Использование дактильной речи в коммуникативной деятельности лиц с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В отечественной литературе дореволюционного периода можно встретить лишь отдельные высказывания ведущих сурдологов (Гурцева Г.А., Флери В.И. и др.) о применении дактилологии в процессе обучения глухонемых родному языку. В советский период в связи с демократизацией образования, развитием дефектологической науки дактилология закономерно привлекла большее внимание: вначале при организации ликбеза (Журомский Е, Овцин П.А.), затем в системе специальных школ для взрослых (Крылов Н.М., Вакштейн А.Я., Щеглова А.А.), в воспитании слепоглухонемых детей (Соколянский И.А., Мещеряков В.И.). И наконец, в 50 – 70 годы выдающийся дефектолог Зыков С.А. и его школа разработали основы обучения глухих детей по принципу формирования речевого общения, где дактильная речь – во взаимодействии устной и письменной – выступает в качестве первой речевой формы.

Файлы: 1 файл

Д 14051311(о) Кур.р. Сурдокоммуникации.docx

— 53.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дактилология или по-другому ручная азбука – это знаковая система, которой пользуются в речевом общении неслышащие люди и те, кто окружает их. К ней прибегают как к коммуникативному средству в разговорно-обиходной речи, публичных выступлениях, службе перевода, ее все шире применяют в специализированных учреждениях в качестве вспомогательной знаковой системы для формирования словесной речи, обучения грамоте.

Дактильная речь в современном мире служит надежным каналом передачи информации для детей и взрослых, лишенных слуха, способствует их взаимопониманию с родными и близкими, друзьями и знакомыми – приобщает к языку слов миллионы неслышащих людей.

В отечественной литературе дореволюционного периода можно встретить лишь отдельные высказывания ведущих сурдологов (Гурцева Г.А., Флери В.И. и др.) о применении дактилологии в процессе обучения глухонемых родному языку. В советский период в связи с демократизацией образования, развитием дефектологической науки дактилология закономерно привлекла большее внимание: вначале при организации ликбеза (Журомский Е, Овцин П.А.), затем в системе специальных школ для взрослых (Крылов Н.М., Вакштейн А.Я., Щеглова А.А.), в воспитании слепоглухонемых детей (Соколянский И.А., Мещеряков В.И.). И наконец, в 50 – 70 годы выдающийся дефектолог Зыков С.А. и его школа разработали основы обучения глухих детей по принципу формирования речевого общения, где дактильная речь – во взаимодействии устной и письменной – выступает в качестве первой речевой формы.

Стремление приобщить глухого человека к слову, устной и письменной речи в целом определило на длительный период негативное отношение к специфическим средствам общения, в том числе к дактилологии.

Ранее игнорирование дактилологии было вызвано отождествлением дактильных и жестовых знаков, поскольку те и другие воспроизводятся рукой.

Ныне, начиная с 60-х годов XX века, когда специфические средства общения глухих опять становятся предметом многочисленных дискуссий и пристального изучения, все внимание аккумулируется на жесто-мимической речи: в научных статьях, докладах на международных симпозиумах, конференциях излагаются вопросы происхождения, структуры, унификации языка жестов и т.д. Однако, дактилология, несмотря на то, что она вполне отвечает всем требованиям речи и передает мысли с легкостью и точностью, снова попадает в такое положение, когда кажущаяся простой при первом знакомстве, она еще скрывает в себе непознанные способности для более эффективного развития у неслышащих людей языка и мышления.

Исследовательские и экспериментальные работы сотрудников Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР убедительно показали значение, систему и методы занятий дактильной речью в процессе обучения глухих. Однако до сих пор мы поразительно мало осведомлены об истории развития, особенностях становления и восприятия дактильной коммуникации.

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования: изучить использование дактильной речи в коммуникативной деятельности лиц с нарушением слуха.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу  по теме исследования.

2. Изучить понятие о дактильной речи.

3. Рассмотреть дактильная речь как средство коммуникации.

4. Охарактеризовать роль  дактилологии в обучении языку  глухих дошкольников.

5. Изучить возможности  обучения глухих детей языку  в коммуникативной функции.

6. Проанализировать возможности  усвоения глухими школьниками  системного устройства языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты изучения дактильной речи

1.1. Понятие о дактильной речи

 

Единственным языком человеческого общества всегда был язык слов. Именно в слове формируется мысль. Посредством языка люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, информацией, понимают друг друга, находят взаимопонимание и общие интересы. Но общение есть двусторонний речевой акт: один говорит, другой - слушает посредством слухового восприятия.

Однако существует довольно большая категория людей, для которых основным средством коммуникации с окружающим миром является ручной, жестовый язык (кинетическая форма речи). Это люди, имеющие различные нарушения слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепоглухие)[4].

