Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:19, курсовая работа
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.
Действие неформальных механизмов реализации социальной политики в компании отвечают самой природе бизнеса, дает необходимую степень свободы в обеспечении конечной цели деятельности компании – достижения необходимых эффективных результатов.
Ориентация российского бизнеса на действия по неформальным правилам, и не только в рамках своих компаний, естественна хотя бы потому, что все пространство взаимодействия бизнеса пронизано этими отношениями с начала и до конца.
Среди
неформальных правил
• осуществление дифференцированной социальной политики для «близких своих» и «дальних», как следствие этого – предоставление более широких социальных преимуществ руководящему составу компании, по сравнению с ее рядовым персоналом (предоставление крупных беспроцентных кредитов на покупку квартиры, машины, обеспечение дорогостоящим лечением, и др.);
• преимущественное
предоставление социальных
• быстрое
реагирование, минуя формально установленные
ограничения, в ответ на просьбы
со стороны руководящего
• быстрое реагирование в форс-мажорных обстоятельствах, независимо от статуса работника;
• распространение предоставляемых льгот не только на работников компании, но и на членов их семей, например, оплата дорогостоящего лечения членам семей, оплата престижного и дорогостоящего образования детям и внукам и др.
Постепенно эти правила превращаются в нормы, которые регулируют ежедневную жизнь компании. Чем крупнее компания, тем большая вероятность того, что эти правила превратятся в императивные нормы, оспаривать которые никто не решается, даже если они предоставляются в ущерб тем формальным предписаниям, которые оговорены в коллективном договоре.
Неформальные ресурсы топ-менеджера весьма часто распределяются в пользу «нужных людей» в силу того, что социальные преференции требуют определенных организационных усилий, значительного времени, имеют большой спрос, удовлетворить который непросто. А потому они не могут быть распространены на всех.
В таких условиях, лица, отвечающие за наиболее ответственные участки работы и демонстрирующие хорошие успехи в работе, передвигаются в «начало очереди», при предоставлении социальных льгот. Иногда подобное передвижение гарантируется теми договоренностями, которые были достигнуты при приеме на работу. Может быть, они даже вносятся в контракт. Однако содержание этого соглашения не знает никто, даже тот, кто отвечает за реализацию социальной политики в компании, так как достигается они при взаимодействии «лицом к лицу с высшим руководителем компании.
Регулирующая сила нормы под названием «поддержка своих» бывает столь значительной, что те, кто пытается достичь социальных благ с помощью собственных усилий, могут восприниматься в компании с известной долей подозрительности. Поэтому быть зависимым от компании оказывается спокойнее, чем быть от нее независимым.
В некоторых компаниях расширение социальных льгот для избранных групп персонала диктуется не только принадлежностью к управленческому ядру, но и охватывает более широкий круг лиц, незаменимых специалистов, которых трудно найти на рынке труда.
На позиции незаменимых специалистов нередко находятся и финансовые работники компании или лица, обладающие информацией. Иногда предпринимаемые траты оказываются меньшими, по сравнению с теми убытками, которые могут принести компании нелояльное отношение к ней людей, обладающих эксклюзивной информацией о внутренних процессах.
Размах неформальных практик в реализации социальной политики неизбежно приводит к существенной дифференциации доступа к социальным благам. Уровень дифференциации в предоставлении социальных благ бывает иногда столь велик, что вызывают недоумение даже у лояльно настроенных к компании лиц.
Одновременно проведенное исследование позволяет выделить ряд компаний, которые идут по пути отказа от дифференциации, объясняя это разными механизмами, но основной из них – высокий уровень доходов управленцев в компании.
Определенная часть руководителей, которые не идут по пути дифференциации, особо подчеркивают, что, видимо, этот путь в будущем стоит менять. Чем крупнее и богаче компания, тем в большей степени можно прогнозировать жесткую иерархичность внутренних отношений, которая порождает выраженную дифференциацию доступа к тем или иным социальным преференциям.
Сегодня российский бизнес строится усилиями конкретных людей, а следовательно, социальная политика, построенная на принципах равенства и унификации, оказывается неэффективной. Неформальные практики 87 предоставления различных социальных льгот являются весьма прагматичным управленческим инструментом. Они позволяют удерживать в компании особо дефицитных работников, которых не так легко отыскать на рынке труда. Реже неформальные практики служат для вознаграждения приближенных к руководству, причем иногда даже не столько за их реальный вклад в деятельность компании, сколько за способность молчать.
Контроль «снизу» за неформальными практиками развит слабо, но все же его присутствие заставляет руководителей быть осмотрительными. Поэтому в ряде случаев для включения механизма получения социальных льгот вне очереди нужны формальные основания.
