Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:23, реферат
Венчурное предпринимательство сегодня – это новая форма малого предпринимательства, роль которого на современном этапе, в эпоху новейших технологий существенно возросла, поэтому актуальность темы очевидна.
Название «венчурное предпринимательство» происходит от английского «venture» - рискованное предприятие или начинание. Сам термин «рисковый» подразумевает, что во взаимоотношениях инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент авантюризма.
Введение
Предпосылки к развитию венчурного предпринимательства; его роль в экономике
Механизмы венчурной индустрии
Венчурные фонды: устройство и функционирование
Развитие и опыт венчурного предпринимательства в зарубежных странах; отчественная практика в венчурном бизнесе
Поддержка венчурного бизнеса со стороны государства
Заключение
Список используемой литературы
На протяжении своего недолгого, но бурного развития, венчурный бизнес непрерывно эволюционировал по одному из двух путей развития: американскому (упор на частную инициативу) и европейскому (подпитка институциональными инвесторами). В конце 1990-х годов эта отрасль пережила стремительный рост, а затем глубокий спад, вызванный "технологическим пузырем", образовавшимся из-за переоценки возможностей интернета. Необходимо, правда, отметить, что подобный спад практически не отразился на российском рынке венчурных инвестиций, по причине его неразвитости. Неразвитость присуща и рынку венчурного капитала Европы, что определило принятие нами за эталон венчурного механизма его американский вариант, где она получила такое мощное развитие.
Рассмотрение проблем и особенностей венчурных механизмов в Европе и США, неизбежно сталкивает нас с проблемой различия между этими двумя регионами. Но перед тем, как приступить к описанию особенностей, необходимо указать причины бурного развития венчурного финансирования в 1990-х годах. Следует отметить, прежде всего, высокую развитость фондовых рынков, в частности, фондового рынка для малых высокотехнологичных фирм. Кроме того, малые высокотехнологичные фирмы могут быстро развиваться благодаря величине платежеспособного рынка и вследствие того, что захват одного рынка часто означает и победу в международной конкуренции. Немаловажен также тот факт, что американские и европейские университеты получают огромные ассигнования на проведения научных исследований от государственного и частного секторов, высоко мобильны, ориентированы на конкуренцию и имеют высокую мотивацию к коммерциализации своих научных разработок.
Однако,
при относительной схожести предпосылок,
венчурные механизмы США и
Европы не копируют друг друга. В США,
где венчурный процесс уже
давно отлажен, вся юридическая
документация относительно стандартна.
Существует всего лишь несколько
основных "шаблонов", представляющих
"фирменные" стили небольшого
числа ведущих венчурных
Существуют и идейные различия. Американские венчурные капиталисты привыкли весьма прямолинейно понимать свое участие в сделке и старались оказывать влияние на компанию, участвуя через своих представителей в работе ее правления. [2, стр.270] Подобный подход куда боле пропитан духом партнерства, чем европейский. Обе стороны принимают участие в работе, и есть только два возможных исхода - или все зарабатывают много денег, или все много теряют. Между этими двумя путями, с точки зрения перечня условий, практически не существует различий. В Европе, напротив, господствует стиль мышления, связанный с выкупами компаний менеджментом. Кроме всего прочего, это означает, что инвесторы не в такой степени интересуются работой в правлении. Куда больше они озабочены составлением сложных инвестиционных соглашений, определяющих отношения, которые скорее напоминают отношения между банком и заемщиком. Регулирующие статьи носят характер "отрицательного контроля" (стремятся максимизировать количество возможностей, когда венчурный капиталист смог бы наложить запрет). На это существуют вполне очевидные исторические причины. В США венчурный капитал и выкупы за счет использования заемных средств представляют собой две совершенно разные отрасли. В Европе, напротив, господствует подход компании ICFC, которая начала структурировать свои инвестиции как ссуды с дешевым собственным капиталом. Для компаний этот подход куда менее привлекателен, однако подобные схемы вполне одобрялись бухгалтерами и юристами, консультирующими предпринимателей. Для американских предпринимателей эти схемы были неприемлемы вследствие высокой конкуренции между многочисленными венчурными капиталистами. [2, стр.272]
После кризиса 2000 года, венчурные фирмы начали вводить все более суровые статьи в "перечень условий". Распространение более жестких условий в США привело к некоторому сокращению между европейскими и американскими принципами венчурного бизнеса. Более того, имело место и встречное движение, поскольку европейцы принялись использовать схемы американских венчурных капиталистов.