При установлении ручной коммуникации неслышащие используют две, совершенно различные системы общения - дактилологию (ручную азбуку, дактильную речь) и жестовую речь. Главное, что объединяет эти системы - способ передачи и восприятия информации. Глухой собеседник с помощью различных комбинаций пальцев и ручных жестов воспринимает информацию визуально (зрительно).

К сожалению, наукой точно не установлено, когда и кем впервые был изобретен дактильный алфавит. Однако, известно, что пальцевые изображения букв встречаются уже в латинской Библии X века.

Исследователи полагают, что впервые дактильный алфавит был опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра, а начало применению дактильной речи в обучении глухих было положено испанским монахом Педро Понсе де Лион, деятельность которого относится к XVI в. Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом, который был положен в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции - Перейра и Делепе в XVIII в. Этот алфавит также был положен в основу американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галл одетом и Клерком[4].

Интересен факт, что британский дактильный алфавит, впервые опубликованный в 1698 г., был построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит - двуручный. Помимо Великобритании его современная модификация широко применяется в других государствах (Австралии. Южной Африке и др.).

В России русский дактильный алфавит был опубликован и описан в 1835 году в книге В. И. Флери ««Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе», в то время уже использовавшийся в учебном процессе. В этом дактильном алфавите отчетливо прослеживается традиция, идущая от Бонета: пальцевое воспроизведение графического изображения букв. В современный русский дактильный алфавит входит большинство дактилем, представленных в книге директора Петербургского училища для глухонемых Г. А. Гурцева «Энцеклопедический курс» (1838)[8].

Созданы и широко применяются дактильные алфавиты национальных языков стран СНГ, в том числе: украинский, белорусский, узбекский, молдавский и др.

Всемирной федерацией глухих при проведении различных международных форумов с 1963 года широко используется разработанный международный дактильный алфавит.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Дактильная речь как средство коммуникации

 

Дактилология как коммуникативная система является специфической формой языка, его вариантом в среде неслышащих.

Специфика дактильной речи заключена в том, что в отличие от устной и письменной речи дактильное общение ограничено узким кругом людей, принято в среде неслышащих, а также в своеобразии ее элементов, иной физической основе: она состоит не из звуков (фонем) и букв (графем), а пальцевых знаков (дактилем), которые образуются движениями кисти руки и воспринимаются зрительно, в то время как, например, устная речь – результат деятельности артикуляторного и акустического комплексов[3].

Несмотря на различие механизма форм словесной речи, они имеют материальную и функциональную общность. «Известно давно место в головном мозге, - писал И.М. Сеченов, - из которого выходят разнообразно сочетанные импульсы к мускулам языка, губ и небной занавески. Этими сторонами орган речи, однако, нисколько не отличается от нервно-мышечного снаряда, например, руки, потому, что сочетанные движения последней отличаются никак не меньшим разнообразием (рука не только пишет все слова речи, но и играет на музыкальных инструментах и производит самые разнообразные работы); при том же нервные центры ее движений лежат в тех же отделах головного мозга, что и центры речи».

Общность дактильной, устной и письменной речи заключается в их коммуникативной функции, при этом и звуки, и буквы, и дактильные знаки, различные между собой по месту и способу образования являются элементами единой системы коммуникации – языка слов.

Будучи специфическим средством общения глухих, дактильная речь во многом отражает характерные особенности устной и письменной речи[9].

С письменной речью дактилологию роднит происхождение. В любом языке каждый дактильный знак образован по принципу: общее подобие соответствующей букве в алфавите, число дактилем равно количеству графем, дактильная речь строится по нормам правописания, нередко ее потому и называют «пальцевым письмом», а иногда ставят между ними знак равенства.

Крупнейший советский дефектолог Ф.Ф. Рау также отождествлял эти два вида речи: «Дактилология есть вид письменной и словесной речи, которым учитель глухонемых должен владеть, обучая этой форме речи и своих учащихся».

Дактильная речь в своей основе – речь письменная. В непосредственном общении дактильная речь выполняет роль устной речи и наделена ее характерными признаками: обращена прямо к собеседнику, ситуационна, не фиксируется.

Близость базы произношения и дактилирования также подтверждается многими современными исследователями, в том числе и дефектологами: «Речедвигательные и рукодвигательные образы слов тесно связаны, сопряжены друг с другом…», - писал Ф.Ф. Рау.

Формирование устной речи у тех, кто не слышит процесс сложный, напряженный и продолжительный. На выработку навыков артикуляции и зрительного восприятия устной речи затрачиваются огромные усилия, на это требуется длительное время[2].

В связи с трудностями овладения звуковым строем языка, навыками произношения, чтения с лица, которые испытывают неслышащие, устная речь для них должна была иметь своего «двойника».

