Бронхиальная астма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2009 в 18:44, Не определен

Описание работы

дипломная работа

Файлы: 1 файл

ref-21797.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

  Ошибочная диагностика инфекционного поражения  у больного с аллергическим бронхитом нередко приводит к тому, что в течение нескольких лет болезни у ребенка диагностируется 6—8 и более таких пневмоний. Результатом такой диагностической ошибки является нерациональное массивное применение антибиотиков, злоупотребление физиотерапевтическими процедурами, в то время как для больного необходимо сочетание неспецифической десенсибилизирующей терапии с поисками и возможной элиминацией причинно-значимых аллергенов. При отсутствии своевременной диагностики БА у детей раннего возраста правильный диагноз ставится со значительным запозданием, в период типичных приступов экспираторного удушья, появляющихся в более старшем возрасте. Ошибочно установленные ранее пневмонии дают основание в таком случае трактовать бронхиальную астму как инфекционно-аллергическую. Таким образом, поздняя диагностика астматического бронхита ведет к гипердиагностике микробно-вирусных пневмоний, что и свою очередь является причиной гипердиагностики инфекционно-аллергической бронхиальной астмы в детском возрасте. Ошибочная трактовка формы бронхиальной астмы, в свою очередь, препятствует своевременному проведению комплекса профилактических и лечебных мероприятий.

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

  Терапевтические методы, используемые в лечении бронхиальной астмы, существенно отличаются в зависимости от фазы болезни. В остром периоде проводится синдромная терапия. В периоде ремиссии используются тренирующие этиотропные методы, основанные на имитации патогенной реакции на низком уровне интенсивности и, соответственно, стимуляции различных эндогенных механизмов защиты организма больного от этих повреждающих факторов (аллергены, факторы неантигенной природы).

  Целью лечения должно быть предоставление детям возможности вести нормальный образ жизни, включая занятия спортом и физические нагрузки. Необходимо достичь отсутствия существенных пропусков занятий в школе. Симптомы астмы должны отсутствовать как днем, так и ночью. Должна быть нормализована функция легких и достигнуто отсутствие значительных суточных колебаний показаний пикфлоуметрии. Потребность в приеме бета-агонистов должна быть снижена до незначительной, желательно менее одного раза в два-три дня, без возникновения обострении болезни. Необходимо избегать побочных эффектов терапии, особенно в отношении роста и развития. Невозможность достижения этих целей свидетельствует о необходимости смены терапии.

  Лечение астмы — не просто назначение ряда медикаментов, это целая стратегия. Это не только ситуации, когда обращение за помощью происходит по инициативе больного в период приступа, это регулярные консультации, инициированные врачом. Мы не должны предлагать пациентам заботиться о себе самостоятельно, а организовывать лечение в тесном взаимодействии с медицинскими работниками. Следует признать, что ежедневное лечение осуществляется пациентом и членами его семьи, а не врачом. Задачей врача является подготовка индивидуальных программ обучения и согласованного лечения для больного ребенка. Особенно важно в этом случае привлечение хорошо подготовленных медсестер и персонала отделений реабилитации. Нужно насколько возможно помочь детям и их родителям понять сущность заболевания, принципы его лечения и то, как реагировать на любые изменения в клиническом состоянии.

  Программа начинается сразу после постановки диагноза, основой ее является партнерство. Пациенты должны научиться пользоваться ингаляционными препаратами и пикфлоуметрами, понять различие между медикаментами для снятия симптомов и профилактическими средствами, знать признаки ухудшения состояния и какие изменения в лечении должны последовать при появлении этих признаков. Таким образом, стратегия совместного лечения состоит из четырех элементов:

  1) понимание заболевания;

  2) мониторирование симптомов, результатов  пикфлоуметрии и принимаемых препаратов;

  3) заранее разработанный план действий;

  4) письменные инструкции.

  В зарубежных странах (США, Англия и др.) признаны удобными дневники пациента, адаптированные для детского возраста. И все же, самое главное взаимодействие между пациентом, его семьей и медицинскими работниками, особенно если речь идет о психологических факторах, которые могут помешать эффективному контролю течения заболевания.

