Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать поколению отличие между национальной школой и русской народной школой.
Задачи исследования:
- изучить и исследовать процесс формирования и развития национальной системы образования в СССР и в России;
- на конкретном примере показать отличие между еврейской школой и московской школой, т.е. воспитание, обучение и т.д.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Развитие национальной школы в России
1.Формирование и развитие национальных образовательных структур в России в XIX веке__________________________________________5
2.Развитие национальной системы образования в СССР____________15
Глава 2. Современное состояние национальной школы в РФ
1.Современные понятия национальной школы_____________________23
2.Важнейшие виды современных национальных школ и их образовательные программы___________________________________29
Заключение____________________________________________________37
Список использованных источников и литературы___________________39
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации обозначены приоритетные цели и задачи образования, среди которых:
- обеспечение
исторической преемственности
- воспитание патриотов России, граждан
правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского
общества, обладающих высокой нравственностью
и проявляющих национальную и религиозную
терпимость, уважительное отношение к
языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений и т.д.
Реализация основных направлений Программы развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы признает приоритет в воспитании принципа, в соответствии с которым все люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо. "В процессе воспитания необходимо укреплять веру в то, что все люди уникальны, что каждый из них имеет предпосылки для развития своей личности и что индивидуальное своеобразие делает общество богатым и разносторонним".
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. А также подчеркивается, что многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.
Федеральная программа развития образования на 2001-2005 гг. также подчеркивает опасность нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному языку и увеличения разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин. Программа предполагает разработку взаимоувязанных федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, механизмов реализации прав граждан на обучение русскому языку - государственному языку РФ и официальному языку ООН, и выбор обучающимися языка обучения в пределах возможностей образовательного учреждения, разработку и реализацию мер по удовлетворению образовательных потребностей народов и этнических групп:
- ведущих аборигенный образ жизни,
- в пределах компактного проживания и за пределами своих национальных образований,
- имеющих
историческую родину за
- проживающих за пределами России,
- беженцев из государств - участников СНГ.
Краеугольным понятием в осуществлении подобной стратегии для России с неизбежностью станет понятие "национальная школа", и в связи с этим проблема содержания образования. Отметим, что в Законе об образовании (1992, 1996 г.г.) исключено понятие национальная школа и речь идет о школах с русским языком как неродным. В законе провозглашается единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. Однако для реализации задачи сопряжения этнического и надэтнического в многонациональном гражданском обществе предложено формально-механическое расчленение общего содержания образования на изолированные инвариантный федеральный и вариативный национально-региональный компоненты, передав последний в ведение субъектов федерации, а выбор языка обучения - в компетенцию самих образовательных учреждений или их учредителей.
В то же время, национальные школы всегда являлись хранителями и трансляторами народного опыта, стояли на страже интересов этноса. Сегодня мы можем говорить о принципиально новом этапе развития национальной школы в Российской Федерации. Его главная черта - динамично растущее расширение роли родного языка и национальной культуры в содержании образования (удельный вес регионального компонента составляет по разным подсчетам до 30 % и более учебной нагрузки), что дает возможность для создания национальной школы нового типа и поликультурной подготовки молодежи на базе родной культуры. Всплеск числа русских национальных школ, стремящихся заново определиться относительно своего национального характера, свидетельствует о необратимости процесса регионализации в образовании.
Один из актуальных вопросов для России - какой должна быть национальная школа в современных условиях, и реальная проблема - каким образом поддерживать, создавать условия для эволюции разнообразных национальных моделей школ в регионах, "поскольку даже на территории компактного проживания большого или малого этноса создаются различные культурные среды, что уже предполагает многообразие национальных школ, и их национальное многообразие, то есть их мультикультурность". "Только преодолев устаревшие дидактические нормы и устаревшие школьные технологии, мы выйдем на понимание назревшей необходимости строить национальную школу не лицом назад - в историческое прошлое, каким бы героическим оно не было, а лицом вперед - в будущее этноса. Такая школа уже не сможет ориентироваться только на традиционное этническое сообщество, а должна будет ориентироваться на творческую личность - носителя культуры этноса", - считает Н.Б. Крылова. "Каждый регион имеет свою мультикультурную и межкультурную среду, а каждая школа и каждый класс - свой вариант общего культурного пространства, которое становится сегодня одним из решающих условий развития личности". Принцип толерантности предполагает выбор каждым ребенком и его семьей тех особенностей культурной, национальной и интернациональной идентификации, которые важны для них в данный момент в существующем культурном пространстве.
Можно установить, что для современного этапа развития теоретической педагогической мысли России характерно разделение проблемы межкультурного образования на проблему национальной школы, решаемую в первую очередь педагогической общественностью и правительствами субъектов РФ, имеющих районы компактного проживания этнических групп, и проблему поликультурного воспитания как основной воспитательной парадигмы российской школы. Супрунова Л.Л. определила поликультурное образование как "приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде". Такое понимание поликультурного образования существенно отличается от трактовки западных ученых, т.к. предполагается, что содержание образования черпается из родной, российской и мировой культур, в которых соединяются достижения разных народов.
