Государственная экологическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить основные направления экологической политики России в современный период.
Объектом исследования являются методы государственного регулирования состояния окружающей среды в России и его согласование с состоянием человеческого общества.
Основными задачами данной работы являются:
Выявление содержания нормативно – правовой базы обеспечения экологической политики России
Рассмотрение реализации экологической политики государства в отдельных регионах России
Выявление экологических проблем России
Определение путей решения экологических проблем России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1.Основные положения государственной экологической политики 5
1.2. Место государственной экологической политики в системе государственного и муниципального управления 11
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ 13
2.1.Нормативно – правовая база обеспечения экологической политики России 13
2.2.Реализация экологической политики в регионах 18
3.ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ 29
3.1.Проблемы экологической политики 29
3.2.Экологические проблемы России и перспективы их решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 124.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основными нормативно – правовыми документами природоохранного законодательства являются Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», Экологическая доктрина РФ и «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Помимо этих существуют многие другие документы регулирующие проведение экологической политики.

На основе этих и других документов, принятых местными органами власти, в различных регионах реализуется государственная экологическая политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ

3.1.Проблемы  экологической политики

Практически все страны заинтересованы в благоприятном климате и  чистой атмосфере, но мало кто готов поступиться своими экономическими интересами при решении глобальной проблемы парникового эффекта. Те или иные нации имеют разные экономические условия и возможности нести издержки по стабилизации климата, поэтому так трудно достигнуть соглашения о распределении прав и обязанностей в данной сфере. Еще одна трудность заключается в том, что правительства нередко представляют собой коалицию частных и бюрократических интересов по перераспределению природных ресурсов.

Парниковый эффект выражается в потеплении климата в результате повышения содержания в приземном слое атмосферы парниковых газов и пыли. Около ста лет назад С. Аррениус высказал гипотезу, что парниковый эффект в атмосфере создается диоксидом углерода. За этот период концентрация диоксида углерода в атмосфере увеличилась на 10%, а глобальная температура планеты повысилась на 0,6 0 С. Парниковый эффект, согласно современным представлениям, на 95% обусловлен наличием в атмосфере Земли водяного пара и на 5% — других парниковых газов, среди которых доля углекислого газа составляет примерно 72% . Только 0,001% эмитируемого водяного пара связана с деятельностью человека, доля же антропогенных выбросов углекислого газа оценивается в 3,2%. Именно эту часть атмосферного С02 можно в той или иной степени корректировать.

Выполненная В. Нордхаусом комбинированная оценка ущерба , связанного с потеплением климата, показывает, что повышение средней глобальной температуры на 2,0° С в течение нашего столетия и на 3,4° С в течение следующего столетия приведет к сокращению выпуска мировой продукции примерно на 1% в 2100 г. и на 3,4% в 2200 г. Речь идет о потерях сельскохозяйственных угодий, лесов, пресноводных ресурсов, сокращении рыбной ловли, затоплении прибрежных областей Мировым океаном, уровень которого повысится, и т. д. Немедленное принятие мер по ограничению выбросов парниковых газов с целью замедления потепления даст очевидные выгоды.

Довольно много сделано  в разработке налоговой политики по замедлению глобального потепления, вызванного эмиссией парниковых газов. Ввести налог на выброс углерода от сжигания топлива с учетом количества диоксида углерода, выделяемого при его горении, первым предложил Нордхаус. Согласно его оценке, налог в 100 долл. за 1 т выброса углерода в среднем должен уменьшить выбросы на 43% по сравнению с неконтролируемой эмиссией.

Новая Зеландия уже объявила о введении углеродного налога. Размер «зеленого» налога, учитывающего стоимость  экологических последствий, составил 11новозеландских долларов (8,07 американских) за 1 т выброшенного в атмосферу углерода. Этот налог должен привести к тому, что использование «грязных» источников энергии, таких, как уголь и нефть, окажется дороже альтернативных — энергии воды, ветра и солнца.

Похожим образом высокие  цены на нефть в 1970 г. сократили потребности  США в энергии, и эмиссия диоксида углерода, по существу, оставалась постоянной с 1972 по 1985 г. Конечно, повышение цены на нефть для страны-потребителя является нежелательным средством снижения эмиссии углерода, хотя правительства стран ОПЕК могли бы использовать этот инструмент для указанной цели.

