Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 18:35, курсовая работа
В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.
Введение……………………………………………………………3.
Глава 1. Идеологическое многообразие в РФ……………………6.
Принцип идеологического многообразия…………6.
Равноправие общественных организаций....………21.
Пределы осуществления принципа
идеологического многообразия..………………….26.
Глава II. Политический плюрализм...…………………………….30.
2.1. Понятие политического плюрализма..………………..30.
2.2. Политическое многообразие..…………………………33.
Заключение....……………………………………………………….41.
Список использованной литературы.....…………………………...43.
Что касается
иностранных граждан, то они могут
быть учредителями, членами и
участниками общественных
Учитывая весьма разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает следующие организационно-правовые формы функционирования общественных объединений:
• общественные организации;
• общественные движения;
• общественные фонды;
• общественные учреждения;
• органы общественной
• политические партия (ФЗ от 12.03.2002 г.).
Кроме того, Федеральным законом о внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 10 ноября 2003 г13. к числу общественных объединений отнесена национально-культурная автономия.
Организационно-правовыми формами политических партий и национально-культурных автономий являются общественные организации.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Во всех других формах лица, входящие в их состав, именуются участниками.
Цели общественных движений, органов общественной самодеятельности, общественных фондов и общественных учреждений в самой общей форме определяются в рассматриваемом федеральном законе, а более конкретно они содержатся в уставах соответствующих объединений.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона, в Российской Федерации действуют общероссийские, региональные, могут быть межрегиональные, и местные общественные объединения.
Общероссийскими общественными объединениями считаются такие, которые осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения.
Межрегиональными признаются общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федераций и также имеют там свои структурные подразделения.
Региональные
общественные объединения
В статье 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», в которую были внесены значительные дополнения Федеральными законами от 12 марта 2002 г. и 25 июля 2002 г., определен круг полномочий общественных объединений, необходимых им для реализации своих уставных целей.
В частности,
общественные объединения
• свободно распространять
• участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления;
• проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирования;
• выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
• представлять и защищать свои интересы, права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных целей и конкретных видов общественных объединений. Что касается их права участвовать в выборах представительных органов и высших должностных лиц, то право выдвижения кандидатов предоставлено только политическим партиям. Те общественные объединения (организации) в уставах которых закреплено их право принимать участие в выборах, могут реализовать его только в блоке с той или иной политической партией.
Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы своих уставов и иных учредительных документов. За нарушение Конституций и федеральных законов, за действия, противоречащих их уставам, общественные объединения могут быть ликвидированы по решению суда, что означает запрет на их деятельность.
1.3. Пределы осуществления принципа
идеологического многообразия.
Часть 2 статьи 13 Конституции
РФ устанавливает правило, органически
связанное с содержанием части 1. Признание
идеологического многообразия,
строго
говоря, означает запрещение признания
какой-либо идеологии государственной
и общеобязательной. Как и часть 1, часть 2 этой статьи
содержательно связана со ст. 14, 28 - 30,44
и др.
При этом необходимым элементом любой идеологии, конституционно признаваемой в России, является лояльное отношение (не обязательно поддержка) к действующей Конституции и подчинение ее требованиям. Это не мешает использовать предусмотренную ею возможность законного, ненасильственного, демократического изменения конституционного строя России14.
Правило части 2 статьи 13 Конституции РФ относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократические, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.).
Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в ч. 5 этой статьи и в ряде других статей. Это, например, запрещение захватывать власть15, нарушать права и свободы человека и гражданина16.
По мнению Якунина, убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом17.
В целесообразности и справедливости недопущения господства одной идеологии в государстве убеждает опыт всех стран, где такое господство имело или имеет место. Оно связано с нарушением и даже подавлением прав и свобод личности, справедливых интересов больших социальных групп, теоретически беспомощно и резко снижает эффективность общественной и государственной системы.
Часть 5 статьи 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность тех общественных объединении, которые имеют противоречащие Конституции цели или совершают такие действия. Она перечисляет ряд целей или действий, служащих основанием для запрета. Это, прежде всего, насильственное изменение основ конституционного строя. Названное в качестве одного из оснований для такого запрета создание вооруженных формирований может означать и подготовку для насильственных действий более широкого характера. По мнению М.В. Баглай, речь идет о том, что, не имея возможности добиться желаемых изменений конституционными способами, некоторые из общественных объединений могли бы обратиться к насилию и попытаться совершить государственный переворот в той или иной форме. Печальный опыт такого рода есть у России, как и у некоторых других стран18.
В числе оснований для запрета создания или деятельности общественного объединения названы его цели или действия, направленные на нарушение территориальной целостности государства, на подрыв его безопасности.
Как считает В.А. Кикоть, объем этих ограничений и запрещений вполне соответствует практике демократических, а также постсоциалистических государств19.
Существует и международно-правовой опыт запрещения подобной деятельности. Например, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц20.
В мировой практике такие запрещения и ограничения права на объединение сопровождаются разрешением непреступным элементам распущенных антидемократических партий создавать организации, способствующие переходу этих элементов на демократические позиции и включению их в демократический процесс. Такую роль в ФРГ играла, например, национал-демократическая партия.
