Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2009 в 13:55, Не определен
Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различают национальную, мировую, международную (региональная) валютные системы.
8. Доверие к политике. При выборе режима валютного курса особое место занимают доверие и политические факторы. В случае высоких темпов инфляции в стране фиксация валютного курса способна укрепить доверие к стабилизационной программе. Во многих случаях фиксированный валютный курс может сыграть дисциплинирующую роль при принятии политических решений, особенно в бюджетно-налоговой области, препятствуя эмиссионному финансированию бюджетного дефицита. Это особенно важно для развивающихся стран, у которых нет таких возможностей разделять бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, как у стран с развитой экономикой.
3.3.1 Варианты политики валютного курса.
Существуют два принципиально разных подхода к политике валютного курса, определяющих ее место в системе мер макроэкономического регулирования. С одной стороны, валютный курс может использоваться в общем русле других мер экономической политики и изменяться в соответствии с другими макроэкономическими показателями, с другой - он может служить ориентиром для этих показателей. Первый из подходов, который в экономической литературе иногда называют политикой ''реальных целей", предполагает использование номинального валютного курса вместе с другими инструментами экономической политики для достижения, в частности, необходимого уровня совокупных внутренних расходов на отечественные товары и услуги и некоторого целевого, с точки зрения задач экономического развития, состояния баланса текущих операций. Поскольку в данном случае предполагается, что использование номинального инструмента экономической политики может обеспечить достижение реальных целевых показателей (объем ВВП и уровень занятости), теоретически этот подход основывается на кейнсианской концепции.
Второй подход, получивший название политики "номинального якоря", предполагает, что валютный курс используется как активный инструмент борьбы с инфляцией и играет роль ограничителя для внутренней экономической политики. С точки зрения теоретического обоснования этот подход представляет собой версию монетаризма и иногда называется международным монетаризмом. Валютный курс в этом случае используется, чтобы привязать темпы внутренней инфляции к темпам инфляции в странах-торговых партнерах (то есть воздействовать на номинальные показатели). Валютный курс определяет изменения других номинальных переменных (внутренние цены, уровень заработной платы и др.), а не изменяется вслед за ними. Помимо того, что такая политика налагает жесткие ограничения на государственную макроэкономическую политику, она посылает четкие и недвусмысленные сигналы частному сектору относительно перспектив развития инфляции. Предполагается, что хозяйствующие субъекты будут принимать адекватные решения с необходимой корректировкой своей деятельности (прежде всего в отношении будущего уровня цен и ставок заработной платы).
Чтобы оценить возможности и последствия использования политики валютного курса для достижения "реальных целей", необходимо показать, как должен изменяться уровень номинального валютного курса в ответ на изменения реальных экономических показателей. Рассмотрим ситуацию, типичную для многих стран: государство увеличивает расходы, в результате чего бюджет сводится с дефицитом, который финансируется за счет внутренних или внешних займов. Как в этом случае должен изменяться валютный курс?
Увеличение государственных расходов приведет к возрастанию совокупного спроса и соответственно совокупного дохода. Одновременно с ростом дохода увеличивается импорт, а значит, ухудшается состояние счета текущих операций платежного баланса. Если государство ставит задачу сохранить достигнутый уровень совокупного дохода и одновременно улучшить состояние счета текущих операций, то необходима номинальная девальвация валюты.
Предположим, что экономика близка к состоянию полной занятости. Увеличение государственных расходов приведет в этом случае к росту цен и соответственно повышению реального валютного курса. Состояние платежного баланса ухудшится. Чтобы избежать усиления инфляции при сохранении высокого уровня государственных расходов, неизбежной становится номинальная ревальвация валюты. Экспорт сокращается, импорт растет, и счет текущих операций сводится с еще большим отрицательным сальдо.
Из приведенного примера следует, что стимулирующая бюджетно-налоговая политика (увеличение государственных расходов) может обусловить необходимость как понижения, так и повышения валютного курса в зависимости от того, можно ли в результате такой политики ожидать роста производства, и от того, как долго возникающий дефицит по счету текущих операций может финансироваться путем внешнего заимствования или расходования резервов.
