Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:27, контрольная работа
Проанализировав статью Павла Салина «Многополюсная политическая Россия» можно говорить о том, что российский внутриполитический ландшафт представляет собой сложную и хорошо отлаженную структуру, выстроенную по сетевому принципу с ярко выраженными узлами - центрами притяжения аппаратно-кадровых и материальных ресурсов (далее - центрами влияния). При этом существует их определенная иерархия, связанная с неравномерным распределением номенклатурных ресурсов.
Данный полюс влияния характеризуется крайней разобщенностью интересов и постепенным, но неуклонным ослаблением позиций. Формально придерживаясь единых политических и экономических воззрений, 'либералы' в теоретических вопросах, не затрагивающих их прямые интересы, выступают с консолидированных позиций, однако зачастую воюют друг против друга, что позволяет их более консолидированным оппонентам постепенно получать новые сферы влияния. Скорее всего, процесс ослабления данной элитной группы в условиях форсированного развития госкапитализма прошел точку невозврата, что поняли ее наиболее дальновидные представители. Ярким примером здесь может служить отставка в начале мая 2007 года бывшего главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина.
Позиции одного из столпов 'либерального блока' в правительстве - главы Минэкономразвития Германа Грефа - заметно пошатнулись, и в скором времени вероятна его отставка, первым признаком чего может служить увольнение замминистра Андрея Шаронова. В последний год наблюдался тренд на аппаратно-кадровое ослабление главы МЭРТ, который начался с передачи Федеральной таможенной службы в прямое подчинение правительства и закончился фактической потерей Инвестфонда. Единственный успех за последние двенадцать с лишним месяцев - назначение на пост главы Агентства по особым экономическим зонам (РосОЭЗ) бывшего главы Роснедвижимости Михаила Мишустина. Это назначение Греф активно лоббировал в течение нескольких месяцев. Также в качестве его временной кадровой победы можно рассматривать недавнее назначение Анны Поповой на освободившийся после Андрея Шаронова пост.
Позиции
лидера другой подгруппы 'либерального'
центра влияния в правительстве - главы
Минфина Алексея Кудрина - несколько более
прочны, что объясняется его талантом
аппаратчика, а также несколько меньшей
идеологической зашоренностью и большим
прагматизмом. Однако и он в последнее
время теряет клиентелу. В частности, все
чаще встречается информация о его недовольстве
деятельностью главы Центробанка Сергея
Игнатьева, которому не удается выдерживать
макроэкономические ориентиры по инфляции,
что ухудшает финансовые показатели РФ.
При этом отставка Кудрина как по собственной
инициативе, так и в принудительном порядке
маловероятна, несмотря на то что после
перехода на среднесрочное планирование
(трехлетний бюджет и т.п.) потребность
власти в его услугах несколько снизилась.
Первый вице-премьер Сергей Иванов характеризуется наблюдателями как слабая с аппаратной точки зрения фигура, основным и практически единственным ресурсом которой является доверие президента. До последнего времени такая точка зрения во многом была справедлива - Иванов располагает крайне ограниченной 'кадровой скамьей', члены которой при очередном назначении патрона практически в полном составе переходят с ним на новое место (наиболее ярким примером здесь может служить глава его секретариата и правая рука Андрей Чоботов). Однако в последнее время наметилась тенденция, которая может избавить Сергея Иванова от имиджа слабого аппаратного игрока и привести к формированию вокруг него нового полюса влияния. Правда, его устойчивость обусловлена не наличием прямых патронатно-клиентарных отношений (как, например, у 'силового' и 'кадрового' крыльев АП), а пересечением на Сергее Иванове деловых интересов других полюсов влияния, гарантом соблюдения которых он является.
К
числу таковых можно отнести
братьев Ковальчуков (через Совет
по нанотехнологиям), Михаила Фрадкова
(через Банк развития), а также Виктора
Иванова (Сергей Иванов обозначил свою
поддержку расширению финансирования
станкостроительной отрасли).