Уровень дифференциации социальных льгот для различных групп персонала остается весьма высоким. Причины – необходимость удержания персонала, желание иметь преданную и лояльную команду, в которой руководитель мог бы чувствовать себя лидером. Не следует расценивать подобную политику исключительно как стремление купить лояльный персонал, скорее это естественный механизм удержания профессионалов, которые должны осознавать, что ради них компания делает больше, чем для остальных, только для того, чтобы удержать их на данной работе. Однако в проигрыше оказываются те, кто не может рассчитывать на свою уникальность и не приближен к управленческой иерархии компании. Таких в компании большинство, поэтому проигравших всегда больше, чем выигравших.
Итак, неформальные правила в предоставлении социальных льгот фактически являются дополнительными управленческими рычагами, позволяющими обеспечивать управляемость компании и прежде всего ее руководящего состава. Неравенство доступа к социальным льготам дает руководству компании дополнительные возможности стимулировать работу тех, в ком компания заинтересована в первую очередь.
Сложившиеся неформальные практики, по сути, легитимизированы в компаниях через процедуру заключения трудовых контрактов, что еще раз свидетельствует о том, что они выступают важным и незаменимым 88 мотивационным стимулом для руководящего персонала. В то же время формальные процедуры и правила, закрепляемые, прежде всего, посредством принятия коллективных договоров, в большей степени защищают рядовой персонал. В некоторых компаниях публично провозглашается равенство доступа к социальным преференциям, хотя сторонники подобного подхода все чаще склоняются к идее, что от этой идеологии со временем придется отказаться.
При определении социальных инициатив, которые мы сегодня называем национальными приоритетными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Вместе с тем, это задачи, которые реально могут быть решены за два года при существующей эффективности государственного механизма, при имеющемся "запасе прочности" по основным макроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе. Эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин. Так, например поставлены задачи, которые носят стратегический характер:
в здравоохранении:
• в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
• полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;
в образовании:
• подключить больше половины школ страны к сети Интернет;
• выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;
в жилищной сфере:
• обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе;
• обеспечить массовое строительство новых микрорайонов;
на селе:
• направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах – а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.
Итак, сформулированные в 2005 году задачи для здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе.
В России самыми масштабными национальными проектами являются:
В целом патриотическое настроенное предпринимательское сообщество России понимает, что бизнес не заканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция - это его ответственность за состояние дел в обществе в результате успешности или не успешности того или иного вида предпринимательства. Именно от того, насколько эффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количество бедных и число богатых в стране. Радикальные экономические и социальные реформы последних лет породили в России глубокие социальные изменения. Вследствие ускорения процесса имущественной дифференциации, резко обозначилось социальное расслоение общества, поляризовались возможности и интересы различных групп. Возникли и приобрели характерный облик не только «новые богатые», но и «новые бедные», среди которых, что наиболее драматично, трудоспособные и занятые граждане. Так, в состоянии «потери своего места» в обществе, находятся медицинские работники, преподаватели, инженеры и рабочие предприятий многих отраслей и т.п.
Социальное расслоение, наряду с профессиональным, имеет довольно четко выраженную половую и возрастную специфику. Большинство новых богатых — сравнительно молодые мужчины, большинство новых бедных — женщины средних лет, как правило, с детьми. Проблематично положение пенсионеров, имеющих, как правило, низкие текущие доходы и отсутствие умения использовать накопленное имущество для улучшения текущего положения. Неожиданно много оказалось безнадзорных и беспризорных детей, живущих и работающих на улице, которые, наверное, являются самым безусловным индикатором неблагополучия российского общества.
Нуждается в осмыслении система управления социальными процессами на разных уровнях, необходима новая концепция социальной политики, в которую была бы вписана как политика развития человека, так и политика социальной защиты, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.
Становление новой концепции социальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сталкивается с серьёзными трудностями и чрезвычайно высокими «человеческими издержками». Эти издержки реформирования вызывают постоянный рост потребности населения в социальной защите на фоне спада производства или недобора налогов, влекущих сокращение доходной части бюджета и возможностей формирования бюджета внебюджетных социальных фондов.
При этом многие предприятия, которые в условиях плановой экономики вносили существенный вклад в обеспечение социальной поддержки своих работников, в условиях конкурентного производства отказываются от своей социальной инфраструктуры и её финансирования. Это, в свою очередь, особенно в условиях небольших городов, где одно-два предприятия определяют как условия занятости, так и степень защищённости основной части населения, ведёт к снижению уровня жизни людей и возможностей их социальной адаптации, а также к усилению нагрузки на муниципальную, региональную и федеральную системы социальной защиты, которые с этой новой ролью не всегда справляются.
1. Гонтмахер, Е.Ш. Национальные проекты: первые итоги реализации / Е.Ш. Гонтмахер // SPERO — 2008 - №6
2. Гонтмахер, Е.Ш. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения// Вопросы экономики: учебник/ Е.Ш. Гонтмахер, Матвеева Т.В. — 2008 - №2 — с.61-72
3. Григорьева, И.А. Социальная политика: основные понятия / И.А. Григорьева// Журнал исследований социальной политики — 2003 - № 1
4. Жирнов, Н.И. Социальное государство: политико-теоретический анализ/ Н.И. Жирнов// Власть. — 2008 - №9 — с.10-12