOI8-R. Эта кодировка была разработана изначально с ориентировкой на Unix. Так как Unix в своей основе сетевая ОС, то основной идей при создании KOI-8 была идея об обеспечении перемещения кириллической информации по сети. Но для передачи в то время использовался 7-битный стандарт ASCII. Разработчики поместили кириллические символы в верхней части таблицы таким образом, что позиции кириллических символов соответствуют их фонетическим аналогам в английском алфавите в нижней части таблицы. Это означает, что, если в тексте, написанном в KOI-8, мы убираем восьмой бит каждого символа, то мы все еще имеем "читабельный" текст, хотя он и написан английскими символами! Кодировка KOI8-R быстро стала фактическим стандартом для кириллицы в Интернет, что и нашло отражение в RFC 1489 ("Registration of a Cyrillic Character Set"). Автором этого документа является Андрей А. Чернов, который проделал огромный объем работы, чтобы превратить KOI-8 в стандарт Интернет. Страничку А.Чернова, посвященную русификации различных частей ОС и других программных продуктов вы можете просмотреть сами: KOI8-R - Russian Net Character Set (KOI8-R - Русская Сетевая Кодировка)  

Между тем в феврале 1989 года кооператив Демос был преобразован в компанию "Демос", занимавшуюся разработкой программного обеспечения и построением локальных компьютерных сетей. Эта компания продолжала развивать и поддерживать ОС ДЕМОС. Распространение ОС ДЕМОС в нашей стране создало благоприятные предпосылки для создания глобальной сети и на территории бывшего СССР. В начале 90-х годов "Демос" была первой коммерческой компанией в СССР, которой удалось наладить информационный обмен с сетью Internet (через Финляндию). Это создало предпосылки для проникновения в нашу страну открытых систем, в частности, Linux.  

Но вначале к  нам все же пришла открытая версия Unix - FreeBSD. И, конечно, нашлись и в  России люди, которые начали ее использовать, развивать и русифицировать. Например, Игорь Николаев написал руководство по настройке монитора в XFree86 и другие статьи, которые потом использовалось и линуксоидами. Иван Паскаль сыграл большую роль в кириллизации Иксов вообще, а более полного описания xkb с тех пор так и не было. На сайте Игоря Сысоева вы до сих можете найти статьи по настройке pppd во FreeBSD (PAP/CHAP, соединение с Windows NT RAS, как стать провайдером), борьбе с баннерами с помощью Squid и т.д.  

Как видим, уровень  подготовки и квалификация наших  программистов вполне позволяли принять участие в развитии Linux.

Первые русифицированные дистрибутивы 

Как вспоминает некоторые  очевидцы, в России вначале появились  диски с Linux, выпускавшиеся американскими  компаниями WalnutCreek и Trans-Ameritech Enterprises. А.Федорчук написал мне: "WalnutCreek'овские диски со Slackware в разной комплектации продавались (по крайней мере в Москве) года с 95-го, именно с одного из таких ставили Linux у нас в институте для web-сервера. Продавали их многие - первой была МедиаХауз, затем Электротех Мультимедиа." А Д.Рамодин в статье "Linux - ОС для всех", опубликованной в 6-ом номере журнала "Мир ПК" за 1997 год писал "... две американские компании Walnut Creek и InfoMagic, специализирующиеся на издании полезных и недорогих CD-ROM, решили сделать одной из статей своего дохода выпуск дисков с ОС Linux и прикладными программами для последней. В настоящий момент снискали популярность два таких комплекта: Walnut Creek Linux Toolkit и InfoMagic Linux Developer's Resource." И сообщает, что купить их можно в московской фирме "ЭлектроТЕХ Мультимедиа". А фирма "Компьюлинк", например, предлагала дистрибутив Slackware компании Walnut Creek. Но это были дистрибутивы англоязычные, и, естественно, вскоре появились люди, которые занялись их русификацией.  

Дистрибутив "Открытое Ядро". Первым русифицированным дистрибутивом Linux был, вероятно, дистрибутив "Открытое ядро", выпущенный весной 1996 г. питерской  компанией UrbanSoft, которую возглавлял Джон Линн Росмэн - один из первых иностранцев, открывших в Петербурге свой бизнес. Фирма UrbanSoft имела, видимо, какое-то отношение к Санкт-Петербургскому Государственному Университету, потому как располагалась в университетском городке, который находится в Петергофе, в одном из самых красивых пригородов Санкт-Петербурга, в 30 км от центра города.  

Фирма UrbanSoft вначале - до 1995 года - занималась русификацией дистрибутива Slackware и даже распространяла его на 30 дискетах! Однако появление Red Hat Linux сделало процесс установки  и обновления системы гораздо  более простым делом. К тому же другие дистрибутивы имеют гораздо более узкий круг пользователей, чем Red Hat. Поэтому было принято решение ориентироваться именно на этот, один из старейших и самый распространенный во всем мире дистрибутив. Результатом стал выпуск диска "Открытое Ядро".  

Информация о работе История развития и разработки операционной системы Linux