Итак, подводя
итог исследованию венчурного механизма
в развитых странах, следует подчеркнуть
важность проработанности
Венчурная
индустрия в России зародилась не
в результате частной инициативы
отечественных "ангелов бизнеса"
или национальных финансовых институтов,
что коренным образом отличает ее
от США и Европы. Она была принесена
извне с целью ускорения
Экономический кризис 1998 г. стал переломным моментом для еще неокрепшей индустрии прямых и венчурных инвестиций, поскольку из действующих на то время примерно 40 фондов многие были вынуждены свернуть свою деятельность, а из 11 управляющих компаний ЕБРР остались три: Quadriga, Eagle и Norum. В течении двух лет после кризиса 1998 года объем прямых инвестиций, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы, сокращался.
В конце мая 2000 г. консорциум "Альфа-Групп" объявил о начале долгосрочной инвестиционной программы. Предполагается вложить 20 млн. долл. в 10-15 российских компаний, занятых разработками в таких перспективных отраслях науки, как нанотехнологии, биотехнологии и материаловедение. Реализацией проекта будет заниматься ОАО "Русские технологии", учрежденное для этих целей в конце прошлого года.
Финансирование планировали осуществлять по классической венчурной схеме: выкуп доли уставного капитала и его продажа после того, как цена портфельной компании достигнет запланированного уровня (инвестор рассчитывает на рост стоимости пакета не менее чем на 35%). Длительность сотрудничества в каждом случае будет определяться индивидуально.
В "Русских
технологиях" понимали, что сегодня
в России достаточно сложно найти 20
компаний, интересных конкретному венчурному
инвестору. Поэтому там не исключали
варианта, при котором придется создавать
"с нуля" фирмы для превращения
перспективных наработок
Во-вторых, большинство венчурных фондов, действующих в России, являются, по сути, фондами прямых инвестиций. В традиционном понимании основным объектом венчурных инвестиций должны быть технологически ориентированные компании. Однако пока фонды, вкладывающие в нашей стране свои средства в инновационные проекты, настолько немногочисленны, что выглядят, скорее, как исключение, а не правило. К концу 2000 г. на территории России действовало около 40 фондов, аккумулировавших капитал в 3,5-4 млрд. долл. По оценке экспертов, за период с 1994 по 2001 г. общий объем венчурных и приравниваемых к ним прямых инвестиций в российские компании составил примерно 1,5-1,8 млрд. долл. Однако в высокотехнологичный сектор российской экономики было направлено не более 3-5% от общей суммы прямых инвестиций.
Несмотря
на значительные изменения, произошедшие
в России за последние годы, предпочтения
инвесторов меняются с большим трудом:
средства по-прежнему направляются в
основном в далекие от инноваций
сектора. Распределение инвестиций
по отраслям показывает, что система
приоритетов инвесторов все так
же консервативна. Львиная доля вложений
приходится на традиционные отрасли, рыночные
перспективы которых понятны
инвесторам. В целом это классическая
схема распределения прямых инвестиций
по отраслям: инвесторы предпочитают
вкладывать в сектора "первого
цикла", максимально приближенные
к конечному потребителю. Масса
дохода, генерируемого на инвестиции
в компании такого типа, выше аналогичных
показателей для небольших, пусть
и быстрее растущих фирм, которые
сегодня "упираются" в конечные
пределы узкого отечественного рынка.
А выйти на зарубежные рынки они
за редким исключением не в состоянии,
поскольку не могут составить
иностранным компаниям
Особо
выделим два венчурных фонда-"
Российский технологический фонд (Санкт-Петербург) организован компаниями Top Technology Limited (Великобритания) и SITRA (Финляндия) для инвестирования в российские технологические предприятия. За время своего существования фонд вложил средства в 6 малых инновационных компаний (все они имеют общие черты: ранняя стадия развития, штат - 15-20 сотрудников, амбициозные устремления по завоеванию не только внутреннего, но и международного рынков). Четыре инвестиции можно считать вполне удачными. Самой же успешной портфельной компанией РТФ на сегодняшний день является "Институт сетевых технологий". В 1998 г. фонд в обмен на пакет акций вложил в нее 600 тыс. долл. Тогда фирма имела оборот примерно 9 тыс. долл. А уже по итогам 2002 г. он составил порядка 3 млн. долл., прибыль - около 1 млн. долл. В настоящий момент идет формирование второго фонда. Все частные инвесторы, которые внесли свои средства в первый фонд (а это в основном профессионалы из США и Европы), на встрече в ноябре прошлого года подтвердили свое намерение инвестировать во второй фонд в 5-6 раз больше. По расчетам руководства фонда, вполне достижимая цель - внутренняя ставка доходности (IRR) на уровне 34-35%.
С начала
2001 года объем прямых и венчурных
инвестиций в России начал расти.
Это объясняется серьезным
К настоящему
времени уже имеется ряд