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутриэлитная конфигурация носит усеченный характер в силу ограничений по объему материала, не является статичной конструкцией и будет претерпевать постоянные изменения вплоть до президентских выборов. Однако отмеченные тенденции позволяют спрогнозировать их вектор и примерно обрисовать схему элитных групп, которая образуется к марту 2008 года. Во многом это будет обусловлено общим развитием политической ситуации. Причем проявятся два разнонаправленных процесса - консолидация элитных групп и одновременно активизация конфликтов между ними.
В течение следующего полугодия с высокой степенью вероятности будет дан ответ на вопрос о кандидатуре преемника, что спровоцирует процесс наложения друг на друга трех контуров российской внутренней политики (преемнического, аппаратно-кадрового и партийного). Продолжатся назначения членов путинской команды на ключевые должности, при этом, возможно, будут ущемлены позиции ряда второстепенных элитных групп.
Курс на увеличение влияния 'силового' крыла АП представляет собой долгосрочную тенденцию, которая обусловлена как внешними (ухудшение отношений с Западом, развертывание ПРО в Европе, возможность одностороннего решения проблемы Косово и Метохии без участия России и т.п.), так и внутренними факторами. К числу последних следует отнести оформившееся в последние несколько месяцев стремление большинства элитных групп построить госкапитализм с элементами мобилизационной экономики, а также растущую внутриполитическую нестабильность (конфликты на этнической почве и т.п.), что станет обоснованием для расширения полномочий право-охранительных органов.
Сергей Нарышкин продолжит наращивать аппаратный вес, что будет способствовать консолидации вокруг него как потенциального кандидата в преемники части элит. Тем не менее этот процесс не будет стремительным, а сам вице-премьер в силу своей аппаратной 'тактичности' постарается максимально его замаскировать. Однако даже при самых оптимистичных раскладах в результате не сложится новый полюс влияния. В лучшем случае внутри 'силового' крыла АП появится еще один аппаратно-кадровый узел.
Продолжится
усиление позиций 'кадрового' крыла
АП. Заметнее всего это будет происходить
в оборонном ведомстве. В частности,
серьезной реорганизации
Группа банка 'Россия' также продолжит экспансию в нескольких направлениях. Вполне возможно, что Михаил Ковальчук после его избрания действительным членом РАН или отмены нормы устава об обязательности наличия звания действительного члена сможет претендовать на пост президента РАН или по крайней мере вице-президента по финансовым вопросам. Также продолжится 'укрепление' выходцами из структур банка 'Россия' 'Газпромнефти', что во многом будет осуществляться благодаря поддержке Геннадия Тимченко.
Консолидация элит вокруг Сергея Иванова продолжится, в то время как Дмитрий Медведев будет сохранять с ним чисто формальный паритет в информационном поле. Однако такие процессы существенно повышают вероятность неожиданных кадровых решений Владимира Путина, который, вполне возможно, в ближайшие месяцы предпримет новые рокировки в правительстве по образцу февраля 2007 года.
Следует
отметить, что вышеуказанные тенденции
будут иметь место в лучшем
случае до объявления Владимиром Путиным
кандидатуры своего преемника (либо избрания
нового президента РФ в том случае, если
'наследник' не будет назван). Данный факт
станет своеобразной точкой бифуркации,
после которой на данный момент прогнозирование
становится затруднительным в силу наличия
большого количества неизвестных. Однако
можно утверждать, что одна тенденция
получит продолжение. Речь идет о создании
Владимиром Путиным посредством целенаправленных
кадровых решений системы сдержек и противовесов
для своего преемника. Это позволит нынешнему
главе государства сохранить значимую
роль или даже абсолютное лидерство на
внутриполитическом поле и после своего
ухода с президентского поста. Значимыми
элементами данной тенденции являются
назначения на ответственные посты выдвиженцев
из личного кадрового 'пула' президента,
количество которых увеличивается по
мере приближения выборов.
Список литературы
Информация о работе Основные элитные группировки современной России