Политические воззрения Н.Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2010 в 19:39, Не определен

Описание работы

I. Введение.............................................................. ... 3
I I . Жизненный путь Никколо Макиавелли ....................... 4
I I. Основы политического мышления Макиавелли .
1.Философско-этическая основа. Судьба и человек........... 7
2.Научно-методологическая основа. Опыт и практика......... 9
3. Ценностная основа. “ Право родины” как высшая цель...13
I V. Теория государства и государя у Макиавелли
1. Идея политических благ, целей и средств................. 16
2. Характеристика различных форм правления.............. 17
3. Образ личности государя в государстве Макиавелли...18
V. Историческая судьба политической мысли Макиавелли...21
VI. Список использованной литературы........................... 26

Файлы: 1 файл

политология 1.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)
 

                              

  “Политические воззрения  Н.Макиавелли “.         

  План реферата. 

I. Введение.............................................................. ... 3  

I I . Жизненный путь  Никколо Макиавелли .......................  4

I I. Основы политического мышления Макиавелли .

1.Философско-этическая  основа. Судьба и  человек........... 7

2.Научно-методологическая  основа. Опыт и  практика......... 9

3. Ценностная основа. “ Право родины”  как высшая цель...13

I V. Теория государства  и государя у Макиавелли   

1. Идея политических  благ, целей и средств................. 16   

2. Характеристика различных  форм правления.............. 17  

3. Образ личности  государя в государстве  Макиавелли...18

V. Историческая судьба  политической мысли  Макиавелли...21

VI. Список использованной  литературы........................... 26       
 
 
 
 

 

 I. Введение.      

 Вклад  Никколо Макиавелли в историю мысли поражает уникальностью и тем не менее укоренен в ренессансном типе культуры , оказавшись логически-историческим пределом этой культуры, той критической точкой, в которой трагически проступили свойственные ей противоречия. Макиавелли выдвинул тезис самостоятельной трактовки политики и права,  исследовал взаимосвязь между характером общества  и его политическим оформлением. Глубоки догадки Макиавелли о государстве,  его структуре,  формах и функциях.  Находясь у истоков буржуазной  политической  науки,  Макиавелли выдвинул общественно-политическую программу большой исторической значимости, органически связал свою теорию с практическими требованиями действительности,  с идеями буржуазного прогресса,  с защитой республиканских идеалов, тем самым закрепившись в истории мировой науки как великий и неповторимый мыслитель.            

 Макиавелли  написал множество научных работ : “Рассуждение  о  первой декаде Тита Ливия”, “Военное искусство”, трактат “История Флоренции”. Его перу принадлежат “Десятилетие” - сухая стихотворная хроника о “трудах Италии за десять лет”, написанная за пятнадцать дней, комедия “Мандрагора”, признаваемой современниками одной из лучших комедий века,“Золотой осел” - сатирическая картина упадка флорентийских нравов, книги “О случае”, “О фортуне”, “О неблагодарности, “ “О честолюбии”, карнавальные песни, стансы, серенады, сонеты, канцоны, новеллы. Однако славу  - странную, неровную, даже скандальную - ему создал “Государь” - сочинение , написанное за несколько месяцев . С течением  времени образ Макиавелли стал одним из символов в истории европейской и мировой культуры  , причем символом, трактуемым каждым поколением по-своему, часто диаметрально противоположно, и неизбежно вызывающим к жизни все новые научные и художественные интерпретации.   И до сих пор , а в новейшее время особенно, нет единого мнения, кем считать этого человека - первым ученым-классиком политической социологии или первым идеологом тоталитаризма, беззастенчивым циником , для которого цель оправдывает любые средства, или наивным безумцем, который подробнейшим образом учит хитрить и обманывать изощреннейших лисиц своего времени, бесстрастным теоретиком политической игры или  отчаянным патриотом, измученным нереализованной жаждой деятельности, восковой фигурой из музея  эпохи Возрождения или современным мыслителем, в творчестве которого беспощадно сталкиваются вневременные общечеловеческие противоречия.  

