Психолого-педагогическая характеристика возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

В общем: Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

семейная медицина.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

Существуют также и общие меры, которые считаются очень полезными. Энергичные физические упражнения, свежий воздух и прямые солнечные лучи улучшают цвет лица многих людей. Обильное употребление шоколада, конфет и других высококалорийных сладостей способствует образованию прыщей. Разумно исключить эти продукты из питания подростка, по крайней мере, в этот испытательный период. Обычно кожу тщательно, но легко очищают горячей мыльной губкой, после чего смывают горячей и холодной водой. Очень важно объяснить ребенку, почему ему не следует трогать лицо руками и выдавливать прыщи.

У подростков также усиливается выделение пота под мышками и запах. Некоторые дети и даже родители этого не замечают, но товарищам по классу запах будет неприятен, что вызовет неприязнь к самому ребенку. Всем подросткам необходимо ежедневно; тщательно мыть подмышки мылом и регулярно пользоваться специальными средствами от пота.

Ну, а теперь поговорим, о том как изменяется поведение подростка, и выделим некоторые сложности, характерные именно для этой возрастной группы.

6. Психологические изменения

 Застенчивость и обидчивость. В результате всех физиологических  и эмоциональных перемен внимание  подростка обращается на самого  себя. Он становится более чувствительным  и застенчивым. Он расстраивается  из-за малейшего дефекта, преувеличивая  его значение (девочка с веснушками  может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения  его тела или функционирования  организма сразу же убеждает  мальчика, что он не такой, как  все, что он хуже других. Подросток  так быстро меняется, что ему  трудно разобраться, что он собой  представляет. Его движения становятся  угловатыми, потому что он еще  не может управлять своим новым  телом так легко, как раньше; аналогично  вначале ему трудно управлять  и своими новыми чувствами. Подросток  легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует  себя взрослым, умудренным жизненным  опытом и хочет, чтобы окружающие  относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспокоить возросшие половые желания. Он еще не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать. Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей. Например, мальчик может восхищаться своим учителем, девочка может без ума влюбиться в свою учительницу или литературную героиню. Это происходит потому, что в течение многих лет девочки и мальчики придерживались общества представителей своего пола, а представителей противоположного пола считали своими естественными врагами. Этот застарелый антагонизм и барьеры преодолеваются очень медленно. Когда подросток впервые осмеливается допустить нежные мысли о существе противоположного пола, то им обычно оказывается кинозвезда. Спустя некоторое время мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свою приязнь в лицо. Требование свободы часто означает страх перед ней. Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребенок. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен в своей способности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

 Подросткам  необходимо руководство. Учителя, психиатры  и другие специалисты, работавшие  с подростками, рассказывают, как  некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их  родители были с ними немного  построже, так же как родители не­которых из их друзей, и учили бы их, что хорошо и что плохо. Это не значит, что родители должны стать судьями своих детей. Родители должны поговорить с учителями и родителями других подростков, чтобы выяснить обычаи и правила той местности, где они живут. Они, безусловно, должны обсуждать с ребенком эти правила. Но, в конце концов, они должны "сами для себя решить, что они считают правильным, и настоять на своем, хотя это довольно трудно. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе сказать: «Мы лучше знаем», но — с другой, они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что родители доверяют ему, а не те правила, которым они его учат. Но подростку нужны и правила, и сознание, что родители уделяют ему достаточно внимания, чтобы преподать ему эти правила, заполняющие пробелы в его жизненном опыте.

 Соперничество с родителями. Напряженность, возникающая иногда в отношениях между подростками и их родителями, частично объясняется естественным соперничеством. Подросток осознает, что пришла очередь покорять мир, привлекать противоположный пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители подсознательно это чувствуют, и, разумеется, не очень довольны.

