Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 21:38, контрольная работа
Действительно, на политической сцене действуют различные политический силы. Одни из них действуют открыто, осуществляя различные политические акции. Их называют реальными. Это – партии, клубы общественные движения, средства массовой информации, церковь, профсоюзы. Другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов.
Введение
1.Возникновение и сущность политических партий
2.Типология партий и их функции
3.Партийные системы: основания классификации
4.Российская модель партийной системы: современность
Заключение
Список литературы
Введение
Заключение
Список литературы
Более
150 лет назад французский
Действительно, на политической сцене действуют различные политический силы. Одни из них действуют открыто, осуществляя различные политические акции. Их называют реальными. Это – партии, клубы общественные движения, средства массовой информации, церковь, профсоюзы. Другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Их называют латентными (скрытыми). К ним относятся лобби (от англ. lobby – кулуары: группы давления на депутатов парламента – от криминального, прямого с помощью подкупа до легального, на основе закона), заинтересованные группы, которые в обмен на предоставляемые со стороны государства льготы гарантируют содействие государственным интересам, клиентелы (объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей).
Среди
реальных политических сил, открыто
действующих на политической сцене, самой
влиятельной являются партии. С точки
зрения представительства и выражения
групповых и индивидуальных интересов
политические партии выступают в качестве
главных элементов гражданского общества.
Трудно представить себе общество, его
политическую систему без взаимодействия
партий и партийных группировок. Следовательно,
политические силы, возникая в гражданском
обществе, выражая и представляя интересы
его групп, являются связующим звеном
между государством и гражданским обществом.
Политические партии в современном понимании возникли сравнительно недавно – во второй половине XIX в. В формировании этого политического института М. Вебер выделил три этапа: 1) партии как аристократические группировки; 2) партии как политические клубы; 3) современные массовые партии. Сам термин «партия» (от греч. «part» - часть чего-либо) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определённой части населения и стремятся влиять с этой целью на власть.
Тот факт, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальные устремления, был замечен давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Философ упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг одного политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентелы.
Партии в современном понимании начали формироваться в XVII в. в Великобритании в результате споров о наследовании тронов после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Я ков I Стюарт (1603-1625) и Карл I Стюарт (1625-1649) в своём правлении полагались на «божественный характер» монархической власти, которая, по их мнению, не может быть ограничена никем. Борьба по вопросу о границах королевской власти привела к тому, что Карл I распустил парламент. С 1628 по 1640 гг. парламент в Великобритании не существовал. Возникли две партии: одна выступала за королевскую власть, её члена назвали себя кавалерами (это были предшественники консерваторов). Вторая партия – «круглоголовые» - защищали интересы буржуазии и нового дворянства, выступала за парламентскую форму правления. Она стала предшественницей либеральной партии.
На начальных этапах отношение к партиям было негативным. Защищая интересы определённых групп общества, они раскалывали его, были источником конфликта. По замечанию А. Токвиля, «партии есть неизбежное зло свободных правительств». Поэтому до появления первых политических партий в Великобритании – тори и вигов, с конца XVII в. английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк (1729-1797) отмечал, что «партия представляет собой организацию людей, объединённых с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию».
Нараставшая дифференциация
интересов различных групп
Вторая партия США, республиканская, была основана в 1854 г. при непосредственном участии президента А. Линкольна (1861-1865). В период создания партии объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Доктрина партии основана на требованиях минимального вмешательства государства в дела гражданского общества, уменьшения налогов, наращивания военной мощи.
Становление американских партий происходило в определённых исторических, культурных, политических, географических условиях. Это отразилось на их характере. Американские партии формировались как «комитет избирателей», действующие в основном лишь в период предвыборных кампаний. Относительно однородная культурная среда, в которой преобладали ценности индивидуализма, свободы, прагматизма, личного успеха, рационализма, востребовала партийную систему с наличием двух партий, создающих механизм политической конкуренции. Поэтому, по мнению, например, Т. Джефферсона, различия между партиями не являются принципиальными: «Любое расхождение во мнениях не есть расхождение в принципах. Различаясь по названию, мы являемся приверженцами одного и того же принципа. Все мы республиканцы, все мы – федералисты». Однако следует заметить, что не все разделяли мнение о конструктивной роли партий. Так, один из основателей американского государства Дж. Вашингтон (1732-1799) выступал против партий, считая, что «они только будоражат общественное мнение».
В современной Америке обе партии стремятся выражать интересы как можно более широкого круга лиц. Но если демократы (либералы) активно сотрудничают с профсоюзами, отражают интересы интеллигенции, среднего класса, национальных и религиозных меньшинств, то республиканская партия выражает интересы предпринимателей, фермеров, военных, интеллектуалов. Политическая идеология республиканцев – неоконсерватизм.
Не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией. Признаки. отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие». Они выделили четыре признака партии.
Первый признак: партия – это организация, то есть достаточно долгое время действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать её от клиентелы, фракции, клик, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.
Второй признак: существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
Третий признак: цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличать партии от групп давления. Цель партии – завоевание власти на выборах, осуществление её посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, тогда как группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне её сферы.
Четвёртый признак: обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Определение Дж. Лапаломбары и М. Вейнера оказалось достаточно практичным, чтобы объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы, и прежде всего партии. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определённой идеологии, мировосприятия.
Характерные признаки партий, сформулированные Дж. Лапаломбарой и М. Вейнером, и отличающие их от других форм политической организации, не привели к однозначному определению партии в современной политической науке. Наиболее концентрированным и удачным, на наш взгляд, является определение, данное французским политологом Р.- Ж. Шварценбергером: «Политическая партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местных уровнях, нацеленная на получение и отравление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке».
Возникновение партий в современном понимании было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX в. Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление парламентских и демократических режимов, привело к необходимости формирования органов, представляющих в структурах власти те или иные устойчивые интересы. Таким органом институциализации интересов становились парламентские группы. По мере усиления роли представительных ассамблей возрастало стремление депутатов, имевших одинаковые цели, к объединению для совместных действий. Во-вторых, универсализация избирательного права и распространение его на новые группы населения расширили возможности граждан влиять на выборы. Теперь политика перерастает быть делом только узкого слоя лиц (элиты), а касается каждого человека. Появились избирательные комитеты разных уровней, задачей которых является поддержка кандидата и его избирательной кампании, а после победы на выборах – осуществление постоянной связи депутата с его электоратом (избирателями). Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основным способом формирования партий. Таки партии (а их большинство) М. Дюверже назвал партиями электорального и парламентского происхождения.
Кроме
них, М. Дюверже в работе «Политические
партии» особо выделил партии «внешнего
происхождения», природа которых не связана
ни с избирательными, ни с парламентскими
механизмами. Эти партии стали преемниками
тех организаций и институтов, которые
существовали ранее и действовали на политической
сцене, однако не участвовали в выборах.
Так, большинство либеральных партий в
Европе произошли из философских обществ;
промышленные и финансовые группировки
способствовали созданию широкого спектра
новых партий; из революционных групп,
действовавших в нелегальных условиях,
формировались коммунистические парии;
союзы бывших фронтовиков составили основу
фашистских партий в Италии и Германии
и т.д.
Мир
политических партий чрезвычайно разнообразен.
Поэтому попытки
Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. По этому признаку он выделил кадровые и массовые партии.