I I . Жизненный путь  Никколо Макиавелли . 

Никколо Макиавелли родился 3 мая 1465 года во Флоренции, в семье практикующего юриста  среднего достатка. Флоренция была одной из типичных торгово-промышленных республик Италии, раздробленной на множество княжеств, герцогств, республик. Она жила в состоянии постоянных конфликтов, войн, малых и больших, нескончаемых дипломатических интриг со своими ближними и дальними соседями : Романьей и Римом, Ломбардией и Венецией, Сицилией, многими другими областями Апеннинского полуострова, войн с внешними завоевателями - Испанией и Францией. В Италии, да и во всем тогдашнем мире трудно было бы найти город, где можно было бы с большим успехом изучать политику, чем во Флоренции.“ Во Флоренции политиками были все. Не всегда во Флоренции политический опыт накапливался в спокойной обстановке, иногда его приходилось усваивать под звон мечей, под грохгот разруша емых зданий, под гудение набата в дыму пожаров, среди заговоров и революций. А в мирное время политика сплетается с весельем, ей вторят карнавальные песни и хороводные напевы.” Флоренция все еще была сердцем Италии : народ еще сохранял там свой особый облик, еще был жив образ родины. Свобода и политическая борьба поддерживали крепость духа и сделали возможным появление Савонаролы, Каппони, Микеланджело, Ферруччо и незабываеое сопротивление войскам папы и императора. Независимость, слава родины, свободолюбие - эти моральные силы еще более подчеркивались контрастом, который они составляли с разложением, царившим при дворе Медичи. Семья Макиавелли жила в атмосфере Возрождения, молодой Никколо Макиавелли не только жил в окружении античных традиций, свойственных гуманистическому духу эпохи, но, очевидно, и непосредственно обращался к сочинениям древних классиков, наполнявших библиотеку отца.    

19 июня 1498 года Макиавелли был избран  на пост второго канцлера республики , а уже 14 июля - секретарем Совета  десяти. Эти посты он сохранил  до ноября 1512 года, когда на смену  республике в результате переворота  снова пришли Медичи. Совет десяти был исполнительным органом управления. Он поддерживал внешние сношения с другими государствами, нанимал войска, заведовал укреплением крепостей, ведением войн. Секретари получали поручения от Синьории или ее советов, писали доклады, давали заключения по тем или иным сложным проблемам, участвовали во внешнеполитических миссиях, а иногда выступали в роли непосредственных организаторов. За ними не закреплялись определенные функции, их могли перебрасывать из одного ведомства в другое, давать временные поручения дипломатического характера. Этот пост был достаточно ответственным и весьма конфиденциальным, поскольку обеспечивал доступ к важным государственным секретам. Возглавляя вторую канцелярию и составляя бумаги при Совете десяти, разъезжая по важным административным делам и выполняя дипломатические поручения правителей Флоренции, сам Макиавелли никогда не принадлежал к числу тех, кто определял флорентийскую политику. Но все эти 15 лет он был в гуще новостей и событий, проявляя невероятную энергию и имея возможность как-то влиять на людей, вроде гонфалоньера Пьеро Содерини, от которых действительно зависело многое. Хотя Макиавелли ни на шаг не продвинулся по службе и не приобрел богатства, престиж его был высок, работа давала широкий простор для воображения, позволяла накапливать ценнейшие наблюдения о политическом устройстве государств в Италии и во всей Европе.     

