Оценка перспектив России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать возможные перспективы развития отношений России в ВТО
Данная цель предполагает решение следующих задач:
исследовать основные теоретические аспекты, принципы и функции ВТО ;
определить основные цели и задачи вступления России в ВТО;
проанализировать современное состояние российской экономики;
спрогнозировать возможные перспективы развития России в рамках ВТО.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………3
1. ВТО – всемирная торговая организация…………………………………………..5
1.1 История создания и деятельность ВТО…………………………………..5
1.2 Цели и принципы ВТО…………………………………………………….7
2. Вступление России в ВТО…………………………………………………………9
2.1 Россия и ВТО………………………………………………………………9
2.2 Цели и задачи присоединения к ВТО…………………………………...16
2.3 Значение вступления в ВТО для России………………………………..17
2.4 Российская экономика: плюсы и минусы вхождения в ВТО………….20
3.Оценка перспектив России в ВТО………………………………………………...24
3.1. Анализ последствий присоединения России к ВТО…………………..24
3.2. Сельское хозяйство……………………………………………………...30
3.3. Легкая промышленность………………………………………………..36
3.4. Сырьедобывающие отрасли промышленности………………………..39
3.5. Тяжелое машиностроение………………………………………………41
3.6. Автомобильный сектор и авиостроение……………………………….42
3.7. Металлургическая и химическая промышленность…………………..45
3.8. Рынок высоких технологий…………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..49
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Россия и ВТО Чалова18.docx

— 411.78 Кб (Скачать файл)


Источник:Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года

Рисунок 7 – Структура российского рынка продукции легкой промышленности

В 2009 г Министерством промышленности и торговли РФ была разработана программа равития отрасди до 2020 г. Согласно этому документу, к 2020 г объем выручки предприятий легкой промышленности предусматривалось увеличить со 189 до 550 млрд. руб. Такой рост мог быть обеспечен сокращением доли контрафактной продукции и созданием новых или модеонизацией существующих производств.

Со вступлением в ВТО  пошлины  на одежду были снижены с 10–20% до 5 – 7%, на текстиль – с 9,5% до 7,3% [21].

Прямой эффект от членства в ВТО  и открытия границ будет не таким  сильным, поскольку масштаб отрасли  критически мал и основная часть  предприятий уже остановлена. Сильная  конкуренция с «серым» импортом позволяет выживать только наиболее эффективным производителям и компаниям, нашедшим на рынке свою уникальную нишу. По оценкам экспертов, прямые потери в 2020 г составят около 11% от объема производства.


Источник:МЭРТ, оценки SBS

Рисунок 7 – Потери легкой промышленности от вступления в ВТО

Упущенные возможности роста в  случае вступления в ВТО , напротив, существенны. В рамках стратегии за счет инструментов частно-государственного партнерства, федеральных и регионаьны субсидий предусмаиривалось создать 5 крупных кластеров (Вологодская область, Костромская область, Ярославская область, иваглвская область и Воогоградская область) и несколько современных предприятий для производств технических тканей и нетканых материалов [23].

Членство в ВТО приведет к  приостановке  реализации большей  части этих проектов. В результате , по самым консервативным оценкам, упущенные возможности роста составят в отрасли 0,37 трл. руб. Или 85% по состоянию на 2020 г. Если де учесть разрабатываемую в настоящее время концепцию «Развитие льняного комплекса России на период до 2020 года», которая предусматривает полномасштабное возрождение в России льноводства и производство льняной текстильной продукции, то негативный эффект будет еще больше – как минимум 0,8 трлн.

Кроме того, увеличение импорта товаров легпрома, которое является следствием вступления России в ВТО, может так же осложнить ситуацию в отечественной текстильной отрасли. Улучшение условий экспорта, которое обещает ВТО, для российских текстильщиков неактуально: времена, когда отрасль выживала исключительно за счет поставок суровья за рубеж, закончились еще в начале 2000. Сегодня экспорт российского текстиля не превышает 7% выпуска – в основном речь идет об экспорте нишевых или сувенирных продуктов, таких как изделия из льна, например. Таким образом интеграция в мировое сообщество эффективна только для отрасли, где экспорт составляет не менее половины объемов производства.

Впрочем, некоторые игроки текстильного рынка считают последствия могут  оказаться и позитивными. Снижение пошлин на текстиль с 9,5 до 7,3%, как и  возможное сокращение НДС, позволит уменьшить объемы контрафакта на рынке. За последнее время присутствие  незаконно ввезенной в страну продукции увеличилось в разы - сегодня доля контрафакта на рынке  текстиля доходит до 50%, а на рынке одежды – до 80%. По словам Владимира Мельникова, президента компании «Глория Джинс», главное препятствие для развития российских швейников – это вещевые рынки, торгующие контрафактом. Чем ниже пошлины и НДС, тем меньше рентабельность контрафакта.

