Жизненный и творческий путь Сергея Александровича Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2010 в 18:00, Не определен

Описание работы

жизненный путь одного из самых замечательных поэтов России

Файлы: 1 файл

Есенин С.А..doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

     1920г. – выходит сборник стихов «Москва кабацкая».

     19 сентября 1920г. – встреча с Галиной Бениславской.

     3 октября 1921г. – знакомство с Айседорой Дункан.

     1922г. – Есенин и Дункан сочетались браком.

    1922-1923гг. – Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

     1923г. – они разошлись.

    1924 – 1925гг. – Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник «Персидские мотивы», стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

     1925г.  – знакомство с Софьей Толстой.

    27 февраля 1925г. – Есенин пишет свое последнее стихотворение «До свиданья друг мой, до свиданья… ».

    28 февраля 1925г. - в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                   Зинаида Райх 

     Весной 1917 года в редакции одной из газет  он знакомится с секретарем-машинисткой  Зинаидой Николаевной Райх, своей  ровесницей. В истории советского театра она упоминается как актриса, однако на момент их знакомства такой актрисы не существовало - свою первую роль Райх сыграла лишь в 30 лет. Через три месяца после знакомства состоялось венчание - проездом, в Вологде. Сергей не жил с ней постоянно, хотя она и родила от него двоих детей - Татьяну (1918) и Константина (1920).

     В 1918 году Есенин опять вернулся в  Москву и после непродолжительной  дружбы с поэтами Пролеткульта примкнул к имажинистам. Вместе с Мариенгофом  они приобрели книжную лавочку  на Большой Никитской, а затем "Стойло Пегаса" на Тверской. Мариенгоф в "Романе без вранья" упомянул Зинаиду Райх: "Из Орла приехала жена Есенина - Зинаида Николаевна Райх. Привезла она с собой дочку: надо же было показать ее отцу. Танюшке тогда года еще не минуло. А из Пензы заявился наш закадычный друг Михаил Молабух... А вдобавок - Танюшка, как в старых писали книжках, "живая была живулечка, не сходила с живого стулечка"; с няниных колен - к Зинаиде Николаевне, от нее - к Молабуху, от того - ко мне. Только отцовского "живого стулечка" ни в какую она не признавала. И на хитрость пускались, и на лесть, и на подкуп, и на строгость - все попусту".

     А потом, как рассказывал Мариенгоф, Есенин попросил друга помочь ему  отправить Зинаиду обратно в  Орел. "... Не могу я с Зинаидой жить... Говорил ей - понимать не хочет... Не уйдет, и все... ни за что не уйдет... Вбила себе в голову: "Любишь ты меня, Сергун, это знаю и другого знать не хочу..." Скажи ты ей, Толя, что есть у меня другая женщина". Толя сказал, как велел Есенин, и Зинаида Райх с дочерью уехала в Орел. И еще рассказывал Мариенгоф о том, как "познакомился" Есенин с сыном, которого родила ему Зинаида Райх. "Забыл рассказать. Случайно на платформе ростовского вокзала я столкнулся с Зинаидой Николаевной Райх. Она ехала в Кисловодск. Зимой Зинаида Николаевна родила мальчика. У Есенина спросила по телефону: "Как назвать?" Есенин думал-думал, выбирая не литературное имя, и сказал: "Константином". После крещения спохватился: "Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут". Смотреть сына не поехал. Заметив на ростовской платформе меня, разговаривающим с Райх, Есенин описал полукруг на каблуках и, вскочив на рельсу, пошел в обратную сторону... Зинаида Николаевна попросила: "Скажите Сереже, что я еду с Костей. Он его не видал. Пусть зайдет взглянет. Если не хочет со мной встречаться, могу выйти из купе". Есенин все-таки зашел в купе глянуть на сына. Посмотрев на мальчика, сказал, что тот черненький, а Есенины черные не бывают". Позднее кто-то вспоминал еще, что З. Райх, уже живя с Мейерхольдом, требовала у Есенина деньги на обучение их дочери. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Галина Бениславская

 

     В жизни Сергея Есенина много неясного, кроме, пожалуй, его убийства и этой, хотя и сложной, но вместе с тем  искренней любви к нему Галины Бениславской...

     Холодным  декабрьским днем 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы Сергея Есенина стояла молодая женщина. Год назад в ленинградской гостинице "Англетер" оборвалась жизнь тридцатилетнего поэта. Женщина на похоронах не была. Сейчас она нервно курила папиросу за папиросой. Потом достала листок бумаги и быстро набросала несколько строк: "Самоубилась" здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу". Некоторое время она стояла неподвижно, затем достала пистолет.

     Выстрел услышали у сторожки. К месту происшествия, боязливо прячась за памятники и ограды, первым подоспел кладбищенский сторож. Смертельно раненная женщина в клетчатом кепи и тёмном поношенном пальто лежала на снегу и чуть слышно стонала. Сторож побежал к церкви поднимать тревогу. Скоро пришла милиция, приехала "скорая помощь". Умирающую повезли в Боткинскую больницу, но она уже не дышала. Тогда "скорая" развернулась и повезла тело покойной на Пироговку в анатомический театр. Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта.

