Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2010 в 10:00, Не определен
Много различных значений связано со словом “логика”. Логикой мы называем, во-первых, необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений («логика развития», «по логике вещей»); во-вторых, последовательность мыслей («логика рассуждения», «логика мышления») и, наконец, определенную систему знаний, занимающуюся законами достоверного выводного знания
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.История развития
логики…………………………………………………………..
2.Предмет логики……………………………………
3.Значение логики…………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература……………………………………………………
Введение:
Много
различных значений связано со словом
“логика”. Логикой мы называем, во-первых,
необходимую закономерность
во взаимосвязи объективных
явлений («логика развития», «по логике
вещей»); во-вторых, последовательность
мыслей («логика рассуждения», «логика
мышления») и, наконец, определенную
систему знаний, занимающуюся
законами достоверного
выводного знания.
Логика как дисциплина бывает диалектической,
математической, прикладной, символической,
традиционной, формальной и так далее.
Нас в дальнейшем будет интересовать только
формальная логика, изучающая формы
мышления, различного
содержания. Как есть проверенные схемы
электрических цепей, чертежи конструкций,
позволяющие правильно строить по ним
конкретные объекты, так существуют и
выверенные схемы мышления, по которым
можно получать правильное знание.
1.История развития логики.
Логика является одной из древнейших наук. Как система знаний, она уходит вглубь веков и обнаруживает свое существование в древнеиндийской и древнегреческой культуре. В европейской традиции основоположником формальной логики является древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Логические трактаты Аристотеля ("Категории", "Об истолковании", первая и вторая "Аналитики", "Топика" и "0 софистических опровержениях") были объединены его последователями под общим названием "Органон", которое можно перевести как "орудие" ("инструмент") познания.
В "Органоне" был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы, решаемые в ней. Прежде всего, это проблема построения теории правильных (дедуктивных) рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантировано получать истинные следствия. Аристотелем была создана исторически первая дедуктивная система – силлогистика. Эта логика была обогащена многовековой традицией, включающей и стоиков, и средневековых схоластов, и философов, и математиков нового времени, и поэтому её называют традиционной. Формальная логика стала затем основой современной математической логики, а также риторики, лингвистики, программирования.
Второй круг проблем – их обычно называют логико-семиотическими - связан с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. К их числу относятся проблемы выделения категорий языковых выражений в зависимости от типов их значений, а также, установления смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов.
К
третьей, логико-методологической группе
проблем относится выработка
правил осуществления таких
Чем же был вызван интерес к логической проблематике и какие потребности общества и человека обусловили возникновение логики в столь раннюю эпоху развития цивилизации? Ведь перед человечеством в то время стояло множество проблем более важных с практической точки зрения - проблем, связанных с освоением окружающего мира.
Эпоха античности характеризуется возникновением и интенсивным развитием наук – математики, физики, астрономии, медицины, психологии и других. Появилась потребность осмыслить, что представляет собой процесс познания и вообще умственная деятельность. При этом было понимание того, что сама познавательная деятельность не может стать успешной и эффективной без создания и осознанного применения ее инструментария. Поэтому-то и возникла необходимость ответить на вопросы, в каких формах действительность воспроизводится в мышлении, каковы условия получения истинного знания, как правильно осуществлять те или иные познавательные операции. Особенно остро подобные вопросы вставали в точных науках, например, в геометрии. Здесь особую значимость приобретают требования строгости определений и убедительности доказательств.
Логика как наука возникла в недрах древнегреческой философии, для которой характерна глубина и высокая степень разработанности философской проблематики. При исследовании феномена человеческого познания (а это одна из основных задач философии) перед философами встал вопрос о критериях правильности мыслительных процедур, то есть о том, какое мышление можно считать правильным. Кроме того, была осознана необходимость создания собственного философского "органона", место которого на долгое время как раз и заняла созданная Аристотелем логика. Правда сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин “логическое”. Сам же термин “логика” вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова “logos” (и “слово”, и “мысль”) он объединял и искусство мыслить – диалектику, и искусство рассуждать – риторику. Лишь с прогрессом научной мысли этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделилась в самостоятельные отрасли знания.