Поскольку в мышечном чувстве руки содержится мощный фактор биологической компенсации, процесс дактилирования не вызывает физического напряжения, пальцевые знаки распознаются легче артикулем, дактильная речь явилась для глухих аналогом устной речи. Уступая последней в сфере действия, сходная с ней по функции, дактильная речь, как более простая и удобная стала в условиях глухоты полноценным средством коммуникации. Общение посредством движения руки и через зрительное восприятие естественно для глухого человека, поэтому наряду с устным и письменным словом он использует специфическую знаковую систему языка – дактилологию.

Распространенность дактильного общения зависит от уровня речевой реабилитации глухих. В нашей стране дактилология применяется неслышащими активно и повсеместно. Это стало возможным в результате их социальной реабилитации, развития системы специального обучения, повышения общеобразовательной подготовки, организации культурно-просветительской работы[1].

Дактильная коммуникация развивается у глухих детей с раннего дошкольного возраста в качестве исходной формы словесной речи, затем в школе – в качестве вспомогательного средства общения, способствующего формированию письменной и устной речи, усвоению программного материала, словесному общению с окружающими.

Взрослые глухие, владеющие языком слов, общаются дактильно в самых различных ситуациях: дома и на производстве, в процессе работы и на отдыхе, в разговоре между собой и слышащими людьми, с одним или несколькими собеседниками и т.д.

Дактильная коммуникация осуществляется одновременно с употреблением других речевых средств. Исключительно дактильный речевой акт наблюдается крайне редко – встречается, например, у изучающего дактилологию, в общении посредством унифицированной пальцевой азбуки Федерации глухих[11].

Как правило, дактилирование сочетается с устной и жесто-мимической речью. Данные средства коммуникации выступают в различных взаимосвязях.

1) Дактильная речь - устная речь: дактильная речь доминантна и сопровождается проговариванием.

2) Устная речь - дактильная речь: произносимое (артикулируемое) сообщение поясняется дактильно (неясная артикулема, непонятное или незнакомое слово и т.д.).

3) Дактильная речь - жесто-мимическая речь: в основном дактильном общении появляются отдельные жесты (в процессе обучения, для ускорения и т.д.).

4) Жесто-мимическая речь,  дактильная речь: ведущими являются жестовые знаки, дактилируются только имена собственные, термины, лексика, не обозначаемая жестом (иноязычные слова, абстрактные понятия для полноты соответствия и приема информации и т.д.).

5) Жесто-мимческая речь - дактильная речь - устная речь: жестовая коммуникация с применением пальцевой азбуки сопровождается проговариванием – общение организуется по типу словесного, как его перевод на язык слов[7].

В речевом акте указанные сочетания средств общения (1 – 4) избираются в зависимости от множества факторов: уровня и общности апперцепционной базы – подготовленности к передаче и восприятию информации; отношений собеседников – степени и характера знакомства; ситуации разговора – числа участников общения (диалог, полилог); расстоянии между ними (контактная или дистантная беседа) и т.д.

Постоянно действующими факторами, определяющими выбор средств общения, являются состояние слуха и речи, степень владения языком слов. Поэтому первый тип речевого акта характерен для общения в системе глухой – слышащий, второй – между слышащим и глухим и т.д.

Последний вид взаимосвязи, когда комплексно используются различные средства общения, в настоящее время наиболее распространен, так как стабильно создает для неслышащих благоприятные предпосылки взаимопонимания с окружающими в самых различных условиях.

При комбинированной коммуникации количественное соотношение между жестовыми и дактильными обозначениями бывает различным, что обусловлено знанием специфических средств и лексическим характером речевого материала[6].

Но эта корреляция имеет определенную тенденцию к расширению дактильного общения: чем совершеннее владеет неслышащий языком слов, тем значительнее в его коммуникации удельный вес дактильной речи, а также степень использования устной речи, артикуляции, сопровождающей дактилирование.

Большое значение имеет вопрос о темпе дактильной речи, возможности передачи и приема количества знаков – дактилем в единицу времени (минуту).

В специальной литературе о скорости дактилирования высказывались различные мнения. П.Д. Енько, Н.А. Соколянский и другие полагали, что она уступает устной речи даже при наличии хороших технических навыков. А.В. Ярмоленко, Е.Н.Марциновская и другие, напротив, отмечают сравнительно высокий темп дактильной речи. Вместе с тем объективно оценивать показатели скорости дактилирования в плане ее сравнения с темпом устной речи можно лишь по материалам речевой практики в процессе коммуникации неслышащих, свободно владеющих языком слов и техникой дактилирования.

Информация о работе Использование дактильной речи в коммуникативной деятельности лиц с нарушением слуха