Представители кожевенной и обувной  отрасли так же сильно озабочены правилами игры, которые сложатся на рынке в ближайшее время. Негативное влияние окажет существенное снижение действующих запретительных пошлин на вывоз кожевенного сырья, снижение импортных пошлин на обувь, а также невозможность субсидировать производство экспортных товаров. Около 30 %  готовой продукции кожевенных заводов сегодня экспортируется, и отказ от субсидирования повлияет не лучшим образом на экономику предприятий. Рентабельность кожевенного производства и без того в среднем составляет около одного процента, возможности для сохранения конкурентной цены очень ограничены. Если к этой непростой экономике прибавить снижение пошлины на вывоз сырья (в 2,5 раза в течение пяти лет, с 500 до 200 евро за тонну), то сырые шкуры просто будут вывозиться на экспорт, как это было еще десять лет назад. Следовательно на рынке останутся единичные предприятия и отрасль как таковая рискует исчезнуть [26].

Уровень пошлин на обувь в течение  трехлетнего переходного периода также сократится существенно – по основным позициям практически в три раза, до 0,3 евро за пару (сегодня 70% обуви ввозится с пошлиной 1 евро).

И все же обувщики считают, что вступление в ВТО существенно расклад  сил на рынке не изменит. «Мы уже  интегрировались в мировое сообщество в 2006 году, когда пошлины на импорт обуви были снижены до 10 процентов, как и в большинстве стран, –говорит Антон Титов, глава компании “Обувь России” – это было сделано, чтобы свести к минимуму контрафакт, который тогда доминировал». Сегодня “серой” обуви на рынке практически не осталось. По его словам, российские компании обеспечивают около 20% спроса на обувь, остальное приходится на иностранцев, и в ближайшее время вряд ли их доля радикально увеличится.

Таким образом главным неудобством от вступления России в ВТО является растущая конкуренция со стороны иностранных производителей. Их товары, и без того конкурентоспособные с точки зрения качества, начинают выигрывать ещё и из-за возможного снижения цены.

Для отечественных производителей растущая конкуренция, как и бывает в подобной ситуации, одновременно и является приемуществом и недостатком. Приемущество заключается вналичии стимула снизить издержки производства, повысить качество выпускаемой продукции. В свою очередь, недостаток проявляется в риске бонкротства многих компаний из-за отсутствия возможностей противостоять конкурентам.

Подводя итоги, нужно отметить, что  наибольшую тревогу вызывает агропромышленный сектор. Россия уже испытала в начале 90-х годов натиск дешевых, некачественных продуктов. Только заградительными таможенными пошлинами удалось избавиться от продовольственной зависимости. К тому же, ВТО строго лимитирует государственные дотации на поддержку сельского хозяйства, если сейчас они составляют 9 млрд. дол. ежегодно, то их придется сократить до 4 млрд. Кроме того, банки при увеличении импортной продукции уже не так охотно будут давать кредиты, скорее всего, инвесторы будет переоценивать риски, и многие программы заморозятся [18].

Более того, рыночная экономика –  экономика потребителей. И в этом одно из коренных её отличий от плановой социалистической экономики. Поэтому  интересы потребителей непосредственно  влияют на активную деятельность производителей. Если потребители выигрывают, имея возможность приобрести более привлекательную по цене или качеству продукцию, значит, экономика движется в правильном направлении.

Снятие заградительных пошлин должно снизить цены на импортные товары, это очень актуально, например, для  лекарственных препаратов и бытовой  техники. Но из-за огромного количества посреднических фирм, вряд ли, это ощутят потребители. Вероятнее всего, увеличится прибыль посредников.

Таким образом от вступления в ВТО  российские потребители получают значительные возможные приемущества по сравнению  с производителями. В этом случае разорившиеся производители будут  искать те сферы приложения своих  усилий, в которых они смогли бы достойно конкурировать.

3.4 Сырьедобывающие отрасли промышленности

В настоящее время величина экспортных пошлин актуальна для производителей довольно широкой номенклатуры продукции (около 700 тарифных линий).

Россия обязана в течение  пяти лет с момента вступления в ВТО отменить экспортные пошлины  по подавляющему большинству товарных позиций. Исключение составят: нефть, нефтепродукты, газ, лесоматериалы необработанные и отдельные виды обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, лом чёрных и цветных металлов и т.д.

По природному газу ставка остается на уровне 30%, остальным – 5% от таможенной стоимости.

Что же касается нефти и нефтепродуктов, то здесь предусмотрено применение особой формулы расчёта ставок, зафиксированной  в соответствии с действовавшим  законодательством ( ставки устанавливаются  правительством РФ ежемесячно, с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках).

Ещё одна важная товарная позиция: круглый  лес и лесоматериаы. И здесь  экспортные пошлины сохраняются: лесоматериалы  из берёзы – 7%, из осины – 5%, из дуба – 20%, из сосны – 15% внутри квоты, из ели – 13% внутри квоты. По неквотным  ставкам – обязательств нет.