     Галина  родилась после случайной связи молодого иностранца Артура Карьера и грузинки. Карьер после рождения девочки скрылся в неизвестном направлении, а её мать вследствие тяжёлого психического заболевания попала в больницу. Девочку удочерили тётка и её муж. Детство Галина провела в зажиточной семье в латвийском городе Резекне. Женскую гимназию окончила в Петербурге с золотой медалью.

     Впервые Бениславская увидела Есенина 19 сентября 1920 года на вечере в Политехническом  музее, на котором поэт читал стихи. Вот как она описала эту встречу:

     "...Вдруг  выходит тот самый мальчишка  (поэту было 24 года): короткая нараспашку  куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как  живые. Слегка откинув голову  и стан, начинает читать:

           "Плюйся, ветер,  охапками листьев.

           - Я такой же, как ты, хулиган".

     ...Что  случилось после его чтения, трудно  передать. Все вдруг повскакали  с мест и бросились к эстраде,  к нему. Ему не только кричали,  его молили: "Прочитай ещё что-нибудь!" И через несколько минут, подойдя  уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребячески прочитал ещё раз "Плюйся, ветер...".

     Опомнившись, я увидела, что тоже у самой  эстрады. Как я там очутилась, не знаю, не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня..."

     Вскоре  Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. 3 октября 1921 года, в день рождения Есенина, в мастерской художника Якулова собралась компания. После выступления в концерте к Якулову привезли известную американскую танцовщицу Дункан. 46-летняя Айседора, зная всего 20-30 русских слов, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэта и первая назвала его великим русским поэтом. Не раздумывая, она увезла Есенина к себе в особняк. В комнату Бениславской он не пришёл.

     После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин возвратился на родину, но жить со стареющей и ревнивой танцовщицей не стал. Из фешенебельного особняка поэт вновь пришёл в комнату Бениславской в многонаселённой коммунальной квартире.

     27 декабря 1925 года оборвалась жизнь Есенина. Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для неё потеряла смысл.

     Самоубийство  Галины Бениславской всех потрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начертали слова: "Верная Галя".

                                                  Стихотворение

                                     «Заметался пожар голубой…»  
 

                    Заметался пожар голубой,

                    Позабылись родимые дали.

                    В первый раз я запел про  любовь,

                    В первый раз отрекаюсь скандалить. 
 

                    Был я весь - как запущенный  сад,

                    Был на женщин и зелие падкий.

                    Разонравилось пить и плясать

                    И терять свою жизнь без  оглядки. 
 

                    Мне бы только смотреть на тебя,

                    Видеть глаз злато-карий омут,

                    И чтоб, прошлое не любя,

                    Ты уйти не смогла к другому. 
 

                    Поступь нежная, легкий стан,

                    Если б знала ты сердцем  упорным,

                    Как умеет любить хулиган,

                    Как умеет он быть покорным. 
 

                    Я б навеки забыл кабаки

                    И стихи бы писать забросил,

                    Только б тонко касаться руки

                    И волос твоих цветом в осень. 
 

                    Я б навеки пошел за тобой

                    Хоть в свои, хоть в чужие  дали...

                    В первый раз я запел про  любовь,

                    В первый раз отрекаюсь скандалить. 
 
 
 

                                               Анализ стихотворения

     «Заметался пожар голубой…» 

     В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим  названием "Москва кабацкая", включающий четыре раздела: стихи как вступление к "Москве кабацкой", собственно "Москва кабацкая", "Любовь хулигана" и  стихотворение как заключение.

     В цикл "Любовь хулигана" вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: "Заметался пожар голубой", "Ты такая ж простая, как все", "Пускай ты выпита другим", " Дорогая, сядем рядом", "Мне грустно  на тебя смотреть", "Ты прохладой меня не мучай", "Вечер черные брови насопил". Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы.

     Мотив "уходящего хулиганства", отречения  от скандалов, сожаление о том, что был он весь, "как запущенный сад", прозвучали в первом стихотворении цикла "Заметался пожар голубой".

     Здесь лирический герой недвусмысленно заявляет: "Разонравилось пить и плясать  И терять свою жизнь без оглядки". Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на любимую, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Для героя становится важным доказать любимой, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным". Ради любви он не только отрекается от прошлого, он готов забыть "родимые дали" и отказаться от поэтического призвания. Герой чувствует возможность обновления под воздействием любви, и в стихотворении это выражено сослагательным наклонением "мне бы только смотреть на тебя", " я б навеки забыл кабаки", " я б навеки пошел за тобой".

     Стремясь  полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет  олицетворение (заметался пожар). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (и волос твоих цветом в осень) и эпитеты (голубой пожар, легкий стан) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как запущенный сад). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Информация о работе Жизненный и творческий путь Сергея Александровича Есенина