Участие акушерки в ведении беременности, родов, послеродового периода у пациенток с заболеваниями нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2017 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление особенностей течения заболеваний нервной системы во время беременности и разработка принципов ведения больных с неврологическими заболеваниями и определение тактики ведения беременности и родов с целью снижения неблагоприятных последствий этих заболеваний для матери и плода.
Для выполнения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Установить состояние нервной системы, а также течение и исход беременности у больных с заболеваниями периферической нервной системы.
2. Проанализировать особенности неврологического статуса, течение и исход беременности и родов у беременных с эпилепсией, рассеянным склерозом, миастенией.
3. Определить тактику ведения и профилактику осложнений беременности и родов при заболеваниях нервной системы, эпилепсии.

Файлы: 1 файл

Чеченева.docx

— 121.10 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Частота (в %) осложнений беременности при

заболеваниях периферической нервной системы

* – достоверность различий  по сравнению с радикулопатиями, р<0,05;

‘’ – достоверность различий между пояснично-крестцовыми и шейно-грудными радикулопатиями, р<0,05.

 

При шейно-грудных радикулопатиях угроза прерывания беременности возникала во II половине беременности в 3 раза чаще, чем в I. В 30 % случаев это происходило на фоне отеков беременных. Гестоз имел место почти у всех беременных с моно– и множественными невропатиями. В 2/3 случаев это были отеки. Нефропатия наблюдалась реже.

Лечение заболеваний периферической нервной системы у женщин в период беременности комплексное и этапное с одновременной профилактикой и лечением осложнений беременности. Оно сочетает медикаментозную терапию, физиотерапию, лечебную физкультуру и психотерапию.

Основываясь на данных диагностики, в планировании консервативного лечения перед акушеркой ставятся следующие задачи: предотвратить или устранить болевой синдром и отек нерва и периневральных тканей, стимулировать проводимость нерва и регенерацию нервных волокон, улучшить местное и общее крово– и лимфообращение, предотвратить или устранить трофические расстройства, тугоподвижность в суставах, контрактуры и другие изменения, препятствующие восстановлению движений.

Болевой фактор сам по себе является тормозом в регенерации нерва. Купирование боли является не только симптоматическим лечением, которое проводится в зависимости от характера поражения и срока беременности. Первое направление, определяющее эффективность противоболевого лечения – это воздействие на местный алгогенный источник (различные виды блокад с применением новокаина, холинергических препаратов). Второе – воздействие на структуры центральной нервной системы за счет приема препаратов транквилизаторного типа. Для коррекции вазомоторно-биохимического компонента боли, в том числе при избыточном накоплении в тканях гистамина и гистаминоподобных веществ, назначаются вазоактивные препараты.

Терапевтические методы лечения беременных позволяют без снижения клинического эффекта или даже с усилением его ограничить количество применяемых лекарственных веществ и уменьшить возможность неблагоприятного действия фармакологических препаратов на плод.

В подостром, а иногда и в остром периоде, заболевания наиболее эффективны ультразвук, фонофорез, импульсные токи (синусоидальные модулированные токи). Для улучшения вегетативно-трофических процессов, блокады болевых ощущений, а также для улучшения периферического кровообращения применяется никотиновая кислота. Для оценки изменений функционального состояния периферического двигательного неврона и эффективности никотиновой кислоты проводились электромиографическое, электронейромиографическое и реовазографическое исследования.

При заболеваниях периферической нервной системы у беременных широко применялась лечебная физкультура. При этом во всех периодах беременности предпочтение отдается динамическим упражнениям, а не статическим напряжениям. Большое внимание уделяется развитию полного дыхания, умению расслаблять отдельные мышечные группы и достигать полного расслабления. Важен эмоциональный и психотерапевтический фон занятий.

В I триместре требуется осторожность не только в отношении лекарственной терапии, а также в дозировании нагрузки применяемых упражнений. Нагрузки, повышающие внутрибрюшное давление, следует исключить.

Во II триместре, начиная с 24–25 недель, т. е. со времени максимальной нагрузки на сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат шейно-грудного и пояснично-крестцового отделов. Необходимо уменьшить объем занятий за счет сокращения повторных упражнений и введение большого количества дыхательных упражнений.

В 32–40 недель беременности особое значение придается развитию и закреплению навыков, имеющих значение в родовом акте.

Для лечения беременных с заболеваниями периферической нервной системы в подавляющем количестве случаев применялась психотерапия (индивидуальная или групповая) в сочетании с фармакотерапией (седативные препараты) для редукции неврологической симптоматики и устранения вегетативных дисфункций. Эффективность психотерапии оценивалась не только по уменьшению выраженности неврологического состояния, но и по психологическим и личностным параметрам по общепринятой методике.