Вместе с тем надо отметить, что глобальное введение углеродного  налога довольно проблематично. Его  должны устанавливать непосредственно  правительства отдельных стран, среди которых есть противники такой  акции. В частности, большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) пришли к договоренности, что определенный тип ограничений должен быть распространен на эмиссию диоксида углерода. Однако некоторые развитые страны отказались принимать какие-либо обязательства по ограничению его выбросов, считая, что это может замедлить экономический рост. Введение налога только в отдельных странах может привести к перемещению энергоемкой промышленности из стран — участниц соглашения в страны, не подписавшие его.

Введение углеродного  налога дает большой эффект в угледобывающей промышленности, но малоэффективно для экономики в целом. Основным результатом его введения, например, в США стало бы повышение цены на уголь. Электрические станции, как самые крупные потребители угля, могли бы выдержать повышение цены на него до 6% и снижение выпуска электроэнергии до 5%.

Были предложены два альтернативных налога: налог на содержание энергии в природном топливе (энергетический) и налог на потребителя топлива. Введение того и другого вызовет повышение цены на топливо и вынудит потребителей искать замену используемому топливу.

Без создания эффективной  энергосберегающей технологии невозможно существенно сократить потребление добываемого топлива, а следовательно,  и объем выбросов С02. Риск изменения климата можно ослабить в ходе постепенного регулирования выбросов парниковых газов. Основной капитал, связанный с производством и использованием энергии, сосредоточен в длительно эксплуатируемых электростанциях, зданиях, машинах и т. п. Постепенное регулирование выбросов дает время израсходовать существующий амортизационный ресурс этого капитала и заменить его более эффективным оборудованием. Полная стоимость капитала, связанного с использованием новых энергосберегающих технологий, в 2050 г. составит около 6 трлн долл. для США и 24 трлн для всего мира, а возврат инвестиций — 8 и 10% соответственно6. Наиболее высокий возврат инвестиций ожидается от промышленного сектора (до 40%), поскольку новые технологии, такие, как оборудование для предотвращения потерь тепла, совмещенная генерация и другие, главным образом модернизируют существующие процессы в целях высокоэффективного использования топлива.

Динамика эмиссии углеводородов по регионам представлена в таблице. Эти данные не могут быть точными. Вместе с тем результаты показывают, что доля выбросов от производства в Китае и в других развивающихся странах будет существенно возрастать, а в высокоиндустриальных странах снижаться, хотя абсолютная величина выбросов углерода здесь тоже увеличится.

Доля регионов в выбросе углерода

Страны

1990 г.

2000 г.

2010 г.

2020 г.

США

24, 9

21, 1

16, 7

12, 7

Япония

5, 9

5, 1

4,2

3, 5

Австралия

1, 4

1, 4

1, 3

1, 1

Другие страны ОЭСР

19, 0

17, 4

15, 5

13, 6

Китай

11, 3

14, 5

15, 0

16, 2

Развивающиеся страны

18, 8

19, 1

21, 9

23, 9

Страны Восточной  Европы и бывшего Советского союза

18, 7

21, 4

25, 5

29, 0


 

В настоящее время одним  из главных механизмов регулирования эмиссии парниковых газов является Киотский протокол. В нем предусмотрены способы гибкого взаимодействия между странами по снижению выбросов парниковых газов: проекты совместного осуществления; механизм чистого развития; торговля квотами на выбросы парниковых газов. Основным положением этого Протокола является статья 3, в которой зафиксировано обязательство стран-участниц снизить выбросы парниковых газов к 2008—2012 гг. на 5% по сравнению с уровнем 1990 г.

Вместе с тем эффективность  реализации Киотского протокола  вызывает сомнения. Во-первых, уровень снижения эмиссии углекислого газа антропогенного характера для большинства стран-участниц остается невысоким. Во-вторых, выбросы развивающихся стран, которые не являются участницами, со временем будут существенно возрастать. B-третьих, США не подписали Протокол, хотя именно эта страна производит самую большую эмиссию С02. Поэтому затраты на снижение его эмиссии будут для них самыми большими. В-четвертых, внедрение мировой торговли квотами может снизить стоимость сокращения выбросов приблизительно на 2/3, но реализация этой стратегии в настоящее время под вопросом8. Хотя, по предварительным оценкам, стоимость производства возрастет на 325 млрд долл. в случае торговли квотами между странами-участницами и на 852 млрд долл. при отсутствии такой торговли.