В постсоциалистических странах судьба коммунистических партий сложилась по-разному. В Чехословакии и Албании компартии были запрещены, а их активным членам не разрешено занимать должности на государственной службе. В некоторых странах (Польша, Болгария, Венгрия, Литва и др.) на основе компартий возникли новые партии, отказавшиеся от прежнего названия, перешедшие фактически на позиции левого или правого социал-демократизма и играющие более или менее значительную роль в политической жизни своих стран.
Несколько таких социалистических или социал-демократических партий и групп есть и в России. Они сложились после распада КПСС и серии президентских указов о приостановлении деятельности Компартии РСФСР от 23 августа 1991 г., об имуществе КПСС и Компартии РСФСР от 26 августа 1991 г., а также о деятельности КПСС и Компартии РСФСР от 6 ноября 1991 г.
Этими указами Президент РФ приостановил деятельность КПСС и КП РСФСР и распустил их руководящие организационные структуры, объявил государственной собственностью все имущество, находившееся фактически во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, распустил все первичные организации этих партий.
Проверка конституционности названных указов совместно с проверкой конституционности КПСС и КП РСФСР была проведена Конституционным Судом в 1992 г. постановлением от 30 ноября 1992 г. Конституционный Суд признал, что КПСС фактически распалась в августе - сентябре 1991 г. Он признал соответствующим Конституции роспуск руководящих структур и производственных первичных организаций этих партий и передачу государству государственного имущества, находившегося в руках этих партий. Одновременно Суд признал неконституционным роспуск территориальных первичных организаций этих партий, ибо «они сохраняли свой общественный характер и не подменяли государственные структуры». В случае их организационного оформления в качестве политической партии наряду с другими партиями должны быть соблюдены требования Конституции и российских законов. Суд также признал не соответствующей Конституции передачу государству той части имущества КПСС и КП РСФСР, законными собственниками которой были эти партии21.
Глава II. Политический плюрализм.
2.1.
Понятие политического
Понятие плюрализма применительно
к политике впервые использовал идеолог
английского лейборизма Г. Ласки, который
и ввел в 1915 году его в научный оборот.
Политический плюрализм (от лат. pluralis -множественный)
- один из главных принципов современного
общественного устройства при демократии,
когда взаимодействуют и состязаются
(в условиях свободного выражения своих
интересов) различные социальные группы,
партии и иные организации. Плюралисты
исходят из аристотелева определения,
что «люди по природе своей социальные
существа» и им свойственно создавать
организации и группы для выражения своих
требований, поддержки либо протеста.
Они считают, что ни одна из групп интересов
не может доминировать в политическом
процессе, так как не представляет мнения
всего общества, следовательно, концентрация
власти недопустима. Вместе с тем интересы
каждого гражданина очень редко сводятся
к какому-то одному, что препятствует расколу
общества на непримиримо враждебные группировки.
По мнению О.Н. Смолина, политический плюрализм
является признаком либерализма: при нем
никакой институт и тем более личность
не могут оказаться сосредоточением всей
власти, сами властные отношения являются
результатом социального партнерства
и согласия22.
Культура политического плюрализма стала
утверждаться в западных странах со времен
установления конституционализма, парламентаризма,
многопартийности. В основе правил политического
плюрализма лежит признание сохранения
мира в обществе как абсолютной ценности:
все позиции, интересы признаются правомерными,
если они не направлены против общепринятых
нравственных, экономических, политических
устоев общества, не аппелируют к насилию.
В политическом плюрализме акцент делается
не только на политической свободе человека,
но, прежде всего, на групповом, коллективистском
содержании политических отношений. В
течение долгого времени концепция политического
плюрализма составляла основу теории,
так называемой плюралистической демократии,
в рамках которой главной движущей силой
политики признавалась политическая группа,
защищающая свои политические интересы.
Социальная ценность политического плюрализма
в этом случае состояла в том, чтобы объединить
и примирить разнообразные социальные
течения на основе социальных уступок
с целью достижения согласия. Цель демократии
заключалась в этом случае в том, чтобы
стимулировать плюрализм в обществе, предоставлять
гражданам возможность выражать свои
интересы и достигать компромиссов.
По мнению А.И. Соловьева, политический плюрализм - осуществление власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений23. В центре идеи политического плюрализма находится не индивид, а организованная группа. Основным субъектом политики выступает не народ и индивид, а группы, в которых человек обычно состоит. Индивид обычно активен политически не сам по себе, а как выразитель групповых интересов. Благодаря многообразию интересов человек может иметь, но может и не иметь стабильные интересы по отношению к власти, в результате чего большинство, мнение которого является определяющим на любых выборах, не является стабильным и монолитным.
Поэтому мало оснований опасаться тирании большинства, которое всегда временно и неустойчиво. Полевение и поправение общества не противоречит принципам политического плюрализма, колебания такого рода рассматриваются как условие политической стабильности общества, допускающей реформирование, но предупреждающей радикализацию настроений значительной части общества.
Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды, - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Несмотря на известную удаленность этой модели властвования от идеала народного самоуправления, ее сторонники полагают, что она обеспечивает достаточный уровень ответственности для того, чтобы именоваться демократической.
Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать свое мнение: за них это сделают группы интересов, причем намного эффективнее, а нужное представительство будет достигнуто даже без активности граждан. В этой модели граждане как бы дважды представлены - выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение еще большей поддержки электората.
Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а - отрицательная частица, nomos - закон, то есть аномия - отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество. Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.