Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:02, курсовая работа
Целью данной работы является исследование первых типографий на Дальнем Востоке.
Задачами данной работы являются:
изучение истории типографского дела;
изучение истории типографий в России;
исследование появления первых типографий на Дальнем Востоке.
Во второй половине XVI века продолжают вести деятельность и печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Бежав из Москвы, они по приглашению «наивысшего гетмана» Великого княжества Литовского Григория Александровича Ходкевича открыли типографию в его имении Заблудове (в 14 верстах от Белостока); здесь в 1569 году было напечатано «Евангелие учительное», а в 1670 году, одним Фёдоровым — «Псалтирь с часословцем». Это издание напечатано московской азбукой, с киноварью, и украшено изображениями герба Ходкевича, заставками и травчатыми начальными буквами одинакового рисунка с украшениями первопечатного московского «Апостола». Мстиславец в виленской типографии Мамоничей напечатал в 1575 году «Евангелие» напрестольное в лист, а в 1575 или 1576 году — «Псалтирь», также в лист. Оба издания напечатаны с киноварью, крупной уставной азбукой великорусского почерка, в которую по требованиям местного произношения введена буква Ґ. Эта азбука была началом так называемых евангельских шрифтов, которые в последующей церковной печати устраивались по её образцу. Фёдоров из Заблудова перешёл в Львов, где устроил типографию и напечатал новое издание «Апостола» в 1574 году. Когда князь Константин Острожский задумал устроить в Остроге типографию для издания православных церковных книг, он вызвал туда Фёдорова, который отлил для острогской типографии шесть разной величины церковнославянских и греческих шрифтов. Первая книга, напечатанная в 1580 году в Остроге, была Новый Завет с Псалтирью. В 1581 году отпечатана была Библия; текст её набран в 2 столбца; всё издание, в особенности по ровности шрифтов, считается образцовым для своего времени. Устроив острожскую типографию, Фёдоров вернулся во Львов, но не cмог выкупить свою типографию, заложенную перед отъездом в Острог; лишь после его смерти львовское православное братство по желанию епископа Гедеона Балабана выкупило эту типографию и положило начало существовавшей до начала XX века Львовской ставропигиальной типографии. Епископ Балабан устроил в Галиции из части материалов Фёдорова ещё две типографии, в Стрятине (1604) и в Клиросе (1606). Стрятинская типография была продана в 1616 году киево-печерскому архимандриту Елисею Плетенецкому и послужила основанием типографии Киево-Печерской лавры; первые напечатанные в Киеве книги — «Часослов» (1616), «Вѣзерунк цнот превелебного... Елисея Плетенецкого» (Александр Митура, 1618), «Анфологион» (1619).
В 1679 г. архиепископ черниговский Лазарь Баранович основал типографию в Новгороде-Северском, а потом перевёл её в Чернигов; типография была основана Барановичем на собственные средства, обошлась в 4000 злотых и предназначалась главным образом для печатания его собственных сочинений; эта типография впоследствии называлась Свято-Троицкой.
В 1700 г. купец Ян Тессинг устроил по желанию Петра типографию в Амстердаме и получил грамоту, по которой ему дозволялось привозить к Архангельску и в другие города чертежи, книги и портреты («персоны») «повальною торговлей с платежом указанных пошлин, время с настоящего (1700) года вперёд на 15 лет». В 1708 г. эта типография была отослана в Россию, но по дороге попала в руки шведов, которые начали печатать разные воззвания к русскому народу. В 1698 г. Илья Кошевич напечатал в Амстердаме по приказанию Петра I «Краткое собрание Льва миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее дел воинских обучение»; в 1701 г. в типографии Копиевича напечатана «Книга учащая морского плавания». Тем же шрифтом напечатано между 1705 и 1735 г. несколько русских книг в Штольценберге, Кёнигсберге и Галле. В Амстердаме же Пётр I заказал новый гражданский шрифт, который вошёл в употребление с 1708 г.