 

Возможны также трения между отцом и дочерью, между матерью и сыном. Между 3 и 6 годами мальчик сильно увлечен своей матерью, а девочка — отцом. После 6 лет ребенок старается забыть от этом увлечении и отрицает его. Но когда в период отрочества он испытывает сильный напор чувств, они сначала устремляются, как весенний горный поток, по старому засохшему руслу, т. е. снова по направлению к родителям. Однако подросток подсознательно чувствует, что это нехорошо. В этом возрасте его первая большая задача: изменить направленность своих чувств от родителей к кому-нибудь вне семьи. Он старается уничтожить свою любовь к родителям неприязненными чувствами к ним. Этим, по крайней мере, частично объясняется, почему мальчики грубят матери и почему девочки могут быть необъяснимо антагонистичны по отношению к своим отцам.

Родители, безусловно, привязаны к своим детям-подросткам, и это помогает нам понять, почему мать в душе или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

В массовом сознании слово "подросток" довольно часто вызывает ассоциацию "трудный". Почему же подросток "труден"? Он труден, неудобен для других - для родителей, педагогов, вообще взрослых. Общество критично, можно даже сказать с предубеждением встречает подрастающих детей. Оно не очень-то спешит раскрыть им объятия. Нередко детям предъявляют жесткие требования, накладывают на них ограничения при пересечении ими черты мира взрослых.

 При такой установке взаимоотношения  между подростками и взрослыми  нельзя назвать мирными, и это, конечно, значительно усложняет  взросление подростков, добавляет  негативные переживания в мироощущение  молодых. Многие забывают, что молодым  быть трудно, гораздо сложнее, чем  взрослым. Ведь взгляды взрослых  в большей степени уже сформировались, им есть на что опираться в своих поступках, им уже не свойственно бросаться в крайности в поисках себя и своих идеалов. Подросток же труден для других потому, что ему трудно с самим собой. Он неуверенно и с опасениями ищет свои цели и ориентиры в жизни. Взрослые, конечно, тут как тут, но они предпочитают толкать "несмышленыша" по накатанной дороге, к так называемому светлому (в понимании родителей) будущему, зачастую не интересуясь возможностями, интересами, потребностями, способностями своего ребенка. Это еще больше разводит родителей и детей, создает напряженную эмоциональную обстановку в семье и усиливает желание детей непременно отстоять собственные ценности в схватке со взрослыми.

Тысячи проблем наваливаются на подростка - это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют по-иному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта. Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях - ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка. То есть взрослые как бы заманивают молодых: будьте хорошими, послушными мальчиками и девочкам; мы вас без особых проблем впустим в свой мир, но вы должны следовать нашим правилам.

 

 Но если не научиться доверять  собственным глазам, то невозможно  быть уверенным, что идешь по  правильной дороге. А взрослые  стараются сразу вывести детей  на свою дорогу, проложенную в  иное время и с учетом иных  ценностей и возможностей. Двигаться  вперед - да, но как, куда и зачем? Когда же можно во всем этом  разобраться? И что-то освоить, кроме  учебы. Конечно, подростковые трудности, столкновения, непонимания - необходимый  этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его  развития. Но они не должны  перекрыть кислород для самостоятельного  поиска, широкого общения, проб и  ошибок, откатов назад и познания  себя. Этот главный кризис жизни, к сожалению, не все успешно  преодолевают. Иногда черный след  сохраняется на всю оставшуюся  жизнь. Некоторые заболевают, погибают  или теряют веру в свои силы  и жизнь. И нередко именно окружающие  подростка люди усложняют и  запутывают реальные задачи молодого  человека. Задавая им исключительно  академические цели. Не давая  возможности молодым приобрести  практический опыт, осуществить  их проекты и мечты.

 Подростку  горько осознавать, что ему становится  страшно перед требованиями взрослого  мира, что это совсем не тот  мир, куда они так рвутся. Что, оказывается, они почти ничего  не умеют и не очень-то хотят  научиться, потому что не знают, как, а столкновение с одиночеством, непониманием словно окатывает  их тяжелой холодной волной. Взрослые  скорее оппоненты и не стремятся  к разумному сотрудничеству с  ними.