Полное восстановление функций нерва и конечности отмечено у 80,5 % больных, частичное с удовлетворительным восстановлением – у 17,5 %, отсутствие признаков восстановления – у 2 % больных. Учитывая корковый уровень восприятия и анализа болевых ощущений, целесообразно назначение седативных препаратов и использование психотерапевтических методов воздействия (суггестия, рациональная психотерапия и др.).

Роды вели с максимальным обезболиванием. У женщин, страдающих радикулопатиями на фоне остеохондроза применяли нейролептаналгезию, а именно введение нейролептического препарата (дроперидола) и анальгетика (фентанила). Характерные особенности нейролептаналгезии: выраженное обезболивание, стабилизация гемодинамики, своеобразное состояние психического покоя, а также благополучное течение родов через естественные родовые пути.

Таким образом, у половины беременных болезни периферической нервной системы впервые появились или обострились в I триместре беременности, сочетаясь с угрожающим выкидышем. Среди заболеваний периферической нервной системы преобладали радикулопатии, из них пояснично-крестцовые радикулиты у 2/3 больных возникли на фоне остеохондроза позвоночника, остальные – на фоне травм позвоночника, в единичных случаях они были генуинного характера. При шейно-грудных радикулитах угроза прерывания беременности имела место в поздние сроки и сопровождались гестозом. Для профилактики обострения радикулопатий на фоне остеохондроза в родах и после родов проводилось максимальное обезболивание в родах.

Туннельные невропатии впервые появляются или обостряются во 2-й половине беременности и рецидивируют на фоне осложнений беременности и, особенно, гестозов. Своевременная профилактика и плановое лечение остеохондроза необходимо для предотвращения обострения радикулитов. При туннельных невропатиях необходимо проводить раннюю профилактику позднего гестоза.

Следовательно, успешность лечения радикулопатий и туннельных невропатий у женщин в период беременности во многом зависит от своевременной клинической и патогенетической диагностики, глубины раскрытия особенностей патогенеза синдрома в каждом наблюдении. Поэтому лечение всегда должно быть комплексным и этапным с индивидуальным подходом.

 

 

1.3. Деятельность акушерки в ведении беременности и родов у женщин с рассеянным склерозом и миастенией

Под наблюдением находились 12 беременных, поступивших с диагнозом “рассеянный склероз” и 6 беременных с диагнозом “миастения”.

Диагностика рассеянного склероза у беременных затруднена из-за особенностей клинического течения заболевания. При обследовании у половины беременных диагноз “рассеянный склероз” был заменен на “синдромдиссеминированного энцефаломиелита”.

Для дифференциальной диагностики использовались следующие клинические критерии: начало заболевания одинаково часто бывает поли– и моносимптомным; двигательные нарушения (слабость в конечностях), парестезии, вестибулярные и мозжечковые расстройства (шаткость при ходьбе, головокружение, тошнота, нистагм), ухудшение зрения, нарушение тазовых функций.

Всем беременным проводили комплексное обследование, включающее в себя электроэнцефалографию и допплерографию головного мозга. Данные электроэнцефалографии и транскраниальной допплерографии при синдроме диссеминированного энцефаломиелита в 4-х случаях подтверждали нарушение нейродинамики сосудистого или травматического генеза. У 4-х женщин с рассеянным склерозом церебральной формы были данные магнитно-резонансной томографии.

Беременные с рассеянным склерозом были в возрасте 29±5 лет, с синдромом диссеминированного энцефаломиелита – 26±4 лет. Из 6 больных с рассеянным склерозом у 4 выявлена церебральная форма, у 2 – цереброспинальная. Основными жалобами были головокружения, шаткость при ходьбе, слабость в ногах, расстройство чувствительности. У 3 беременных имели место расстройства зрения; заболевание у них дебютировало ретробульбарным невритом зрительных нервов в виде амавроза при нормальной картине глазного дна. У 2 больных были расстройства функции тазовых органов в виде императивных позывов. У беременных с рассеянным склерозом были координаторные расстройства: атактические явления в конечностях с асинергией, дисметрией, промахивание при выполнении координаторных проб. У 2 больных была атактическая походка с широко расставленными ногами со спастическим компонентом. У 2 – скандированная речь. У 4 – нистагм. У 4 имело место сочетание признаков мышечной гипотонии, обнаруженных приемом Оршанского, и гипертония мышц в ногах в виде симптома “складного ножа”.

У всех беременных с рассеянным склерозом выявлено повышение глубоких рефлексов на руках и ногах, отсутствие поверхностных брюшных рефлексов и наличие патологических стопных (пирамидно-патологический рефлекс Бабинского) и кистевых знаков. У 2-х больных с цереброспинальной формой рассеянного склероз наблюдались клонус стоп и коленных чашечек. Нарушения чувствительности при рассеянном склерозе разнообразны и изменчивы. У 2-х больных наблюдался заднестолбовой синдром с клиническим проявлением нарушения вибрационного чувства.

