Эволюция взглядов на природу и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части

Содержание работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……2

1 Эволюция взглядов на природу и функции налогов………………………….4
1.1 Возникновение и развитие налогообложения в древней Греции и древнем Риме………………………………………………………………………………..4
1.2 Формирование налоговых теорий в доклассический период……………..6
1.3 Налоговые теории XVIII – XIX в. Классическая теория………………….10
1.4 Научные концепции налогообложения конца XIX - XX веков. Кейнсианство и неоклассицизм……………………………………………………………14

2 Возникновение и развитие налогообложения в России…………………….19
2.1 Налоги в древней и средневековой Руси…………………………………...19
2.2 Эпоха Петра Великого………………………………………………….......25
2.3 После петровский период в развитии налогообложения…………………27
2.4 Налогообложение России в ХХ – начале ХХI века ………………………29

3 Основные недостатки Российской налоговой системы и пути их устранения………………………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

ТиИно.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

     Сама  теория налогового предела и результаты ее практического применения в 80-х гг. в США во времена правления президента Р. Рейгана стали предметом разносторонней критики. Основные аргументы противников сводились к следующему:

  1. Существует множество эмпирических подтверждений тому, что влияние снижения налогов на экономические стимулы незначительно и неясно по своей направленности.
  2. Положительное влияние сокращения налогов на реальный вы- 
    пуск продукции может проявиться лишь через длительный период 
    времени.
  3. Снижение налогов окажет большее влияние на спрос, нежели на предложение. Это вызовет более значительный рост совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением и первоначально приведет к увеличению бюджетного дефицита, а затем и к инфляции.
  4. Сложно точно ответить на вопрос, где находится точка на кривой Лаффера, соответствующая современному состоянию экономики. Рекомендации Лаффера имеют надежную основу только тогда, когда экономика находится в точке N. Если же исходное состояние экономики соответствует любой точке, находящейся ниже точки М, то уменьшение ставок налогов приведет лишь к существенным потерям бюджета.

     Часть этих доводов действительно находила подтверждение в США в результате проведения такой налоговой политики в период «рейганомики». Американский опыт и результаты современных научных исследований в области налоговых пределов позволяют сделать следующий вывод: нельзя допускать единовременного снижения налогового бремени более чем на 3—4% ВВП в год. Экономика может не выдержать резких структурных сдвигов.//2

     В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения.

     Основная  идея неоклассических теорий заключается  в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям  и той части населения, которая  формирует потребительский спрос  на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  вся история развития налогов и научных представлений об их экономической сущности (теории грабежа, обмена услугами, фискального договора, страховой премии, наслаждения, жертвы, коллективных потребностей) является результатом диалектического взаимодействия этих сторон. Именно это принципиальное обстоятельство положено в основу модели налогов, объединяющей в единый комплекс их сущность и функции.//1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Возникновение и развитие налогообложения в России 

     2.1 Налоги в древней и средневековой Руси 

     Многие  историки и экономисты заявляют, что  до принятия Русью христианства в 988 году, ни о какой налоговой системе говорить нельзя, так как именно с этого исторического рубежа ведёт счёт дням и годам собственно русская финансовая система. Но данная позиция представляется крайне нелепой, поскольку понятие налогов не исчерпывается финансами и собственно денежными поступлениями. Под понятие налога можно подвести всё что угодно и с этой позиции налог, на наш взгляд, и представляет подлинное своё значение и сущность.

     Налоги  появились с самого появления  государственной власти в Древней Руси. Более того, можно сказать, что и государство не было бы создано, не будь налогов и бесконечных поборов в разных формах с подвластных жителей. Этим, собственно, и решается весь вопрос о том, что первично - государство, или налоги. Традиционно историю российского государства принято делить на несколько этапов, соответственно и историю налогообложения следует дифференцировать таким же образом. Так, сперва нами будет рассмотрен период от начала становления Киевской Руси и до татаро–монгольского нашествия, поскольку налоги в эти времена выполняли качественно различные функции, устанавливались различными субъектами, и менялось их социальное и практическое назначение.

     Первоначально на территории Древней Руси существовала система, прозванная народом повозьем. Каждый, считавший себя обязанным родительскому отношению к себе Князя, а также той тяжкой и непосильной любому другому человеческому организму работе за благоденствие своих   людей, над которой корпел Князь все дни и ночи, свозил к княжескому двору в Киеве всё то, чего не жалко и самим уже не съесть.