Первые книги, напечатанные гражданским шрифтом, считаются теперь библиографической редкостью; это произошло оттого, что в 1752, 1769 и 1779 гг. накопившиеся издания прежних годов употреблялись, для очищения места в конторе синодальной типографии, на обёртки вновь выходящих книг. При Петре I московский печатный двор поступил в заведование начальника монастырского приказа, а типография находилась в заведовании справщика (потом директора) Фёдора Поликарпова.
В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге (ныне синодальная типография); директором её был назначен Михаил Аврамов; первым её трудом, вероятно, была «Реляция сего Апреля 11 дня», напечатанная гражданским шрифтом, в 3 нумерованные страницы, и помеченная «11 мая 1711 г. в Санкт-Питерзбурке»; первые мастера были из Риги и Ревеля. С 1717 г. в типографии с большой пользой работали два брата голландца, Иван и Вильям Купи, обучавшие и русских учеников. Первая книга, вышедшая из петербургской типографии, была «Марсовая книга». До 1721 г. петербургская типография находилась в ведомстве Оружейной канцелярии, а в 1721 г. все типографии духовного ведомства (в Петербурге, Москве, Чернигове, Киеве) были переданы в ведение Священного Синода. При Петре I в Петербурге были ещё типографии при сенате и Морской академии, печатавшие только указы царя, и при Александро-Невском монастыре (основанном в 1720 г.), где печатались узаконения по духовному ведомству, проповеди Феофана Прокоповича и другие духовные книги; первая напечатанная там книга была «Первое учение отроком», составленная Прокоповичем. Выходившие с 1703 г. «Ведомости о военных и иных делах» печатались первоначально в Москве, а затем то в Петербурге, то в Москве; шрифт употреблялся для них с 1710 г. большей частью гражданский, а с 1717 г. — исключительно гражданский, кроме реляций о военных действиях.
В 1727 г. была учреждена типография при Академии наук, и в том же году повелено было друкарням в Петербургe быть в двух местах: для печатания указов — в Cенате, а для печатания исторических книг — при Aкадемии, синодальную же и Aлександро-невскую перевести в Москву.
В 1747 г. при Академии наук были устроены две типографии: одна для печатания книг на иностранных языках, другая — на русском.
В 1753 г. заведена была типография при Киевской митрополии; книгопечатание в Киеве достигло тогда высокого уровня: изданная там в 1758 г. Библия считается по художественному выполнению первой по настоящее время.
В 1756 г. была учреждена типография при Московском университете.
В 1757 г. была основана типография при Сухопутном кадетском корпусе; в том же году приказано было не брать пошлин со свинцовых литер, выписываемых из-за границы.
В 1759 г. была основана типография при артиллерии и фортификации.
В 1761 г. была основана особая типография при сенатской для печатания книг, переводимых Волковым; в 1762 г. при военной коллегии.
В 1763 г. была вновь открыта в Петербурге типография при Священном Синоде, просуществовавшая до 1767 г., а затем возобновлённая в 1774 году и существующая до настоящего времени.
В 1775 году открылась типография при горном корпусе, где печатались преимущественно драматические произведения императрицы Екатерины II, с роскошными гравюрами.
Всех заведений печатного дела (типографий, литографий, металлографий, ксилографий, фототипий, фотоцинкографий и отдельных ручных типографских и литографских станков (например, при войсковых частях) к в концу 19 века в Российской Империи (без Финляндии) было 1958, в том числе в Петербурге 255, Москве — 212, Варшаве — 143, Вильне — 22, Киеве — 22, Одессе — 55, Казани — 15, в губерниях: Харьковской — 29, Тифлисской — 54, Полтавской — 36, Петроковской — 44, Пермской — 37, Орловской — 34, в Области Войска Донского — 41, Нижегородской — 30, Лифляндской — 49, Волынской — 27. Не имели вовсе заведений печатного дела губернии Кубанская, Кутаисская, Эриванская и Иркутская, области Амурская, Тургайская, Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская и Якутская и Амударьинский отдел. По одному заведению имели области: Семипалатинская и Карсская; по три — губернии: Сувалкская, Олонецкая, Оренбургская; обл. Забайкальская, Дагестанская и Уральская; по четыре — губернии: Акмолинская, Елизаветпольская, Седлецкая, Ставропольская.
