Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2010 в 17:24, Не определен
Начиная с 1929 г. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства.
Одним из элементов налоговой политики советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии.
Например, Декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.
В 1918 г. для сельских хозяев был введен натуральный налог, который строился по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.
В 1919 г. в общегосударственном масштабе была введена продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.
Помимо
этого, советским правительством были
предприняты и другие попытки
налоготворчества. Особого внимания
заслуживает проведенная
В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, огромная эмиссия привела к обесцениванию рубля, а следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено.
С переходом весной 1921 г. к новой экономической политике появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики. Налоговая система России 1920-х гг. была во многом идентична дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной России с уже сформированными научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:
1)
восстановление денежных
2)
денежные налоги будут нести
определенную социально-
В период новой экономической политики наиболее четко просматривается роль налоговой политики в общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.
Возродив
частную торговлю и промышленность
и восстановив тем самым
Признавая
принцип концентрации обложения
как более желательный в
К концу 1922 г. ее построение принципиально было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать - косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.
В июле 1930 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР о завершении районирования страны, а в октябре – Основные положения о районных съездах Советов и районных исполнительных комитетах, согласно которым бюджетные права райисполкомов были расширены. Одновременно правительствам союзных республик было предоставлено право перераспределения части отчислений от прибыли местных предприятий между отдельными местными бюджетами в целях их регулирования. Республиканские бюджеты (особенно бюджет РСФСР) лишались некоторых закрепленных за ними доходов с частичной их передачей в местные бюджеты; кроме того, часть их унифицировалась в налоге с оборота и единой государственной пошлине. Подобные мероприятия ослабляли устойчивость республиканских и местных бюджетов, усиливали неравномерность доходной базы отдельных бюджетов.
Важной вехой в истории российского налогообложения вообще и местного налогообложения в частности стала налоговая реформа 1930 г., ставшая логическим завершением периода НЭПа и отражающая экономическую основу нового этапа развития страны – индустриализации. В соответствии с генеральной линией этой реформы множество налогов как общих, так и местных, были отменены, и им на смену пришли два основных налога с государственных социалистических предприятий – налог с оборота и отчисления от прибыли, а также один универсальный – государственная пошлина. Влияние же этой реформы на местные налоги выразилось в том, что десять налогов из всего количества существовавших были включены в налог с оборота, семь – в государственную пошлину. Остались лишь следующие налоги:
-налог с транспортных средств;
-сбор с ресторанных счетов;
-налог со скота в городских поселениях;
-сбор с лиц, лишенных права быть сельскими исполнителями;
-регистрационный сбор с владельцев собак;
-сбор за спуск сточных вод.
В 1931 г. СНК и ЦИК было принято Постановление «О республиканских и местных бюджетах» (21.12.31 г.), в соответствии с которым была расширена доходная база указанных бюджетов. В соответствии с этим документом закреплялись твердые доходные источники и устанавливались отчисления от налога с оборота предприятий республиканского и местного значения, а также с оборота тех предприятий общесоюзного значения, взимание налога с которых поручалось местным финансовым органам.
В ходе реализации основных положений налоговой реформы 1930 г. была создана также единая система областных, районных и городских налоговых инспекций (в 1959 г. осуществлено их переименование соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов).
Систему местного налогообложения в СССР после налоговой реформы составляли преимущественно те налоги, которые государство не могло эффективно контролировать из единого центра. Эти налоги полностью поступали в местные бюджеты, и полномочия по их введению или не введению предоставлялись местным Советам соответствующих территорий. Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения (обложение строений и земельных участков налогом со строений и земельной рентой, сбор с грузов, привозимых в города Москву и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932 г. разовый сбор с торговли колхозников и единоличников). В отношении остальных местных налогов общесоюзная регламентация ограничивалась указанием на то, что правительства союзных республик могли предоставлять местным Советам право «устанавливать и взимать другие налоги и сборы с объектов, не облагаемых общегосударственным и местными налогами»[6]. Таким образом, местные Советы могли вводить или не вводить те налоги, которые предусмотрены в общесоюзном и республиканском законодательстве. Союзным же законодательством устанавливались предельные размеры и порядок уплаты.
Например, дополнительным видом местного налогообложения в СССР стал косвенный налог с нетоварных операций, представлявший собой изъятие части денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных предприятий, парикмахерских, предприятий стирки и крашения, ремонта вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.).
Этот налог был введен налоговой реформой 1930–1932 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 3.08. 1931г.) в дополнение к налогу с оборота. Он уплачивался с полной налоговой выручки от нетоварных операций, фактически полученной в месяц. Ставка дифференцировалась от 1 до 10 % в зависимости от вида работ и услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов (с 1.01. 1958 г. налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен).
В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30 %, как и налог со зрелищ.
К налогам, дополнительно введенным реформой, относился также налог с совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее по своему объединению, тресту и т.п., а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1 % валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).
С учетом накопленного опыта проведения сельского обложения и его законодательного регулирования ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О самообложении сельского населения» от 1 сентября 1937 г. Постановление предусматривало обязательность решения о самообложении для всех лиц, проживающих в данной местности, при условии, что за такое решение высказалось более половины жителей, участвовавших в собрании, посвященном самообложению, при отсутствии возражений исполкома соответствующего сельского Совета. Постановление определяло также категории лиц, подлежавших обложению и предельные его ставки.
Впоследствии практика построения местных бюджетов на основе законодательства о налоговой реформе обнаружила целый ряд весьма существенных недочетов и весьма отрицательных последствий, вытекающих из того, что новое распределение доходов было построено на слишком схематическом подходе к местному бюджету в общих цифрах по Союзу ССР, без дифференцированного его анализа. При значительной неравномерности экономического развития различных районов Союза ССР и при концентрации одного из главных источников доходов – местной промышленности – в основных промышленных районах, налоговая реформа привела к существенным территориальным изменениям в поступлении доходов: в промышленных районах она вызвала крупный прилив средств, в остальных же, наоборот, все основные местные доходы оказались поглощенными поступающим в союзный бюджет налогом с оборота, местные бюджеты в связи с этим стали дефицитными и вынужденными существовать за счет дотации центра. По РСФСР в 1931 г. бюджеты всех краев и областей (кроме Московской, Ленинградской, Иваново-промышленной области и Нижегородского края) были сведены с дотацией в сумме 231 млн. руб., составляющей 17,5 % общего их объема, тогда как в 1929–1930 г. общая сумма государственных пособий не превышала 71 млн. руб. или 7,7 %. Реформа, таким образом, привела для большинства краев и областей не к усилению их собственной доходной базы и к уменьшению зависимости от центра, а как раз к обратным результатам – к ослаблению связи между местными хозяйственными планами и ходом мобилизации ресурсов на их территории.
Информация о работе Реформа 1929-1931 cоотношение прямых и косвенных налогов