Теперь предположим, что в экономике при внутреннем равновесии (полной занятости) имеется значительный дефицит счета текущих операций. Поддержание валютного курса на заданном уровне приводит к сокращению валютных резервов, а внешнее заимствование становится все более затруднительным. Если бюджетно-налоговая политика не изменяется (сохраняется дефицит бюджета), то девальвация валюты может временно восстановить внешнее равновесие, создавая избыточный внутренний спрос. Однако вслед за этим возрастет уровень внутренних цен, реальный валютный курс повысится, и состояние платежного баланса снова ухудшится. Таким образом, при данной бюджетно-налоговой политике номинальный валютный курс не является завышенным в том смысле, что путем номинальной девальвации нельзя достичь устойчивого равновесия счета текущих операций.
Чтобы улучшить состояние платежного баланса, необходимо изменить бюджетно-налоговую политику (сократить дефицит бюджета). Если это по каким-либо причинам невозможно, то нет смысла девальвировать валюту, поскольку это приведет лишь к увеличению темпов инфляции. Девальвация будет иметь смысл лишь при одновременном сокращении государственных расходов. Точно также не даст нужного результата и одна только сдерживающая бюджетно-налоговая политика при неизменном номинальном валютном курсе. Учитывая неэластичность цен в сторону понижения, сокращение государственных расходов может привести к рецессии.
Таким образом, как показывает анализ, выбор политики валютного курса (девальвация или ревальвация) и вообще оценка того, является ли он завышенным или заниженным, зависит от конкретной ситуации. Если ставится задача достижения "реальных целей" экономического развития, то политика валютного курса может использоваться лишь в комплексе с другими мерами макроэкономического характера.
Рассмотрим теперь альтернативный подход к политике валютного курса, когда он используется как "номинальный якорь" для ограничения темпов инфляции. Это предполагает три последовательных шага. Во-первых, правительство должно взять на себя обязательства по поддержанию номинального валютного курса. Во-вторых, предполагается, что правительство скорректирует внутреннюю денежно-кредитную политику в соответствии с этими обязательствами. Поскольку часто денежно-кредитная политика в значительной степени предопределяется необходимостью финансировать дефицит бюджета, должна быть проведена корректировка и бюджетно-налоговой политики - сокращение дефицита государственного бюджета для снижения темпов роста денежной массы. Таким образом, в отличие от подхода с точки зрения "реальных целей", политика "номинального якоря" предполагает, что валютный курс определяет бюджетно-налоговую политику, а не наоборот.
Если ограничения, налагаемые на денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, достаточно эффективны, третьим шагом в проведении политики "номинального якоря" должна стать корректировка частными хозяйствующими субъектами своих установок в отношении цен и заработной платы. При достаточном доверии к обязательствам правительства это может произойти быстро и без больших потерь в совокупных объемах производства.
Рассмотрим условный пример. Предположим, что экономика первоначально характеризуется устойчиво высоким темпом инфляции и такими темпами номинального обесценения валюты, что реальный валютный курс остается неизменным. Один из способов сократить инфляцию – снизить темпы обесценения валюты. Поскольку сокращение номинальных внутренних расходов происходит с определенным временным лагом, возникает дефицит счета текущих операций вследствие роста реального валютного курса. Одновременно с сокращением чистого экспорта уменьшаются объемы совокупного производства. Последующая корректировка денежно-кредитной политики в целях уменьшения темпов роста денежной массы приводит к сокращению внутренних расходов, уменьшению спроса на импорт и восстановлению равновесия счета текущих операций. Объемы производства сокращаются еще больше. В конечном итоге частный сектор корректирую свои подходы к установлению цен и заработной платы, темпы внутренней инфляции снижаются и объемы производства начинают возрастать.
Однако задача снижения темпов инфляции может быть решена и по-другому, без "номинально го якоря", когда ведущую роль играет не фиксация валютного курса, а сокращение внутренние расходов. Первоначально правительство снижает темп роста номинальных внутренних расходов, проводя более жесткую денежно-кредитную или бюджетно-налоговую политику и не корректируя пока валютный курс. Состояние счета текущих операций улучшается. Затем по мере увеличения чистого экспорта происходит рост реального валютного курса и восстанавливается первоначальное состояние счета текущих операций. Наконец третий этап - восстановление объемов производства - аналогичен варианту, когда валютный курс используется в качестве "номинального якоря".