Кроме того, в соответствии с договоренностями правительство утвердило увеличение в три раза квот на экспорт из РФ сосны и ели в 2013 году.

Тарифные квоты на экспорт ели обыкновенной или белой европейской пихты с 2013 года увеличиваются в три раза  – с 2 миллионов 82,2 тысячи кубометров в 2012 году до 6 миллионов 246,2 тысячи кубометров в 2013 году.

В том числе, квота для Евросоюза будет увеличена с 1 миллиона 986,9 тысячи кубометров в 2012 году до 5 миллионов 960,6 тысячи кубометров в 2013 году, для остальных стран – с 95,3 тысячи кубометров в 2012 году до 285,9 тысячи кубометров в 2013 году [26].

Квота на экспорт сосны обыкновенной также увеличится с 5 миллионов 346,1 тысячи кубометров в 2012 году до 16 миллионов 38,2 тысячи кубометров в 2013 году.

Для стран Европейского союза экспортная квота вырастет с 1 миллиона 215,3 тысячи кубометров в 2012 году до 3 миллионов 645,9 тысячи кубометров в 2013 году. Для других стран квота увеличится с 4 миллионов 130,8 тысячи кубометров в 2012 году до 12 миллионов 392,3 тысячи кубометров в 2013 году [24].

Оценивая перспективы от вступления в ВТО для реального сектора  российской экономики, следует признать, что Россия договорилась о вхождении  в эту организацию на очень  хороших условиях. Может быть, даже излишне хороших, потому как защитные барьеры сохраняются, и они достаточно значительны. А это значит, что  благотворное влияние усилившейся  конкуренции, без которой нет  стимулов к развитию, будет не настолько  и значительным.

Кроме того, нужно учитывать, что  перспективы развития российской экономики  в ближайшие месяцы и годы будут  далеко не в первую очередь предопределяться вступлением России в ВТО. Погружение во «вторую» волну мирового экономического кризиса, профессионализм и ответственность  государственной экономической  политики  - эти факторы помощнее будут с точки зрения их влияния  на экономическую ситуацию в стране.

3.5.Тяжелое машиностроение

Невозможно переоценить стратегическое значение тяжелого машиностроения для  перспектив развития России. Прямой вклад  отрасли в ВВП и загятость  РФ не так уж велик – отрасль  производит 1,2% ВВП, обуспечивает занятость 210 тыс. человек. Однако именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40% ВВП, обуспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет [19].

Около трети всех затрат сырьевых отраслей – это затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования. Тяжелое машиностроение в значительной мере определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства. При этом рентабельность предприятий тяжелого машиностроения в несколько раз отличается от рентабельности потребителей их продукции. В 2009 г. предприятия отрасли в сумме показали убыток, исчисляемый 1,4 млрд. руб. [25].


 

Источник:Росстат.

Рисунок 9 – Вклад тяжелого машиностроения и его потребителей в экономику РФ.

На сегодняшний момент отрасль сталкиватеся с рядом трудностей, самостоятельно преодалеть которые она не в состоянии:

  • рост импорта и сокращение внутреннего спроса и экспорта привели к значительной недозагрузке мощностей. Отрасль имеет один из самых низких показателей загрузки мощностей в РФ – менее 20%. Свободные мощности подразумевают затраты на их содержание, что ведет к росту себетоимостии снижению рентабельности;
  • отрасль страдает от недостатка инвестиций в НИОКР. Это ведет к тому, что продукция российских компаний отстает от продукции конкурентов по основным характеристикам;
  • отсутствие государственной поддержки в виде льготного кредитования. Разница по ставкам кредита по экспортным сделкам для российских предприятий выше, чем для иностранных , на 10 процентных пунктов.

В 2012 г. приказом Минпромторга России была утверждена стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 г. В рамках стратегии предпологается: за счет частных инвестиций осуществить модернизацию мощностей. За счет государства будут профинансированы прорывные НИОКР, обеспечена защита производителей от импортной демпинговой продукции и простимулирован спрос на продукцию отечественного машиностроения с помощью льготного связанного финансирования. В результате объе м производства должен вырасти с 63 до 128 млрд. руб.

Однако в рамках ВТО импортные ставки снизятся до 5–10% в зависимости от типа продукции. Сами отечественные производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше – на уровне 25 – 50%. Ставки нужны как временная мера защиты отечественной продукции от демпинга и создания благоприятных условий для ускоренной модернизации мощностей. Согласно же обязятельствам в рамках ВТО, снижение пошлин должно произойти за 2 – 4 года [25].

Совершенно очевидно, что за это  время провести модернизацию отрасли, отставание которой составляет более 10 лет, невозможно, и следует ожидать  отмены запланированных инвестиционных проектов.

Информация о работе Оценка перспектив России в ВТО