 После  реставрации Медичи в 1512 году  Макиавелли был лишен всех  своих республиканских должностей, отправлен в ссылку, приговорен к полной бездеятельности, но его мозг профессионального политика - человека впервые тогда появившегося склада - не мог перестать работать. Оказавшись не у дел,  в тиши Сан-Кашано, он предался размышлениям о древнем Риме и о судьбах Флоренции   - вернее, всей Италии. Он ясно себе представлял , что Италия может сохранить свою независимость лишь при условии, если вся она или большая ее часть будет объединена под эгидой одного князя. И он надеялся, что династия Медичи, которая пользовалась властью в Риме и во Флоренции , возьмет на себя этот долг. Он надеялся также, что Медичи захотят прибегнуть к его услугам, избавят его от вынужденного бехзделья и вызволят из нужды. Но те использовали Макиавелли мало и плохо. В переписке с флорентийским послом при римской курии Франческо Веттори в апреле 1513 г. (накануне сочинения “Государя”) Макиавелли увлеченно и подробно обсуждает возможные последствия неожиданного перемирия между Испанией и Францией и условия, при которых можно было бы добиться выгод для Италии. В противовес соображениям Веттори он выдвигает собственный план и разбирает все преимущества и уязвимые стороны “вашего мира” и “своего мира” : “вы не хотите, чтобы этот бедолага французский король снова вступил бы в Ломбардию, а я этого хотел бы”, “ я предвижу в этом случае большие трудности с Англией”, “ я не хочу, чтобы папа объявлял войну”, “если бы я был на месте папы”, “ но если бы мир был заключен на моих условиях” и т.д. Бывший чиновник флорентийской республики мысленно двигает армями, ведет переговоры великих держав, оценивает расстановку сил и делает вместо королей ходы на европейской доске. Это могло бы показаться забавным, если бы мы теперь не знали, что послания к Веттори принадлежат самому крупному политику XYI века. Если не учитывать эту психологическую доминанту, эту постоянную жажду практической деятельности, всю противоестественность и муку для Макиавелли оставаться частным лицом, мы не поймем и его сочинений, тоже, между прочим, оставшихся ненапечатанными, не расслышанными при его жизни. Они были продолжением и заменой участия в государственных заботах. После восстановления республики по поручению Синьории он пишет “Историю Флоренции”, а незадолго до смерти выставляет свою кандидатуру на прежнюю должность, и его проваливают 555 голосами против 12. Он закончил дни свои в 1527 году, не оставив в наследство детям ничего, кроме имени.  

I I I. Основы политического  мышления Макиавелли .  

1.  Философско-этическая основа. Судьба и человек.

Центральное место в философии Макиавелли занимает идея постоянного “коловращения” как результата влияния фортуны, судьбы, случая, представленного необходимостью естественного хода вещей, имеющего божественный характер. Но необходимость он понимает не фаталистически. “ Я уподобил бы судьбу, - пишет он в “Государе”, - бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, ... все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так, - разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег ? То же и судьба : она являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть... “Миром правят не сверхъестественные силы, не случай, а человеческий дух, развивающийся согласно законам, которые органически ему присущи, и следовательно, неумолимы. То , что называют фатумом, есть не что иное, как логика, необходимый результат действия сил человека и природы, аппетиты, инстинкты, страсти, убеждения, фантазии, интересы, движимые и напрапвляемые высшей силой - человечески духом, мыслью , интеллектом.Поэтому история - это отнюдь не нагромождение случайных или предопределенных судьбой фактов, а неизбежное чередование взаимосвязанных причин и следствий, результат действия сил, приведенных в движение мнениями, страстями и интересами людей.  - люди могут использовать “фортуну” и достичь успеха. Это зависит от того, как они ее и смогут ей противостоять. Это оптимистическая, гуманистическая , ренессансная позиция, отрицающая теологический провиденционализм.        

 Исследование  исторической и политической  практики приводят Макиавелли  к  пониманию того, что определяет мотивы политической деятельности.  Оказывается , что это реальные интересы, корысть , стремление к обогащению, которые и детерминируют политическую деятельность. В сущности, он выводит политику из психологии. Политическая жизнь для него - прежде всего люди, группы людей, народы, правители и их взаимоотношения по поводу власти.           