При синдроме диссеминированного энцефаломиелита 5 беременных из 6 предъявляли жалобы на головокружения, реже – на шаткость при ходьбе, слабость в ногах, ухудшение зрения. У 2-х наблюдались координаторные расстройства при пальце-носовых и коленно-пяточных пробах. Нарушений ходьбы не было. У 3-х наблюдалась неустойчивость в позе Ромберга с закрытыми глазами. У одной был логоневроз. У 2-х на фоне вертебрально-базилярной недостаточности кровообращения был установочный нистагм. У 3-х больных выявлялась анизорефлексия без патологических стопных знаков. У 4-х – нарушение чувствительности в виде гипер– или гипестезии без четкой локализации. У одной больной была миопия средней степени.

У одной из 6 беременных с рассеянным склерозом ввиду обострения течения рассеянного склероза беременность прервана искусственным абортом при сроке в 6 недель. 5 беременных с рассеянным склерозом были в состоянии ремиссии, из них у 3-х беременность прогрессирует, у 2-х закончилась родами (одни произошли спонтанно, у другой закончились операцией кесарева сечения).

С диагнозом “миастения” поступило 6 больных в возрасте от 20 до 40 лет. Для дифференциальной диагностики использовали следующие критерии: наличие симптомов утомляемости, выявляемых по данным анамнеза и при проверке всех неврологических симптомов на утомляемость, динамику нарушений нервно-мышечной силы при проведении пробы с введением антихолиэстеразных препаратов, присутствие миастенических симптомов по данным клинического исследования электромиографии. Принимались во внимание также показатели передней пневмомедиастенографии, которая рентгеноморфологически подтверждала изменения вилочковой железы.

После обследования диагноз “миастения” был подтвержден у 3-х женщин и у 3-х был установлен миастеноподобный синдром.

У беременной с генерализованной миастенией после тимэктомии вплоть до родов не отмечалось субъективного ухудшения состояния. У больных с глазной формой миастении была угроза прерывания беременности в поздние сроки. У 3-х больных с миастеноподобным синдромом ухудшение состояния (обострение тиреотоксикоза и сопутствующих заболеваний, усиление позднего гестоза (нефропатия)) нарастало из-за основного заболевания.

Зависимость течения миастении от периода беременности прослеживается более четко, чем зависимость течения миастеноподобного синдрома от беременности. Из 2-х беременных с глазной формой миастении у одной беременность прогрессирует, у другой – закончилась спонтанными родами в срок. Родился новорожденный с массой тела 3100 г, с оценкой в 8 баллов по шкале Апгар.

 

 

1.4 Участие акушерки в ведении беременности и родов у женщин с эпилепсией

Особенности течения беременности и родов у женщин с эпилепсией

Из 30 больных было 11 первобеременных и 19 повторнобеременных. У 16 беременность закончилась родами, у 9 – прервана искусственным абортом и у 5 – прогрессирует.

Из 8 больных с идиопатической эпилепсией, у которых беременность закончилась родами, в период беременности имел место 1 случай угрозы прерывания беременности на ранних сроках и 2 случая угрозы прерывания беременности на поздних сроках. У 6 наблюдался поздний гестоз: отеки и нефропатия I и II степени. У беременных с судорожной готовностью и активностью по данным электроэнцефалографии гестоз наблюдался чаще, чем в группе беременных с эпилепсией в стадии ремиссии.

Из 5 больных с посттравматической эпилепсией у 2-х имела место угроза прерывания беременности в ранние сроки и у 3-х – угроза преждевременных родов. Нефропатия III степени и преэклампсия были у 3-х больных, имеющих судорожную активность по данным электроэнцефалографии.

У одной больной с фокально-судорожной формой эпилепсии после перенесенной нейроинфекции имела место угроза прерывания беременности в ранние и в поздние сроки, а также поздний гестоз (отеки). Роды закончились операцией кесарева сечения по неврологическим показаниям вследствие возобновившихся эпилептических припадков в период беременности.

Все женщины, страдающие эпилепсией, родили в срок. Дети живы, доношены, с массой тела 3340±10 г, с оценкой в 8-10 баллов по шкале Апгар. У каждой 6-й роженицы произведена операция кесарева сечения по неврологическим показаниям.

 

Деятельность акушерки в ведении беременности и родов у женщин с эпилепсией

Целью лечения эпилепсии является предотвращение припадков и ведение беременной таким образом, чтобы избежать влияния эпилепсии на течение беременности и родов. Припадки могут быть спровоцированы осложнениями беременности, респираторной инфекцией или стрессовой ситуацией. Следует учитывать, что если припадки обусловлены каким-либо состоянием, определенным заболеванием, то следует лечить прежде всего это заболевание. Это более целесообразно, чем применение медикаментозной терапии, нацеленной лишь на коррекцию припадков. Важно учитывать также фармакокинетические особенности противосудорожных препаратов с возможностью потенцирования или ослабления противосудорожного эффекта и их токсического влияния.

Информация о работе Участие акушерки в ведении беременности, родов, послеродового периода у пациенток с заболеваниями нервной системы