     Князь Олег, невесть кем приходившийся  Рюрику (отечественная история на сей счет хранит таинственное молчание) повёл остервенелую борьбу за расширение влияния Киева, подчиняя где огнём и мечом, а где хитростью и лаской всё новые земли, которых к концу его правления скопилось уже столько, что подвластные народности дружно порешили:

     “А  что это у нас и гордости, что ли, никакой не осталось? Всё  мы, да мы. Им то важнее, так пусть  они сами и едут к нам”.

     Именно  так, и никак иначе, появилось в обращении понятие полюдья, означавшего выезд на места проживания податного населения уже самого Князя. С тех пор повелась традиция выездных проверок на предмет выявления всего, что могло бы показаться дружинникам князя примечательным и заслуживающим внимания.//31

     Преимущественно налоги платились натурой, частью произведённых  материальных благ, если хозяйствующий субъект занимался ремеслом, частью собранного мёда, если пчеловодством, либо частью шкур пушного зверя, если он был занят в охоте. Такая система, с точки зрения тогдашнего государственного деятеля, отвечала как интересам, как государства, так и интересам самого налогоплательщика, будучи довольно простой для исчисления платежей, и не требующей каких либо дополнительных действий для обеих сторон. Сложнее дело обстояло с теми племенами, которые занимались земледелием. Плоды их трудов зачастую оказывались скоропортящимися и неподходящими для гурманских аппетитов Князей и их верной администрации. Поэтому в целях избежания каких либо недоборов и послаблений для податных сельскохозяйственных производителей была придумана специальная система налогообложения: по шлягу от рала. Ралом назывались всевозможные средства сельскохозяйственного производства – сохи, плуги, мотыги и так далее. Шляг использовался в качестве общего названия для иностранной валюты ( в те времена славяне ещё и не подозревали о всех преимуществах российского рубля), свободно обращавшейся на территории Киевской Руси. В большинстве случаев шлягами назывались серебряные арабские дергемы. Таким образом, для того чтобы заплатить дань, сельские товаропроизводители, помимо того, что вырастить урожай, должны были ещё и продать его, чтобы получить то, чем не стыдно потом будет рассчитываться с киевским Князем. Именно отсюда следует искать корни той несправедливой политики, которую позволяла себе российская государственность по отношению к деревне.//26

     Общую схему взимания налогов в те достопамятные  времена рисует великий русский учёный – историк   В. О. Ключевский:

     Князья  отправлялись в славянские земли  древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, плативших дань Руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апреле месяце, когда проходил лёд на Днепре, спускались опять к Киеву.

     Никакой систематичности, никаких экономически и исторически обоснованных нормативов в налогообложении и никаких легальных сроков в подобных действиях княжеской администрации мы не наблюдаем, что позволяет говорить о глубокой и прочной исторической преемственности современной налоговой политики РФ. Разумеется, такое положение вещей далеко не каждого честного налогоплательщика устраивало.  

     И уже в 945 году мы видим открытое выступление неких древлян. Из исторических источников мы узнаём, что киевский князь Игорь со своей дружиной в поисках богатства отправляются на бескрайние просторы большой дороги и попадают во владения соседнего вассально – зависимого от Руси народа – древлянам. Собрав с них всю возможную дань, которой те владели, Игорь с дружиной уходит восвояси, но, очевидно, долго и хорошенько подумав над скрытыми возможностями некоторых хитрецов и посчитав себя обманутым, возвращается обратно и требует ещё налогов. Неплохо будет напомнить, что единственным и превалирующим хозяйственным занятием у многих славянских народностей оставалось земледелие, и, к сожалению, собирать урожай, они, благодаря   русским климатическим условиям, могли только раз за календарный год, а следовательно и налоговый период, по логике вещей, должен был составлять один год. Но Игорю, а тем более его бравой дружине было глубоко одинаково: справедливо или нет соблюдены процессуальные сроки. А после нас хоть потоп – подумал Игорь и вернулся за повторной данью. Нетрудно понять и справедливое возмущение древлянской знати, которая до этого и знать не знала, что такое прогрессивная система налогообложения с российским акцентом.

     “А  вот что ты будешь делать, если мы дадим запрос?”- вопрошали древляне у Игоря.

     “Святая простота! Да ведь письменность у нас, у славян появится только с введением христианства, если верить Иловайскому. Как же вы запрос писать станете?”- справедливо отвечали дружинники Игоря.

     “Ну, коли так…”- многозначно промычали  древляне и не нашли ничего лучшего, как расправиться с Игорем и его  свитой.

     На  этом, в принципе, и заканчивается трагическая история налогообложения на Руси. И начинается история оптимистическая, наполненная извечной верой в скорейшее избавление от всех податей, платежей и сборов. И вера эта, наряду с верой христианской и помогла славянскому народу вынести всё, и широкую, ясную грудью дорогу и так далее.