Технические школы для подготовки типографских мастеров обыкновенно имели трёхлетний курс, с отделениями для наборщиков и печатников; проходились в них история и техника печатного дела и родственных ему графических искусств, новые языки, бухгалтерия, стенография, арифметика, рисование и др. Эти школы обыкновенно содержались или городами, или союзами типографщиков; занятия происходили большей частью по вечерам. Такие школы существовали в Петербурге: первая русская школа печатного дела Императорского Русского технического общества, основанная в 1884 г., и школа при типографии А. С. Суворина. В первой был двухлетний курсобучения; кроме того, имелся приготовительный класс. Занятия происходили по вечерам. Предметы преподавания: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, география, черчение, чтение печатного и рукописного текстов и техника печатного дела. Учащиеся должны были состоять учениками типографий и быть не моложе 14 лет. За первое десятилетие обучалось всего 387 учеников, окончило курс 115 учеников. В 1895—96 учебном году обучалось 81 ученика, окончило курс 9.
В XVII - первой половине XIX в. на Дальнем Востоке зародилась литература. С приходом русских землепроходцев на Дальнем Востоке стало рождаться просвещение: стали создаваться школы, появилась грамота. Помимо этого, XIX в. ознаменован и появлением первых типографий.
В 60-х гг., вскоре после образования Амурской и Приморской областей в составе Восточной Сибири, возникают первые казенные типографии в их административных центрах — Благовещенске и Николаевске-на-Амуре.
В 1860 г. губернатор Амурской области генерал-майор Г.В. Буссе добился разрешения на создание в Благовещенске газеты «Друг Манджур». В навигацию 1862 г. по Амуру в город доставили печатный станок и несколько пудов различных шрифтов. Однако отсутствие наборщика и печатника не позволило первому полиграфическому предприятию края приступить к практической деятельности.
В 1868 г. типография действовала при гражданской канцелярии области, но печатала лишь объявления и бланки.
Вторая дальневосточная типография была создана в Николаевске-на-Амуре. По инициативе адмирала Н.В. Казакевича, военного губернатора Приморской области, здесь в 1865—1866 гг. издавалась газета «Восточное Поморье». В 1873—1874 гг. главный порт Сибирской флотилии из Николаевска перебазировался во Владивосток. Каких-либо сведений о выпуске изданий за последующие четырнадцать лет в названных городах не обнаружено. Вероятно, на новой базе флота типография военно-морского ведомства приступила к деятельности уже после создания Владивостокского военного губернаторства.
Развитие книгопечатания в значительно большей степени зависело не от количества полиграфических предприятий, а от их мощности, технической оснащенности, наличия квалифицированных наборщиков, печатников и т.д. Техническое оснащение дальневосточных типографий в 60—70-х гг. было весьма скудное, часто полукустарное. Первые шрифты были крупного кегля и напоминали петровский шрифт. Иностранные шрифты, как правило, отсутствовали.
Существенным тормозом в развитии книгопечатания на Дальнем Востоке становятся трудности с доставкой бумаги. В этом лесном краю во второй половине XIX в. совсем не производится собственной книжной бумаги. Расцвет бумажного производства падает на Дальнем Востоке на XVIII — 20-е гг. XIX в., период существования бумажных мануфактур, основанных на ручном труде и переработке тряпья. На Дальний Восток бумага поступала по морю через Владивосток и Николаевск-на-Амуре. Такие перевозки были обременительны для зарождающегося местного книгоиздания.