Мы видим, что конечный итог антиинфляционной политики одинаков при использовании в качестве "номинального якоря" как валютного курса, так и денежной массы (номинальных расходов). Однако при использовании валютного курса возникают проблемы с платежным балансом, чего удается избежать, если ведущим инструментом в борьбе с инфляцией является внутренняя экономическая политика - денежно-кредитная и бюджетно-налоговая.
В целом можно сказать, что политика валютного курса как "номинального якоря" должна проводиться в сочетании с соответствующей неинфляционной денежно-кредитной политикой. Если необходимо избежать инфляции, то правительство должно взять на себя четкие антиинфляционные обязательства. При отсутствии таких обязательств и проведении инфляционной денежно-кредитной или бюджетно-налоговой политики, регулирование валютного курса должно быть нацелено на реальные показатели (уровень реального валютного курса), даже принимая во внимание, что это может привести к номинальному обесценению валюты и усилению инфляции. Иначе неизбежны серьезные проблемы с платежным балансом.
Таким
образом, чтобы политика валютного
курса была эффективной, вся система макроэкономического
регулирования должна соответствовать
режиму валютного курса и поддерживать
его независимо от того, какой конкретный
режим используется.
3.4 Проблема конвертируемости рубля.
В экономической литературе до сих пор отсутствует единое определение конвертируемости валют. Исторически понятие конвертируемости эволюционировало вместе с развитием международной валют-поп систем. Изначально под ним подразумевалось свободное обращение валюты в золото, но во второй половине XX в. в этой области произошел ряд кардинальных изменений. В рамках Бреттонвудской международной валютной системы конвертируемость была сведена к возможности обмена той или иной национальной валюты на доллары США для осуществления текущих операций, а затем данное понятие стало включать и свободный обмен национальной валюты на другие ведущие мировые валюты.
3.4.1 Определения конвертируемости.
В настоящее время можно выделить несколько форм конвертируемости: частичную, полную, внешнюю и внутреннюю.
Под частичной конвертируемостью понимается, как правило, установление свободного обмена национальной валюты на иностранные валюты по текущим операциям. Именно такое обязательство вытекает из Ст. VIII Статей Соглашения МВФ, предусматривающей, что для признания валюты конвертируемой "ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам". Близкое к этому определение частичной конвертируемости дает известный специалист в области валютных отношений Р. Маккиннон, подчеркивающий, что "валюта является конвертируемой, если граждане данной страны, же лающие купить иностранные товары или услуги, не подверженные особым ограничениям, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную, на унифицированном рынке, по единому, возможно, колеблющемуся валютному курсу, применяемому ко всем текущим сделкам, включая нормальный торговый кредит; тогда как иностранцы (нерезиденты), имеющие средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут их продать по тому же самому валютному курсу или свободно приобрести местные товары по действующим ценам в этой валюте. Другой аспект частичной конвертируемости тесно связан с субъектом валютной конверсии. Так, под "частично конвертируемой валютой" понимают валюты, режим конвертируемости которых не распространяется на те или иные категории экономических субъектов, или же ситуацию, когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с конкретными странами, их объединениями или регионами.
В качестве отдельного случая частичной конвертируемости следует рассматривать внутреннюю конвертируемость валюты, при которой только резиденты данной страны имеют право осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений. Другими словами, "если нет ограничений на возможности резидентов страны использовать свои накопления в местной валюте для приобретения какой-либо иностранной валюты, ее хранения или перевода любому нерезиденту для какой угодно цели, о валюте такой страны говорят, что она внутренне обратима."
Под внешней конвертируемостью понимается предоставление права свободного обмена денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами только нерезидентам, а ее резидентов такого права нет. По версии МВФ, валюта считается внешнеконвертируемой, если обладает двумя свойствами: во-первых, средства в данной валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту; во-вторых, все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешнеконвертируемой валюте, которую резиденты способны купить на валютных рынках.