 Человек  в понимании Макиавелли  - это не статичный созерцательный человек средневековья и не идиллически спокойный человек Возрождения, это современный человек, который действует и добивается своей цели. Макиавелли  поставил в центр своего внимания человека политического , открытого еще Аристотелем, наделенного страстями, разумом, волей, интересами, потребностями, политического человека на всех ступенях общественной лестницы, который активно и пассивно участвует в политическом процессе, как субъект и объект политического воздействия. И эти люди оказываются у него “ говоря вообще, неблагодарны, лживы, боязливы и алчны” (“Государь”). Макиавелли еще неведома обостренная чувствительность к этической проблематике, он более склонен констатировать факты. Дурные человеческие страсти он, с одной стороны, объясняет природой этого существа, едва вышедшего из животного состояния, и с другой - особенностями человека как общественного животного и свойствами государства.     

 Таким  образом, глубокое  своеобразие мысли Макиавелли сосредоточено в поиске изначальной природы человека во все времена у всех народов, независимо от того места , которое он занимает в обществе. Такой человек для него предстает константой, что позволяет выводить общественные законы политической жизни, характерные для всех времен и народов. Все другие элементы политического процесса чрезвычайно подвижны. Признавая неизменность природы человека, Макиавелли в то же время отмечает изменение природы больших социальных общностей. Масса, толпа, народ, аристократия, общество не постоянны, они изменяются под влиянием исторических обстоятельств, и прежде всего - под влиянием политической жизни, создавая сами условия для своего политического существования. Та же сентенциозность у Макиавелли ( “ у кого хорошие войска, у того и хорошие друзья”, “ все вооруженные пророки победили, а безоружные потерпели поражение” ) выражает убежденность в том, что все политические ситуации могут быть оценены исходя из знания человеческой природы, а она не меняется в своем “ порядке, движении и стиле” , как и “небо, солнце, элементы”. Это эмпиризм, насыщенный гуманистической топикой и рационалистический , вечным для Возрождения поиском разумного начала (ragione) в примерах, предложенных жизнью и историей .  

  Политику определяют не бог и не мораль, но сама практика, естественные законы  жизни и человеческая психология. Поле деятельности политики или искусства управления государством не мир этики, развивающийся по законам морали, а реальный мир, существующий в конкретных условиях места и времени. Управлять государством - значит понимать силы, движущие миром, оперировать ими и подчинять своим целям. Речь идет не о том, чтобы совместить нравственное величие и политический успех, а чтобы совместить принципы и расчетливость , вопрос идет не о нравственности, возносящей себя над политикой, а о нравственности в самой политике, где она непременно должна быть выгодной ( т.е. безнравственной по определению, даже когда не совершается ничего непорядочного). В этой сфере возвышенный провал по меньшей мере не лучше, чем низменный успех, и может обойтись в миллионы жизней. “Поэтому государю, который хотел бы удержаться у власти, необходимо учиться быть недобродетельным, пользоваться или не пользоваться добродетелью соответственно необходимости”. ( “Учиться быть                      недобродетельным”  - в сущности, довольно интересное выражение для человека, полагающего людскую природу “злой” )        

 А  приняв это рассуждение, Макиавелли  уже не колеблется идти до  конца.   Поэтому и отношение Макиавелли к религии было  двойственным  по  внутренней структуре : понимание практической непригодности нормализованных моральных суждений для изучения  жизни  государства отличают позицию Макиавелли от позиции верующего христианина, для него неправильно понятая католическая религия делает человека более склонным к страданию , чем к действию, что неприемлемо для политики ; однако Макиавелли еще не видит возможности существования нравственно здорового общества без религии,  существования морали,  но  опирающейся в масштабах всего государства на веру в божественный авторитет,  хотя сам он находит истоки морали,  как и религии,  и государства в человеческом обществе.  Но в заботах о "рушащемся доме" Италии Макиавелли адресует свои  призывы  не  к богу,  а к человеческой активности, и в этом заключается его историческая правота. Очевидно, что Макиавелли всегда не могли простить не только подобных рассуждений, но еще более  - самого способа рассуждать.   

Информация о работе Политические воззрения Н.Макиавелли