При отборе содержания поликультурного образования важно учитывать: социокультурное окружение учащихся (этнический и конфессиональный состав, установки и предубеждения, господствующие в окружении; индивидуальные интересы школьников к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп); этнические и социально-экономические особенности региона (причины компактного проживания этносов, ведущие формы их хозяйственной деятельности); изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе, стране, мире (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп, развитие конфликтов и их причины, культурную экспансию и формирование национализма и т.д.); методологические, методические и личностные возможности как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Однако анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование сегодня - не данность, а необходимость: как на уровне учителя (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения, в т.ч. соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла. Педагогической общественностью должна быть осознана необходимость проникновения межкультурного образования не только в жизнь отдельного класса - им должна стать деятельность всей школы
Придерживаясь
идеи плюрализма в культуре и обществе,
принципов диалога культур и мультикультурности
(многокультурности) в образовании, утверждая
основные гуманистические ценности, можно
создать условия для становления любого
из вариантов межкультурного образования,
соответствующего политической и культурной
ситуации данного образовательного пространства.
Необходимо в каждом конкретном образовательном
учреждении ставить задачу развития личности
как ученика, так и учителя, привлекать
общественность к решению проблем воспитания
в поликультурной среде микрорайона. Школа
- центр культурной среды, - должна быть
национальна и мультикультурна одновременно.
2.2. Важнейшие
виды современных национальных школ и
их образовательные программы
В настоящее время в России существуют две крупнейшие национальные школы: московская татарская школа и московская еврейская школа.
Рассмотрим процесс создания одной из этих школ,а также ее образовательную систему.
Созданию Московской национальной еврейской школы в 1991 году предшествовала поездка группы московских детей в Израиль. Поездка случайно совпала с началом войны, поэтому группу предложили срочно эвакуировать, но дети во главе с будущим директором решили поддержать "своих" и остались до конца туристического срока. Тогда же, воодушевленные всем увиденным, впервые по-настоящему ощутив себя евреями, дети и педагоги решили, что по возвращении в Москву они создадут еврейскую национальную школу. И создали ее на волне реформы образования и нового Закона об образовании, предоставившего школам широкую свободу.
Целью
новой школы была объявлена подготовка
образованных евреев, знающих еврейский
язык (иврит), еврейскую историю, традиции
и религию. В концепции этой школы, принятой
несколько лет назад (в настоящее время
вырабатывается новая концепция), записано:
"Цель школы - дать детям еврейское образование...
Школа ставит своей целью получение детьми
еврейского образования, сочетающего
в себе приобщение к еврейским ценностям
и традиции с высоким уровнем общего образования.
Чтобы реализовать эти установки, в школу
принимают только еврейских детей, все
педагоги являются евреями, по субботам
не учатся, в школе создан кабинет традиций
(фактически выполняющий функцию синагоги),
наряду с хорошей общей подготовкой (все
выпускники школы поступают в вузы или
университеты) основательно преподаются
иврит, еврейская история и обычаи. В целом
образ еврея заимствовался из традиционного
представления о еврейской культуре: еврей
- это человек верующий (соблюдающий Тору)
и придерживающийся еврейских традиций
(поэтому, например, в школьной столовой
кошерная пища, старшеклассники носят
"кипу", а девочки -удлиненные темные
юбки, школа отмечает основные еврейские
праздники и т.д.).
Кажется,
все прекрасно, но сегодня школьный коллектив
осознал ряд непростых проблем. Пока в
начале 90-х многие дети уезжали с родителями
кто в Израиль, кто в США, кто в ФРГ, не вставал
вопрос о дальнейшей судьбе выпускников
и их отношении не только к своей "исторической
родине", а и к настоящей их родине -
России. Сейчас волна отъезжающих спала,
оставшиеся евреи, как показывают социологические
исследования, связывают в основном свое
будущее с Россией, но оказалось, что многие
дети в еврейской национальной школе Россию
своей родиной не считают.
При этом. Как ни странно, на последнем
месте по интересам у них оказались дисциплины
"еврейского цикла" (иврит, еврейская
история, еврейская религия и обычаи).
На первое же место вышли: изучение иностранных
языков, математики, информатики. Это подтвердили
проведенные в школе анкетные опросы.
По сути, дети рассматривают еврейскую
религию и историю только как учебную
дисциплину, как сведения, не имеющие прямого
отношения к современной жизни. Встал
также вопрос, в какой мере погружение
в традиционную еврейскую культуру необходимо
выпускнику, чтобы жить в современной
России, или, напротив, оно еще больше сделает
еврея "белой вороной"?
Есть и такая проблема: на что должен быть ориентирован выпускник еврейской национальной школы - в конце концов покинуть Россию или жить в ней, быть полноценным россиянином, активно участвовать в решении многочисленных вопросов, стоящих перед современной Россией? На уже упомянутом семинаре в Иерусалиме доминировал, как его называет Ротман, "идеологический подход": большинство педагогов считали своей задачей воспитание у учеников гордости прежде всего за еврейскую родину, народ, ориентируя их при этом всего лишь на диалог с нееврейским окружением. "Для педагогов, - пишет Ротман, - очень важно, чтобы выпускник еврейской школы осознавал себя частью еврейского народа, чтобы его национальное самосознание наполнилось позитивным содержанием.
Еще одна общая проблема, как создать в национальной школе теплую, семейную атмосферу, способствующую погружению в национальную культуру? Достаточно ли для этого поддерживать однородный национальный состав учащихся и педагогов, а также проводить совместно с родителями традиционные праздники и обряды или же необходимо что-то еще? Например, в Московской национальной школе кроме учителей создан институт "кураторов" (некоторые из них освобождены от преподавания). Одна из главных задач этих специалистов - воспитание детей в духе еврейских традиций и их индивидуальная опека.