ПРИНЦИПЫ  АЛЛЕРГЕННОГО ЩАЖЕНИЯ

  Независимо  от периода заболевания необходимым  является соблюдение принципа аллергенного щажения, т.е. выполнение комплекса мероприятий, уменьшающих (исключающих) контакт ребенка с причинно-значимыми аллергенами и с веществами, потенциально обладающими высокой аллергизирующей способностью. Игнорирование этого принципа ухудшает прогноз заболевания и снижает эффективность любых лечебных мероприятий.

  Из  предыдущих разделов видно, что наиболее частыми формами бронхиальной астмы и респираторных аллергозов в целом, являются формы с ведущим иммунопатологическим компонентом, т.е. зависимые от разрешающего действия антигена. Наибольшее значение для детей с БА имеют аллергены неинфекционной природы, из которых ведущую роль играют «бытовые» аллергены.

  Элиминационные  мероприятия по группе бытовых аллергенов:

  — произвести максимальную разгрузку  комнаты (квартиры) от лишних вещей (ковры, лишняя мебель, шкуры животных и т.д.),

  — проводить влажную уборку пола и других гладких поверхностей ежедневно,

  — тщательно проветривать квартиру, в  том числе следить за свежестью  воздуха в ночное время,

  — не держать животных,

  — перьевую подушку заменить на ватную (желательно, чтобы матрац и одеяло также были ватными),

  — хранить книги только в застекленных шкафах,

  — не держать декоративные комнатные  цветы (в цветочных горшках создаются условия для размножения плесеней — грибковые аллергены),

  — если есть аквариум, то пользоваться только живым кормом,

  — ребенок не должен участвовать в уборке квартиры пылесосом и контактировать с веществами бытовой химии (аллергенное и ирритантное действие).

  Все перечисленные элиминационные мероприятия  должны быть проведены врачом общего профиля всем детям с установленным нозологическим диагнозом респираторной аллергии еще на доспециализированном этапе диагностики и лечения. Данные специального аллергообследования могут лишь дополнить указанный перечень рядом уточнений. Например, при положительном результате кожной пробы с аллергеном шерсти овцы, аллергологом будет дана рекомендация по сведению до минимума шерстяных вещей ребенка, замена их на синтетические и т.д.

  Использование гипоаллергенной диеты обязательно  у всех детей с респираторной аллергией. Неспецифическая (неиндивидуализированная) гипоаллергенная диета предусматривает исключение группы облигатных пищевых аллергенов, таких как: рыба, икра, крабы, креветки, крепкие мясные бульоны, яйца, мед, орехи, кофе, какао, шоколад, цитрусовые, гранат, ананас, дыня, земляника, клубника, малина, черная смородина, копчености, консервированные продукты, пряности.

  В случае если бронхиальная астма сочетается с пищевой аллергией, должна соблюдаться индивидуальная гипоаллергенная диета, которая сводится к исключению индивидуально непереносимых продуктов на фоне неспецифической гипоаллергенной диеты.

  Режим антигенного щажения детей с  аллергическими заболеваниями предусматривает медицинский отвод их от вакцинаций. Для детей с бронхиальной астмой вакцинация должна проводиться индивидуально. Не подлежат вакцинации дети, получающие специфическую гипосенсибилизацию. В дальнейшем вакцинация проводится по щадящим схемам.

  Провоцирующими  факторами нередко являются вещества неантигенной природы и острые респираторные  инфекции. Последнее позволяет рекомендовать Ограничение контактов ребенка, формирующего респираторный аллергоз (т.е. особенно в периоде раннего детства), с детскими коллективами, где высока вероятность повторных заражений острыми респираторными инфекциями.

  ПЕРВАЯ  ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ.

    Для оказания эффективной помощи врач должен на основании клинико-анамнестических данных составить представление об этиологии заболевания и данного приступа. Эта информация необходима для обеспечения мер по ограничению контакта больного ребенка с «виновными» аллергенами. При бытовой этиологии приступа проветривается помещение, из постели больного удаляются перовые и пуховые принадлежности. Если приступ является следствием пыльцевой аллергии, целесообразно закрыть окна, ограничив, таким образом, поступление пыльцевых аллергенов извне, увлажнить воздух помещения, в котором находится больной, способствуя этим осаждению пыльцевых зерен. Если приступ спровоцирован приемом непереносимого пищевого продукта, для уменьшения всасывания его из кишечника ставится очистительная клизма, внутрь даются обволакивающие и адсорбирующие средства (альмагель, холестирамин). Тактика медикаментозной терапии приступа определяется его патогенетической характеристикой.