Роль логики в дискуссии, в процессе формирования убеждений велика. Она позволяет не только самому строить подлинно доказательную аргументацию, избегая при этом логических ошибок, но и находить ошибки, уловки и всякого рода софизмы в аргументациях оппонентов, отличать рациональное обоснование от апелляций к чувствам, верованиям и стереотипам.
За время, прошедшее с момента ее возникновения, логика обогатилась новыми разделами, например индуктивной логикой, основателями которой являются Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) и Джон Стюарт Милль (1806 – 1873); в ее рамках были построены многочисленные дедуктивные теории, для исследования логической проблематики разрабатывались новые методы.
Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и учёный Рене Декарт (1596 – 1650). В своём главном труде “Рассуждение о методе…”, основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции. Последователи Декарта из монастыря в Пор – Рояле А. Арно и П. Николь создали труд “Логика, или Искусство мыслить”. Он получил известность как “Логика Пор – Рояля” и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы далеко вышли за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий. Создание подобных “расширенных логик” стало характерным в XIX – XX вв.
Подлинную революцию в логике совершило применение алгебраических методов, аксиоматического метода, метода формализованных языков, исчислений и формальных семантик. Однако при всех новациях предмет логического анализа в основном остался прежним. Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой – математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646 – 1716). Тем самым он стал, по существу, зачинателем математической (символической) логики.
Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в. К этому времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальные проблемы ее обоснования. Английский учёный, математик и логик Дж. Буль (1815 – 1864) в своих работах применял математику к логике. Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление (“Булева алгебра”).
2.Предмет логики.
Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и, соответственно, символический язык обогащается, дополняется новыми знаками. Возникая на основе традиционной формальной логики, символическая логика, с одной стороны, уточняет, углубляет и обобщает прежние представления о логических законах и формах, особенно в теории выводов, а с другой – все более расширяет и обогащает логическую проблематику.
Для ответа на вопрос, что является предметом логики, сформулируем определение этой науки.
Логика – это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.
Чтобы
был понятен смысл данного
определения, необходимо разъяснить следующие
вопросы. Что представляет собой
процесс познания? Каковы его ступени
и в чем специфика
Познание – это процесс отражения действительности в человеческом сознании, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (интеллектуальную).
На
чувственной ступени мир
Рациональное познание обладает рядом характеристик отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир – мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным).
Основными формами, в которых фиксируются знания о мире в результате интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. Мы выделяем нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи суждений. Общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Логическая форма, или форма мышления, - это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мыслей существуют в неразрывном единстве. Нет “чистого”, лишенного формы содержания, нет “чистых”, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму.
Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
Логика же не ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как человек мыслит на самом деле, почему он мыслит так, а не иначе, каковы особенности мышления различных групп населения (социальных, возрастных, национальных и т.п.). Поэтому такие имеющие широкое хождение выражения, как "женская логика", "логика ребенка", "логика классовой борьбы", к проблематике логики как науки никакого отношения не имеют.
Задача логики состоит в том, чтобы ответить на другой вопрос: как мы должны мыслить, если хотим достичь цели познавательного процесса, т.е. получить адекватные знания об исследуемых объектах. Логика, таким образом, является наукой не о сущем, а о должном, наукой нормативной. Она вырабатывает нормы, критерии правильности осуществления интеллектуальных процедур, формируя тем самым некий канон, стандарт, идеал, следование которому является необходимым условием успешного осуществления научной и вообще любой рациональной деятельности.
Реальная
же практика мыслительных операций исследуется
в логике с точки зрения ее соответствия
или несоответствия законам и правилам
этой науки. Иначе говоря, логик стремится
не столько к тому, чтобы выяснить, как
рассуждает тот или иной человек, как он
образует понятия и пользуется ими, сколько
к тому, чтобы установить, правильно ли
он рассуждает, правильно ли он оперирует
с понятиями.