Подростку вдруг все становится трудно, энергия переполняет его, но это неуправляемая энергия, которая ищет выхода и применения. И если подросток не использует ее разумно (а это ему совсем не просто), то она обратится против него самого и приведет к драматичным блужданиям.

Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично - на появляющихся уже в период взросления.

 В результате интеллектуального  созревания у подростков возникает  особая форма самосознания - рефлексия. У некоторых потребность самоанализа  так велика, что они заводят  дневники, где подробно описывают  свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли, переживания.

 Повышенный интерес к самому  себе - необходимое условие развития  личности. Детей волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность.

 Подростки вдруг начинают  обостренно видеть свои и чужие  недостатки: критичность помогает  им лучше оценить свои собственные  способности и личностные качества  других людей и в результате  получить более полное представление  о человеческой природе. Опыт, который  получают подростки благодаря  самопознанию, закладывает основы  самовоспитания и определяет  вектор личностного становления.

 В этом же возрасте по-новому  звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде сверстников (что чаще проявляется с внешней  стороны, например через одежду, манеры поведения, принадлежность  к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток  хочет быть таким, чтобы с ним  считались взрослые, иметь свои  собственные идеалы и образцы, право на выбор. Он теперь по-новому  смотрит на окружающих его  взрослых.

 И довольно часто подростков  постигает разочарование. Большинство  взрослых по их понятиям, - слабаки, неинтересные люди. Беда, если их потребность в реальных уважаемых взрослых остается неудовлетворенной. Это место может надолго остаться не занятым.

 Громко заявляет о себе  и потребность в самовоспитании. У ребенка есть силы и энергия, чтобы воспитывать себя, опираясь  на свои собственные потребности, желания, на свой идеал. Воспитывать  должен сам себя каждый, и подростки  начинают это понимать. Именно  в подростковом возрасте человек  начинает работу по само изменению, потому что он во всем не  удовлетворен собой, он себе не  нравится, переживает внутреннюю  дисгармонию, связанную с взрослением  и необходимостью приспосабливаться  к обществу.

 Стать  лучше, сильнее, умнее, красивее хотят  все. Но способы, которые выбирают  подростки, довольно часто непродуманны, хаотичны. Большинство не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. Ощущение беспомощности создает напряженное, "взрывоопасное" внутреннее состояние.

Трудности словно кольцом окружают подростка, и это связано с необходимостью для него решать сразу множество задач: учебных (хотя учиться не хочется, но приходится тянуть эту лямку), семейных (не доводить отношения с родителями до "военных"), общения со сверстниками (обрести и не потерять друзей), саморазвития (побороть свой негативизм, раздражение, депрессию, преодолеть лень и множество других недостатков и в то же время найти в себе положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других, строить планы, мечтать, иметь надежду).

 Чтобы справиться с какой-либо  трудностью, человеку необходимо  выработать стратегию ее преодоления. Когда подросток переживает трудности  своего положения, это является  сигналом, что ранее усвоенные  и привычные формы поведения  уже не срабатывают. Решение проблем  требует формирования новых подходов. Очень помогает использование  творческих способностей, например  конструктивных догадок, импровизаций; человеку требуется дальнейшее  совершенствование и развитие  имеющихся способностей или открытие  в себе не известных ранее  возможностей личности.

 На основании тщательного  анализа биографий, наблюдений и  научных исследований немецкий  психолог Томе выделил особые  формы стратегий преодоления  трудностей и назвал их техниками  существования. Сюда относятся средства  и методы, которые используются  личностью для достижения желаемого  состояния. Речь идет не только  о осознанных процессах, но и о бессознательных механизмах, то есть обо всем, что оказалось пригодным и может быть использовано. Большинство людей решают свои повседневные проблемы или задачи развития, используя всего одну или несколько преобладающих техник существования.

  Томе различает следующие техники.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика возраста