Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 22:44, дипломная работа
Актуальность исследования темы. В нашей стране, несмотря на активизацию государственной политики в области защиты интересов ветеранов боевых действий, все еще остаются нерешенными проблемы, которые во многом вызваны несистемностью ветеранской политики, предоставляющей гарантированные права по защите их интересов. Это в значительной мере обусловлено слабой изученностью проблематики с точки зрения взаимного согласования интересов государства, общества и ветеранов. Подобная постановка вопроса делает возможным изучение темы с помощью различных подходов науки.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ................................................8
Ветераны боевых действий как социально-политическая общность..... 8
Права и интересы ветеранов боевых действий........................................21
1.3. Формы и методы защиты личных интересов ветеранов боевых действий................................................................................................................40
1.4. Институционализация организаций ветеранов боевых действий как способ защиты их прав и интересов..................................................................56
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ..................................70
2.1. Ветеранская политика трансформационного периода.............................70
2.2. Отношение современной молодежи к боевым заслугам ветеранов Великой Отечественной войны.........................................................................84
2.3. Перспективы развития ветеранской политики в Тульской области...... 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....103
Усиление внимания государства к вопросам повышения денежных доходов ветеранов Великой Отечественной войны демонстрирует, с одной стороны, признание обществом их заслуг перед страной, а с другой:
В 2010 г. все регионы России, в том числе и Тульская область, провели работу, направленную на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. Эта работа велась в двух направлениях. Во- первых, предоставление жилья. Во-вторых, в целях улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны развернулся ремонт их жилья. В этом же году государство на ремонт жилья ветеранов Великой Отечественной войны Тульской области выделило 33,7 млн. рублей. С начала 2010 г. более 360 ветеранов из числа горожан получили возможность приобрести или построить жильё. Из них уже 285 ветеранов и их вдов сумели отпраздновать новоселье в своих квартирах69.
Следует отметить, что определенную часть ветеранов войны, улучшивших жилищные условия на территории г. Тула, составляют ветераны, ранее проживавшие в сельских местностях области. Преклонный возраст, необходимость получения более качественного медицинского обслуживания и комфортных жилищных условий сказались на желании ветеранов переехать в жилье с наличием развитой инфраструктуры.
Улучшение жилищных условий тесно связано с телефонизацией как нового, так и уже находящегося в распоряжении ветеранов жилья. По данным Руководства Тульской области в 2010 г. в Центральном федеральном округе были телефонизированы квартиры 2149 ветеранов Великой Отечественной войны. В районах, где не было возможности проложить проводные линии связи и установить стационарный телефон, использовались мобильные каналы связи.
Помимо жилищного вопроса достаточно большой объем средств был направлен на предоставление лечебно-профилактических услуг, санаторно- курортного лечения, обеспечение ветеранов техническими и протезно- ортопедическими средствами.
В амбулаторно-поликлиниче
К Дню Победы и Дню пожилого человека проводятся дополнительно декадники по диспансеризации ветеранов войны в лечебно- профилактических учреждениях Тульской области, используются выездные бригадные формы медицинского обслуживания ветеранов на отдаленных участках сельских районов области. В больничных учреждениях области организованы палаты для ветеранов с улучшенными условиями пребывания.
К числу важных способов социальной
поддержки населения относится
социально-психологиче
Следует отметить, что как таковая системная работа с ветеранами не ведется, несмотря на громкие заявления. Как в лучших советских традициях, о ветеранах вспоминают лишь по «круглым датам», один-два раза в год. Эта ситуация усугубляется тем, что на практике местные и региональные органы власти не полностью исполняют законы, а иногда и саботируют исполнение законов, что нарушает права и интересы ветеранов. Важная часть материальных интересов решена не полностью. Так, правоохранительными органами выявляются многочисленные факты нарушений жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, в некоторых регионах отмечается ограничение бесплатного проезда в общественном транспорте.
Истоки этого можно проследить в неразвитости политической культуры и слабости гражданского общества. Политическая культура, понимаемая автором как совокупность оценок восприятия деятельности политических и государственных институтов, т.е. попросту говоря, что мы думаем о политике, властях, как мы к этому относимся.
По классификации, данной американским политологом Г. А. Алмондом, существует три типа политической культуры: «парахиальный» (патриархальный); «подданнический», «партисипаторный»:
В России, безусловно, представлены все три типа политической культуры. При этом активистский тип, т.е. более всего направленный на изменение ситуации, на отстаивание и защиту заинтересованных групп, в настоящее время находится на недостаточном уровне. Можно отметить, что это является следствием неразвитости государства как правового института, а также заключается в особенностях властной государственной традиции.
