Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:27, контрольная работа
Проанализировав статью Павла Салина «Многополюсная политическая Россия» можно говорить о том, что российский внутриполитический ландшафт представляет собой сложную и хорошо отлаженную структуру, выстроенную по сетевому принципу с ярко выраженными узлами - центрами притяжения аппаратно-кадровых и материальных ресурсов (далее - центрами влияния). При этом существует их определенная иерархия, связанная с неравномерным распределением номенклатурных ресурсов.
Данная группа влияния относится к числу старых, однако до последнего времени она не обозначала стремления к аппаратной экспансии, преимущественно стараясь сохранить статус-кво. Ее лидером считается помощник президента по кадровым вопросам Виктор Иванов, который имеет значительное влияние на внутриполитическую жизнь через механизм согласования назначений на ключевые и часть второстепенных должностей. До последнего момента в сферу влияния этой группы входили Росфинмониторинг (Виктор Зубков) и Федеральная налоговая служба (бывший ее глава Анатолий Сердюков). Материальной базой группы служит ОАО 'Концерн ПВО 'Алмаз-Антей', в котором Иванов возглавляет совет директоров. Аналогичную должность он занимает в ОАО 'Аэрофлот', однако там ситуация несколько сложнее, поскольку пост гендиректора принадлежит выходцу из 'семейных', зятю Бориса Ельцина Валерию Окулову. Однако февральские перестановки 2007 года в правительстве дали старт масштабной экспансии этой группы.
В середине февраля на пост главы Минобороны вместо Сергея Иванова пришел глава ФНС Анатолий Сердюков, доказавший свою профессиональную эффективность и лояльность еще в 'деле ЮКОСа'. Сердюков освоился в новой должности в течение месяца с момента своего назначения, после чего приступил к кадровым чисткам. Как и ожидалось, его коньком оказались финансы, которые и были подвергнуты проверке в первую очередь, что дало толчок к 'добровольным' отставкам среди генералитета.
При этом данному полюсу влияния удалось сохранить за собой и Федеральную налоговую службу. Как и предполагало большинство наблюдателей, новым главой ФНС был назначен Михаил Мокрецов, до этого занимавший пост заместителя главы ведомства. С 2001 года он является одним из основных членов 'команды Сердюкова', поднимаясь за ним по номенклатурной лестнице с 'опозданием' на один шаг.
Назначению Мокрецова предшествовала активная аппаратная работа главы Минфина Алексея Кудрина, который попытался воспользоваться ситуацией и поставить своего человека на руководство фактически ему неподконтрольной ФНС.
Помимо Минобороны 'кадровое' крыло АП обозначило свой интерес и к ряду других ведомств. В частности, весьма вероятно, что за атаками на Центробанк зимой-весной этого года с целью передачи его полномочий другой госструктуре стоит данная элитная группа. Еще одно перспективное направление, курируемое Виктором Ивановым, - борьба с коррупцией.
В конце июня 2007 года он предпринял попытку расширить материальную базу своей группы. Речь идет о создании госмонополии 'в области экспорта и импорта продукции станкостроения' в виде нового предприятия - предположительно на базе 'Станкоимпорта' после проведения там кадровой 'зачистки'.
Данный
полюс влияния по сравнению с
рассмотренными выше имеет менее консолидированную
структуру и спаян в основном общностью
деловых, а не аппаратно-кадровых интересов.
Тем не менее в последнее время наблюдается
его заметная активизация, которая может
привести к формированию полноценной
элитной группы, почти не уступающей по
влиятельности 'силовому' крылу АП. Данное
сообщество состоит из двух блоков - политического
(глава РЖД Владимир Якунин) и предпринимательского
(тандем Геннадий Тимченко - Юрий Ковальчук).
При этом в последнее время наметились
признаки альянса группы с первым вице-премьером
Сергеем Ивановым, который входит в число
наиболее вероятных преемников Владимира
Путина. Данное обстоятельство существенно
увеличивает политический потенциал группы.
Якунин в течение последних нескольких лет рассматривается в качестве одного из основных 'не-официальных' преемников Владимира Путина. Этому способствуют как его биография (предположи-тельная работа в разведке и личное знакомство с Владимиром Путиным), так и ряд действий, которые были бы 'необязательны' для 'простого' главы РЖД. По слухам, именно этим был обусловлен отказ Якунина (сделанный им по личному совету президента) войти в состав Бюро Высшего совета ЕР.