Создание в 1884 г. самостоятельного Приамурского генерал-губернаторства, породившего на территории Дальнего Востока большое число военных и гражданских ведомств, дало толчок к возникновению здесь типографий и литографий, предназначенных для нужд управления. Открываются типографии при канцеляриях военного и гражданского губернаторов Амурской области в Благовещенске, типография окружного штаба Приамурского военного округа, типолитография канцелярии Приамурского генерал-губернатора в Хабаровске, типография 1-го Восточно-Сибирского линейного батальона, типография Сибирского флотского экипажа (штаба Главного командира портов Восточного океана) во Владивостоке, типография полицейского управления на острове Сахалин (пост Александровск), типография штаба войск Южно-Уссурийского отдела, литографии при канцеляриях каждого линейного батальона.
В середине 80-х гг. во Владивостоке пытается завести собственную литографию Общество изучения Амурского края. На средства, собранные по подписке, был выписан литографический станок, "заведывание" которым взял на себя князь Л.А. Крапоткин. В 1893 г. станок был продан в рассрочку редактору и владельцу газеты «Владивосток» Н.В. Ремезову. Значительно позже, чем в остальных районах Сибири (вторая половина 80-х — 90-е гг.), появляются на Дальнем Востоке первые частные типографии — П.Г. Артамонова и Ко, Товарищества Д.О. Мокина и Ко в Благовещенске, М.А. Тыртова в Хабаровске, Н.В. Ремезова во Владивостоке.
В оснащенности полиграфических предприятий азиатской части страны в 80—90-х гг. происходят существенные сдвиги. По мере развития экономики и культуры, а вместе с тем и местного книгопечатания полиграфические заведения из ведомственных учреждений, удовлетворяющих внутренние канцелярские нужды, все в большей степени превращаются в промышленные предприятия, стремящиеся получить прибыль. Это требует от них повышенного внимания к техническому оснащению.
В отдельных городах Сибири и Дальнего Востока взаимоотношения между казенными и частными типографиями складываются по-разному. Преобладание казенных типографий отмечается в дальневосточных городах — Хабаровске, Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Александровске-на-Сахалине (исключение составляет лишь Благовещенск).
В целом же трудности бумагоснабжения Сибири и Дальнего Востока во второй половине XIX в. не только усложняли и удорожали книгопроизводство, но и снижали полиграфический уровень местной книги.
Отличительной особенностью Дальнего Востока было большое количество изделий периодической печати. Оно свидетельствовало о социально-экономическом и культурном развитии региона, и том, что в крае сформировался отряд профессиональных журналистов, литераторов и появился многочисленный читатель. Периодическая печать охватывала все наиболее заселенные и развитые области региона, и отражала интересы всех слоев населения. Подтверждения этому – названия некоторых газет: «Приамурские ведомости» - официальный орган Приамурского генерал-губернаторства (с 1894 г., Хабаровск); «Владивосток» (с 1883 г.); «Петропавловский листок объявлений» (с 1912 г.), «Сахалинский вестник» (с 1917 г.); «Амурская газета» (с 1895 г.) и др. Следует обратить внимание, что с середины 90-х гг. XIX в. до 1917 г. периодическая печать на Дальнем Востоке развивалась по восходящей. Для сравнения: в 1895-1904 г. их было 29, в 1908-1917 гг. выходило 200 газет и журналов. По количеству и качеству газет, журналов, а также брошюр и книг Дальний Восток с конца XIX в. до 1917 г. занимал ведущее место в Сибири. В 90-е гг. XIX в. одновременно с ростом числа газет и журналов увеличивается и количество типографий. Крупные издательские центры были созданы в ряде городов. В Благовещенске создана типография Мокина и К0, Чурина и К0, А.И. Мотюшенского; во Владивостоке - типография Восточного института, Морского ведомства, Н.М. Матвеева, П.Н. Макеева и др. О развитии книгоиздательства на Дальнем Востоке свидетельствуют следующие показатели: если в 1900 г. в Хабаровске вышло 6 книг, в Благовещенске – 11, во Владивостоке – 19, то в 1916 г. в Хабаровске и Благовещенске – по 20 и во Владивостоке – 58 книг. Наивысшее количество печатной продукции было издано в 1913 г.: в Благовещенске вышло 19, Хабаровске – 37, во Владивостоке – 68 книг.