     Началось  всё с того, что княгиня Ольга, по причине своей отходчивости и незлопамятности, не стала долго горевать над погибшим мужем, а просто закопала по самое “нельзя дышать” в землю обидчиков, причастных к его убийству, сожгла столицу древлян город Искоростень, отрубила головы всем недовольным и упорядочила систему налогообложения. Были установлены уроки – прототипы современных налоговых ставок, а также определены погосты – места сбора налоговых платежей. Таким образом, были законодательно определены сельские и городские судебно-административные округа и установлены податные оклады и виды налогов.   Именно это светлое, доброе во всех отношениях время и стало временем рождения русской налоговой системы, до того существовавшей лишь в отвлечённых представлениях отдельных заинтересованных исторических   персонажей.

     Но  потом, что и следовало ожидать, пришли силы извне, и на прежней системе  пришлось ставить жирный крест. //31

     Начиная с 1240 года происходит смена всех функций налогов и сборов. Ранее, до ига, главной функцией налоговых платежей было содержание княжеской администрации, а после принятия Русью христианства в качестве официальной государственной религии - ещё и содержание многочисленных храмов, церквей и штата священнослужителей. После завоевания Руси эта функция отступает на задний план, а главной и приоритетной становится функция откупа от расправы и дальнейшего разорения от рук татаро-монгольского войска.   Сами налоговые платежи превращаются в основание для спокойного существования русских княжеств.

     Итак, на Руси устанавливается более чем  двухсотлетнее татаро-монгольское  иго, по официальной версии явившееся  причиной многовекового экономического, политического и культурного отставания России от соседних европейских государств. Следствием ига явилась дань в пользу Великого Хана и его государственных мужей, свозившаяся в Сарай (столицу Золотой Орды) со всех покорённых монголами русских княжеств.//12

     С целью контроля над сбором налогов  были учреждены должности наместников-баскаков. Полномочия баскаков до сих пор не совсем понятны, но одно остаётся  фактом: в случаях неуплаты налога или его уплаты в неполном размере каждый баскак считал себя обязанным сей же момент отрапортовать в ставку Его монгольского величества, в город Сарай, с тем, чтобы должным образом убедить неплательщиков в греховном заблуждении и наставить их тем самым на путь истинный. А так как преподавание искусства дипломатии в то время ещё не практиковалось, то единственным доводом против еретического поведения уклоняющихся от уплаты дани русских князей оставались карательные походы, проходившие по месту регистрации или фактического проживания таких князей. Походы валились на русские княжества, как снег на голову, то есть неожиданно и без всякого предупреждения. Редкий князь мог видеть окончание таких походов, большинство же могли только предполагать и догадываться.

     Но  была и вторая сторона медали: баскаки  сами боялись докладывать хану о неуплате, так как не могли делать это своевременно и   незамедлительно (очевидно, по причине отсутствия телефонной и факсимильной связи). Таким образом, баскак, лицезрея очевидное злоупотребление ханской милостью, ещё семь раз обдумывал, да подсчитывал свои шансы, прежде чем броситься докладывать хану о чинящемся нарушении. Поэтому, однажды, встав по утру,   Великий Хан не досчитался не только княжеской дани, но и своих верных инспекторов-баскаков, которые теперь хитро потирали руки: мол, вот как хорошо, оказывается, работать в налоговых органах, работа непыльная, а платят сразу с двух сторон и без задержек так, что даже и профсоюз организовывать не надо.

     С тех самых пор и пришла монгольскому хану в голову мысль о кардинальной реформации налоговой системы. Перво-наперво извели всех до одного баскаков: объявили их пережитком военного времени, отняли регалии и удостоверения, и произвели над ними тотальную расправу. Затем передали обязанность по сбору дани в руки русских князей и установили строгий перечень всех налогов, которые в совокупности и составляли пресловутую дань. Всего в вышеупомянутом перечне состояло четырнадцать платежей, собираемых с населения подвластных князю территорий. //31

     С целью упорядочивания платежей был  введён институт переписи населения, так называемая “запись в число”, сопровождавшаяся зачастую открытыми поборами и расправами над любым отказавшимся от переписи или уплаты налога. Это обстоятельство пришлось чрезвычайно не по душе русскому населению, о чём свидетельствуют многочисленные открытые выступления русского населения против поработителей. Например, в первые десять лет после установления ига произошло около полусотни восстаний городского и сельского населения, бескомпромиссно подавленных монгольским войском. Единственным выходом из сложившейся ситуации стала безусловная дань Золотой Орде.

Информация о работе Эволюция взглядов на природу и функции налогов