  При приступе, протекающем с преобладанием  вазосекреторных нарушений, в связи с минимальной выраженностью бронхоспастического компонента использование бета-адреномиметиков нецелесообразно. Препаратом выбора при оказании первой помощи является — эуфиллин (теофиллин), который, не уступая бета-адреномиметикам по противоаллергической активности, имеет перед ними в данной ситуации ряд преимуществ. Он снижает давление в малом круге кровообращения, вызывает умеренный противоотечный эффект. 2,4% раствор эуфиллина разводится в 20—100 мл 5% глюкозы или физиологического раствора и вводится медленно струйно или капельно внутривенно. Разовая доза для детей до 4 лет — 6 мг/кг массы (0,25 мл 2,4% раствора), после 4 лет — 4—5 мг/кг массы (0,16—0,2 мл 2,4% раствора). Учитывая значительную вариабельность степени чувствительности к эуфиллину, приведенные дозы являются ориентировочными, на их основе под контролем лечебного и нежелательных эффектов подбирается индивидуальная доза препарата. Наиболее ранние из нежелательных эффектов эуфиллина — тахикардия и рвота. Если в течение 4 часов до обращения к врачу ребенок получал эуфиллин внутрь, доза вводимого внутривенно препарата уменьшается на 20%. В случае возобновления приступа менее, чем через 4 часа после введения внутривенно терапевтической дозы эуфиллина, препарат повторно не вводится. Детям раннего

возраста, у которых вазосекреторный вариант приступа протекает с выраженной дыхательной недостаточностью и, нередко, с тяжелым общим состоянием, показано введение преднизолона в дозе 2—3 мг/кг массы (1/2 дозы внутривенно струйно, 1/2 — внутримышечно), после чего ребенок госпитализируется.

  При выраженном отечном синдроме, проявляющемся  обилием мелких влажных хрипов, можно сочетать эуфиллинотерапию с однократным внутримышечным введением лазикса в дозе 2 мг/кг массы. Применение антигистаминов и препаратов кальция как средств неотложной помощи хотя и традиционно, но мало оправдано с позиций патогенеза приступа бронхиальной астмы и обычно малоэффективно. Антигистаминные препараты эффективны у больных с высокой чувствительностью HI-рецепторов. После ликвидации приступа показана бронхосанационная терапия (мокроторазжижающие препараты, теплые аэрозоли с солесодовым раствором, кашлевая гимнастика). Для профилактики рецидива удушья эуфиллин в виде порошков или микстуры назначается внутрь на несколько суток постприступного периода в дозе 12—15 мг/ кг массы, разделенной на 4 приема в сутки. Отмена препарата проводится постепенно, путем уменьшения количества приемов. Такая лечебная тактика правомочна как для амбулаторного, так и стационарного ведения больного.

ФАРМАКОТЕРАПИЯ  БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

  Фармакотерапия  бронхиальной астмы подробно обсуждается в современной медицинской литературе.

  Исходя  из концепции современного лечения  БА предлагается алгоритм ступенчатой терапии. Поэтому мы ограничиваем круг задач данного учебного пособия до разбора нескольких наиболее принципиальных в терапии вариантов, делая акценты на тактике догоспитального этапа врачебной помощи. Тем не менее, считаем необходимым напомнить некоторые исходные положения по использовании группы бронхоспазмолитических препаратов, как наиболее представительной и принципиальной.

  Центральной особенностью бронхоспазма является преобладание холинергических влияний над адренергическими. В клинической фармакологии существует три принципиальных пути восстановления соотношения адренергической системы ЦАМФ и холинергической — ЦГМФ. Использование М-холинолитиков у детей, больных бронхиальной астмой, лимитировано их неблагоприятным действием на экзокринные железы бронхиального дерева (сгущение секрета, подсушивание слизистой и пр.). Конкретные варианты сочетаний адреномиметиков и ингибиторов ФДЭ (эуфиллина) приводится ниже.

Информация о работе Бронхиальная астма