Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 11:16, реферат
Центральная предельная проблема теории вероятностей представляет собой проблему сходимости законов последовательности сумм независимых случайных величин.
Федеральное
агентство по образованию |
РЕФЕРАТ |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ |
Выполнил:
Студент группы РФ-07-7
Коняшкин Н. С.
Преподаватель:
Юницкий
С. А.
Москва, 2009
Введение.
Центральная предельная проблема теории вероятностей представляет собой проблему сходимости законов последовательности сумм независимых случайных величин.
В течение более двух столетий в теории вероятностей рассматривался частный случай предельной проблемы — классическая предельная проблема. Точная формулировка этого частного случая и его решение были получены во второй четверти текущего столетия. В то самое время, когда эта частная проблема получала свое решение, возникла гораздо более общая центральная предельная проблема. Эта проблема очень быстро была решена мощными методами характеристических функций, методами усечения и симметризации.
Развитие проблемы.
В классической предельной проблеме рассматриваются независимые слагаемые Хп с конечными первыми, а в случае нормальной сходимости — и вторыми моментами. Эти моменты используются для изменения начала отсчета и масштаба величин последовательных сумм
это делается для того, чтобы вероятность «не уходила в бесконечность». Такой выбор «нормирующих» констант объясняется исключительно историческими причинами; эти константы появились в результате прямого обобщения нормирующих констант в схеме Бернулли на более общий случай. Априори нет оснований надеяться, что эти константы сохранят свое значение и в общем случае. Другой выбор констант (независимо от существования и конечности первых двух моментов) может дать тот же самый результат. Таким образом, возникает проблема нахождения условий, при которых для нормированных сумм имеют место закон больших чисел и нормальная сходимость. Методы решения остаются те же, что и в классическом случае, однако выкладки усложняются. В этой постановке проблемы все еще сохраняется влияние первых двух предельных теорем в схеме Бернулли. В самом деле, только этим влиянием можно объяснить то, что мы ожидаем получить, и разыскиваем лишь те предельные законы, которые совпадают либо с вырожденными, либо с нормальными.
Новый подход П. Леви, свободный от этого влияния, привел к созданию центральной предельной проблемы. Он поставил и решил следующую проблему: найти семейство всех возможных предельных законов нормированных сумм независимых и одинаково распределенных случайных величин. Мы уже видели, что в тех случаях, когда случайных величины имеют конечный второй момент, предельный закон (с классическими нормирующими константами) нормален. Таким образом, П. Леви имел дело в первую очередь с новым случаем бесконечных вторых моментов и конечных или бесконечных первых моментов.
Естественно сразу возник вопрос о всех возможных предельных законах нормированных сумм независимых, но не обязательно одинаково распределенных случайных величин. Однако предельная теорема Пуассона пока еще остается в стороне, так как она связана с последовательностями сумм, а не с последовательностями нормированных частных сумм. Более того, ни при каких «естественных» ограничениях закон Пуассона не может быть предельным законом последовательности нормированных сумм. Этим и объясняется его изолированное положение. Но последовательности
являются частным случаем последовательностей (если
положить
Теперь
вырисовывается общее содержание центральной
предельной проблемы: найти предельные
законы последовательностей сумм независимых
слагаемых и найти условия сходимости
к заданным законам. Однако в такой общей
постановке проблема бессодержательна.
В самом деле, пусть Yn—
произвольные случайные величины; положим
Xn1 = Yn
и Хпк
= 0п. н. при k >
1 и каждом n. В этом случае рассматриваемая
последовательность законов превратится
в последовательность
Таким образом, необходимо наложить некоторые ограничения.
Рассмотрим те задачи, которые приводят
к этим «естественным» ограничениям.
Общим свойством этих задач является
то, что число слагаемых
Мы пришли, наконец, к следующей точной формулировке проблемы. Центральная предельная проблема:
Пусть является суммой равномерно бесконечно малых незави-
самых слагаемых Хпк и kn→∞.
Для упрощения записи будем придерживаться следующих обозначений:
(I) суммирование произведение
и максимум берутся по всем этим значениям k, переход к пределу обычно производится при n→∞, если не оговорено что-либо другое.
(II) Функцию распределения и характеристическую
функцию случайной величины Xnk
обозначим Fnk
и fnk ;
функцию распределения и характеристическую
функцию
обозначим Fn
и fn. Условие равномерной
бесконечной малости запишется так:
а условие независимости приводит
к равенству
Пусть
даны последовательности
функций равномерно бесконечно малых случайных величин.
Если рассматриваемые
характеристические функции имеют логарифмы
на
тогда на
(равномерно)
Проблема была решена после того, как Финетти ввел семейство «безгранично делимых» законов, а Колмогоров и П. Леви нашли явное представление этих законов, первый — в случае конечных вторых моментов, а второй — в общем случае. Проблема была решена с использованием этого семейства законов усилиями Колмогорова, П. Леви, Феллера, Бавли, Хинчина, Марцинкевича, Гнеденко и Деблина (1931—1938 гг.). Окончательные результаты получены в основном Гнеденко.
Случай ограниченных дисперсий.
В качестве введения в исследование общей проблемы изучим независимо от нее частный «случай ограниченных дисперсий», который представляет собой «естественное» обобщение классической проблемы нормальной сходимости. При этом вычисления будут намного легче, чем в общем случае, хотя метод решения по существу одинаков.
Рассмотрим суммы
Эта модель является частным случаем центральной предельной проблемы, поскольку при каждом ε > 0
а) Лемма сравнения.
При выполнении
условия (С) log fnk (и)
существует и конечен
для п ≥ пи
, где пи
достаточно велико;
для каждого фиксированного
и
Доказательство. Так как
Таким образом, для п > пи , где пи достаточно велико, поэтому log fnk (и) существует и конечен, а из разложения
вытекает
Лемма сравнения доказана. Положим
Так как
то мы имеем
или
В последней формуле Кп
есть неубывающая непрерывная слева на
R функция с
а подынтегральная функция
а'. При условии (С)
Введенные выше функции всегда будут обозначаться ψ и К с индексами или без индексов. Таким образом, если не оговорено противное, функция ψ определяется на R равенством
где К с точностью до постоянного множителя
является функцией распределения с
б) Каждая функция е ψ является хар. функцией с нулевым первым моментом и конечной дисперсией σ2 = Var К и представляет собой предельный закон при условии (С).
Доказательство. Подынтегральная функция
ограничена по х
и непрерывна по и
(или х) при каждом фиксированном
х (или и). Отсюда следует, что ψ
является непрерывной на R
функцией и равна
пределу сумм Римана — Стильтьеса
вида
при этом мы будем выбирать точки деления хпk ≠ 0. Каждое слагаемое является логарифмом некоторой характеристической функции (пуассоновского типа), поэтому их суммы и предел ψ (по теореме непрерывности) также представляют собой логарифмы характеристических функций. Из элементарных вычислений
вытекает второе утверждение. Далее, пусть Хпk , k = 1,…,n —
независимые случайные величины с одним и тем же логарифмом характеристической функции, равным ψ/n. Так как ψ/n соответствует функция К/п, то , причем Так как имеет при любом п характеристическую функцию е ψ и условия (С) выполнены, то тем самым доказано и последнее утверждение.
в) Лемма единственности.
ψ однозначно определяет (С), и наоборот.
Доказательство. Поскольку
то применима формула обращения, и К однозначно определяется по ψ через ψ ". Обратное утверждение очевидно.
Информация о работе Центральная предельная проблема теории вероятности