С учетом того, что в России в настоящее время есть только два беспартийных поста (президент и премьер), возник повод для предположений о президентских амбициях главы РЖД.
Лоббируемый Якуниным проект строительства транспортного коридора 'Восток-Запад' преподносится не только как бизнес-инициатива, но как практически единственный способ для России сохранить и существенно улучшить свои позиции в международном разделении труда. Такая установка претендует не только на статус национального проекта, но даже национальной идеи (в 2004 году в качестве разработчика таковой пытался выступить министр транспорта Игорь Левитин).
Владимир Якунин параллельно осуществляет несколько проектов, которые трудно объяснить только интересами бизнеса РЖД. Например, он курирует работу Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, который является одним из ведущих российских 'мозговых трестов' и регулярно публикует результаты общественно-политических исследований в журнале 'Власть'. При этом рамки исследований выходят далеко за пределы предпринимательских интересов РЖД. Кроме того, Якунин возглавляет попечительский совет Фонда Андрея Первозванного, претендующий на статус миссионера православия в России и за рубежом и осуществляет активную просветительскую деятельность, а также финансирует восстановление церквей. Наконец, подконтрольный фонду Центр национальной славы России реализует программу 'Диалог цивилизаций', которая пытается разработать альтернативную глобализации парадигму сосуществования цивилизаций.
Можно предложить две основные версии такой активности структур РЖД. Согласно первой Владимира Якунина начинают готовить к президентской должности, чему должны способствовать усиление его медиаактивности и статус автора и исполнителя 'меганацпроекта', результатом которого должно стать появление коридора 'Восток-Запад'.
Однако в апреле Владимир Якунин дал понять, что по собственной инициативе выбывает из числа кандидатов в преемники. В частности, в беседе с журналистами он намекнул на свое желание оставаться на посту главы РЖД как минимум до 2012 года. По слухам, это спровоцировало недовольство Владимира Путина, поскольку Якунин сузил пространство для маневра президента в выборе потенциальных преемников.
В конце 2006 года эта группа приступила к консолидации медиаактивов, что позволило выдвинуть предположение о формировании нового центра влияния. Тогда появилась информация о приобретении пакета акций телеканала РЕН-ТВ дочерней структурой банка 'Россия'. До этого крупнейшими акционерами телеканала являлись компании 'Северсталь' и 'Сургутнефтегаз', которым принадлежало по 35% акций. Теперь крупнейшим акционером стало ООО 'ИК Аброс' - дочерняя структура банка 'Россия', контролируемого Юрием Ковальчуком. 'Абросу' также принадлежит пакет акций ТРК 'Петербург', и совместно с 'Северсталью' он контролирует телеканал. Главой нового совета директоров РЕН-ТВ была избрана Любовь Совершаева (занимает аналогичную должность в 'Абросе').
Данное перераспределение активов вряд ли можно расценивать как передел медиарынка, пусть даже локальный. До сих пор отсутствуют достоверные сведения о владельцах компании 'Сургутнефтегаз' (так как она не представляет отчетность по МСФО), однако существует мнение, согласно которому она аффилирована с банком 'Россия' (как и компания 'Северсталь', чьи счета обслуживаются 'Россией'). Таким образом, речь может идти о реструктуризации активов внутри одной крупной группы влияния для наиболее эффективного их использования.
Представляется, что в данном случае перераспределение активов - лишь верхушка айсберга. На самом деле речь идет об окончательном формировании новой группы влияния, по своему потенциалу сопоставимой с ведущими элитными сообществами, условно называемыми 'силовики' и 'либералы'. Причем реструктуризация медиаактивов (в дальнейшем вполне возможное слияние ТРК 'Петербург' и РЕН-ТВ) означает, что группа, изначально действовавшая лишь на бизнес-поле, в настоящий момент определилась с политическими амбициями, реализация которых невозможна без поддержки СМИ и особенно телевидения.