Власть как любое политическое явление играет в российской истории большую роль. Однако, в отличие от западных цивилизаций, здесь сформировался подход к власти как насилие, а не власти как договор. На одной стороне «антропоцентричное» понимание власти, в центре которой находятся, прежде всего, человек и его права. «Человек - мера всех вещей, он - источник власти»71. На другой «властецентричная» российская политическая культура, где власть является первоосновой и центральным элементом. Император Павел I в разговоре с английским послом сказал, что в России велик тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю. Во многом поэтому исторический российский социум в большей степени рассчитывал на помощь государя, на силу определенной личности, нежели чем на общественные институты. Подобные организации не могут стать реальным действующим политическим субъектом и влиять на власть в силу своей молодости. Что касается права как юридической категории, то и оно имеет в России неглубокие традиции, появившись сравнительно недавно, в начале XVIII в. как переводное от немецкого «das Recht».
Как отмечают В. В. Лапкин и В. И. Пантин, «инертность, абсентеизм, равно как революционное отвержение прежних договоренностей и «Конституций», свидетельствуют о политической незрелости общества, о поверхностном овладении современными политическими формами и практиками»72.
Наблюдается отсутствие интереса россиян по отношению к существующим политическим институтам, особенно к политическим партиям и региональным выборам. Институты гражданского общества, в противовес демократической традиции, формируются «сверху» (например, Общественная палата). Инициатива «снизу», основанная на собственной культурно-ценностной основе, прорастает очень медленно и пробивается с большим трудом. Многочисленные общественные организации лишь имитируют гражданскую активность, что затрудняет формирование свободного и ответственного гражданина, без которого создание гражданского общества невозможно. Е. И. Башкирова резюмирует: «...демократические ценности, признаваемые в принципе, почти не воспринимаются массовым сознанием в качестве реального инструмента решения стоящих перед обществом проблем»73.
В заключение сделаем следующие выводы. Россия сейчас на пороге новой политической идентичности. XX век, закончившийся сломом советской политической системы, доказал важность развития государства на основах защиты интересов человека, на уважении его прав и свобод. Подобная постановка вопроса ставит перед обществом необходимость реализации новой модели политического устройства и новых социальных отношений. Ветераны Великой Отечественной войны, которых по данным на 2010 г. осталось всего лишь 4,3 млн. чел., представляют собой олицетворение Великой Победы. Потрясения, через которые прошли ветераны, и на сегодняшний день не позволяют им в полной мере почувствовать себя защищенными, хотя бы потому что наиболее важные интересы нарушаются со стороны бюрократии.
Ветеранов войны не стоит рассматривать
только как конкретных людей.
Они постепенно переходят
в разряд символов, которые старается
использовать действующая власть.
Отсылка к прошлому необходима
для того, чтобы через традиционные
ценности - стойкости, мужества,
любви к Родине -, транслировались
в конкретные практические шаги
и служили основой для формирования
российской идеологии, нравственно-
патриотического воспитания молодежи.
С момента образования новой России, сопровождающейся коренной ломкой старых устоев, отмечается появление так называемого «потерянного поколения». Эта дефиниция относится к такой многочисленной возрастной группе, как молодежь. Потерянность многими политологами, социологами, историками и философами расшифровывается как отсутствие у молодого поколения ценностных идеалов, принципов, морально-этических норм, имеющих позитивную и созидательную направленность. Этот факт отмечает
В. И. Лутовинов: «...После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей»74.
Великая Отечественная война не имеет для них того значения, которое характерно для людей советской ментальности. Как отмечает российский профессор Института военной истории Министерства обороны РФ, участник Великой Отечественной войны С. А. Тюшкевич, воздействие Великой войны на разные поколения людей неодинаково. «У каждого поколения формируется свой взгляд на прошлое. Он зависит от жизненного опыта людей, их знаний и других обстоятельств. У старших поколений восприятие и оценка минувшей войны особые. Это связано с тем, что одни были непосредственно на фронте, другие работали на Победу в промышленности или сельском хозяйстве, третьи были детьми. Родившиеся после войны знают о ней лишь понаслышке»75.
Отношение современных россиян к войне базируется не на реальной памяти. Живых свидетелей войны остается все меньше, но, даже учитывая устные рассказы и семейные истории, каждый отдельный человек мог увидеть лишь незначительный фрагмент военной реальности. Массовое восприятие войны сегодня базируется на пропагандистских штампах, которые были выработаны государством целенаправленно.
В послевоенные годы память о реальной войне была живой. Были живы реальные участники, которые еще не превратились в идеализированных «ветеранов», на которых были возложены идеологические функции. После крушения СССР некоторые важные страницы советской истории не утратили своей актуальности, однако в массовом сознании они были осмыслены уже в совершенно другом ключе.