Киотский протокол определенно  выгоден для развивающихся стран, у которых, по существу, нет никаких обязательств по ограничению выбросов углекислого газа. При надлежащей реализации программы сокращения его эмиссии другими странами доля выбросов в развивающихся странах и в Китае увеличится с 33,6% в 2000 г. до 40,1% в 2020 г. Но главным моментом, пожалуй, является то, что участие США в Киотском протоколе могло бы привести к повышению цены на нефть, которую они импортируют, что существенно отразилось бы на экономике страны. По этой причине США выгоднее вкладывать «климатические»' средства в исследования и развитие технологий снижения выбросов парниковых газов на собственной территории и в странах Латинской Америки - экспортерах нефти.

В число не подписавших Киотский протокол входят также Австралия, Монако и Лихтенштейн. Из-за медленного снижения выбросов С02 эти страны назвали Киотский протокол «беззубым тигром». Они считают, что для обеспечения сбалансированного развития необходимо к 2050 г. уменьшить выбросы углекислого газа на 70%.

Доля Австралии в мировой  эмиссии С02 невелика (1,4%) и может быть сокращена к 2020 г. до 1,1%. Однако в этой стране наиболее высок уровень выброса парниковых газов на душу населения в результате широкого применения каменного угля. Например, 90% электроэнергии в Австралии вырабатывается на каменном угле, хотя страна располагает большими запасами урана, а также с успехом может использовать энергию солнца и ветра9. В результате реализации Киотского протокола потребление угля как топлива с высоким содержанием углерода снизится по сравнению с нефтью и газом. Если выброс углекислого газа можно сократить за счет использования энергосберегающих технологий, то снижение выброса метана возможно за счет уменьшения поголовья крупного рогатого скота. И то и другое нежелательно для этой страны. Австралийское бюро сельского хозяйства прогнозирует спад ВНП на 0,25 — 0,5%, если страна будет сокращать выброс на уровне европейских стран.

Помимо экономических  причин, по которым Австралия и  США не подписали Киотский протокол, есть и другие. Обе страны принимают  большое количество эмигрантов, следовательно, рост численности населения в них выше, чем в Европе, что предполагает большую эмиссию углекислого газа антропогенного характера. Так, увеличение численности населения в Австралии за счет иммиграции на 70 тыс. человек в год повысит выброс углекислого газа к 2020 г. на 65 млн т в год.

Замедление изменения  климата, обусловленного усилением парникового эффекта, затруднено по многим причинам. Но главная из них заключается в том, что практически никаких обширных и затратных действий для решения данной проблемы не предпринимается. В какой-то степени это можно объяснить тем, что прогноз быстрого изменения климата воспринимается всего лишь как научная гипотеза и непосредственной угрозы для жизни человека не представляет. В итоге ожидаемый результат зависит от того, насколько не склонные к риску люди готовы оплачивать дорогостоящие мероприятия по снижению вероятности неблагоприятных изменений климата. С одной стороны, нет неоспоримых доказательств высокой чувствительности климата к атмосферной концентрации диоксида углерода, с другой — сроки получения положительного эффекта от дорогостоящих инвестиций весьма велики. Немалую роль здесь играет развитие правовой базы по регулированию выбросов парниковых газов. Эффективность правового регулирования во многом зависит от вида ресурсов. Очень трудно регулировать отношения в сфере общественных глобальных благ, к которым относится атмосфера.

Другим важным направлением в этой области могут стать исследования по разработке и внедрению технологий с низкой эмиссией парниковых газов в сферах производства и потребления энергии. Речь идет о том, что технологические усовершенствования приведут к резкому сокращению потребления ископаемого топлива. При этом необходимо развивать широкое сотрудничество стран. Суммарный эффект от внедрения новых технологий по сокращению выбросов С02 может двукратно перекрыть всю глобальную эмиссию углерода в 2050 г.

Именно технологический  путь реш


Информация о работе Государственная экологическая политика России