Братья
Ковальчуки - составная часть этой
элитной группы, ядром которой
выступает банк 'Россия'. Другое ее 'крыло'
возглавляет крупный
Эта группа, которую условно можно назвать 'новыми питерскими', имеет два основных материальных актива. В качестве финансовой опоры выступает банк 'Россия', а в качестве сырьевой - 'Сургутнефтегаз', который к тому же имеет на своих счетах более 15 миллиардов долларов нераспределенных средств. Ранее, скорее всего, они предназначались для покупки 'Юганскнефтегаза', однако после продажи этого актива 'Роснефти' им может быть найдено применение в политической сфере. Также к группе тесно примыкает компания 'Северсталь', которая аффилирована с банком 'Россия' перекрестными связями. Во-первых, основные счета компании обслуживаются именно в 'России', во-вторых, 'Северсталь' владеет 7% акций банка.
Председателем совета директоров и крупнейшим владельцем банка 'Россия' (более 37% акций) является Геннадий Тимченко, который хорошо знаком с президентом Владимиром Путиным еще по работе в Санкт-Петербурге. Его же можно определить и как неформального лидера группы. По данным на начало 2005 года, Юрий Ковальчук был одним из крупнейших акционеров 'Сургутнефтегаза'. Анализируя динамику развития событий, можно утверждать о сформировавшемся тренде на усиление позиций группы внутри отечественной элиты.
В сферу интересов данной группы (прежде всего братьев Ковальчуков) входит еще одна отрасль - фундаментальная наука и идущие в нее ассигнования. Ключевое место в данной стратегии занимает установление контроля над имуществом и финансовыми потоками Российской академии наук. В этом проекте их союзником выступает близкий к группе министр образования Андрей Фурсенко. В июне-июле в парламент был внесен и в рекордно оперативные сроки принят законопроект 'О государственной корпорации нанотехнологий', который выглядел как 'отступное' лоббистам реформы РАН в обмен на их отказ от жесткой конфронтации с академическим сообществом.
В
качестве клиентов Геннадия Тимченко
можно рассматривать глав Минтранса
Игоря Левитина (бывший замгендиректора
'Северстальтранса') и Федерального
агентства железнодорожного транспорта
Игоря Ромашова. С их помощью Тимченко
лоббирует свои бизнес-интересы, что зачастую
входит в противоречие с устремлениями
главы РЖД Владимира Якунина.
Апогеем влиятельности данной элитной группы можно считать конец 2006-го - начало 2007 года, когда за первым и на тот момент единственным вице-премьером закрепилась репутация 'настоящего' преемника Владимира Путина, что спровоцировало процесс консолидации элит вокруг него. В качестве лоббистов проекта 'Медведев-президент' называют выходцев из 'семейной' группы, в частности губернатора Чукотки Романа Абрамовича, главу РАО 'ЕЭС России' Анатолия Чубайса и бывшего руководителя АП, а ныне председателя совета директоров РАО Александра Волошина. Последний в ряде источников фигурировал как глава не-официального избирательного штаба первого вице-премьера. Февральские перестановки в правительстве существенно изменили конфигурацию внутриэлитного поля и прервали процесс консолидации элит вокруг Дмитрия Медведева. Тем не менее он входит в 'шорт-лист' кандидатов в преемники, а также располагает своей клиентелой в судебной и исполнительной ветвях власти, что позволяет рассматривать его в качестве лидера полюса влияния, хотя и гораздо более слабого, чем проанализированные выше.
Наибольший кадровый задел у первого вице-премьера наблюдается в судебной ветви власти, особенно в системе арбитражных судов, где Высший арбитражный суд возглавляет его креатура Антон Иванов, который до последнего времени предпринимал попытки создать ведомственную вертикаль. Однако в последнее время позиции главы ВАС существенно ослабли (были вынуждены подать в отставку часть ключевых членов его команды), что существенно умерило его аппаратные амбиции.
Определенных
успехов 'питерским юристам' удалось
добиться и при экспансии в
другие ветви судебной власти. Например,
судьи Конституционного суда Сергей Казанцев
и Сергей Маврин также являются выпускниками
юрфака ЛГУ. Позиции клиентов Дмитрия
Медведева в исполнительной ветви власти
за последнее время тоже подвергались
аппаратным атакам. В числе таковых клиентов
можно назвать главу Российского фонда
федерального имущества Юрия Петрова.
Информация о работе Основные элитные группировки современной России