Театр 18-19х веков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2010 в 19:19, Не определен

Описание работы

Тема «театр и литература 18-19 вв.» довольно актуальна в контексте истории социально-культурной деятельности, т.к. все мы являемся носителями культуры нашего народа. Если мы не будем знать историю своих предков, то мы перестанем существовать как нация

Файлы: 2 файла

Ready2n_Театр и литература 18-19.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

     Судьба  станционного смотрителя - типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством “сильных мира сего”, правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав свое слово о людях своего времени.

     Еще глубже, чем Пушкин эту тему раскрыл  Лермонтов. В его произведениях  мы видим, как мало нужно Максиму Максимычу, чтобы сделать его счастливым: разделить с ним скромный ужин и рассказать немного о себе. Максим Максимыч почти полностью лишен личностного самосознания, критического отношения к действительности, он принимает ее такой, какая она есть. Максим Максимыч - человек более близкий к народу и , как говорил Белинский, “понимает все человеческое”. Лермонтов в образе обаятельного простака офицера видел не верноподданного, а человека из народа, человека, способного в великому пробуждению. Духом и чистой, нетребовательной душой своей честной, русский солдат Максим Максимыч близок России.

     Тема  социального неравенства, тема нищеты, тема оскорбленного человеческого  достоинства, жгучая и благороднейшая тема русской литературы с неотразимой силой предстала в неоконченном романе Лермонтова “Княгиня Лиговская”. Здесь противопоставлены образ нищего чиновника Красинского и образ Печорина. Печоринскому пассивному восприятию мира Лермонтов стремился противопоставить героя, чуждого праздной суете светского общества, человека гневной души, бунтарского отрицания. Но его нищий чиновник мечтает о том самом счастье; от которого бежит Печорин. Роман “Княгиня Лиговская” начинается обращением к читателю с просьбой заметить день и час - декабря 21-го дня 4 часа пополудни, когда и произошло нечто, повлекшее за собой цепь различных событий. Гнедой рысак гвардейского офицера сбил с ног зазевавшегося бедного чиновника. Только и успел мелькнуть белый султан и развивающийся воротник шинели, оставив в душе чиновника уже на всю жизнь, ненависть к гнедым рысакам и белым султанам.

     Так впервые столкнулись судьбы Печорина и чиновника Красинского. В театральном  ресторане, случайно услышав рассказ Печорина о том, как его рысак намедни зашиб проходящего чиновника, Красинский обращается к своему обидчику с негодующим монологом: ”-Милостивый сударь! ...Вы едва меня сегодня не задавили, да, меня- который перед вами...и этим хвастаетесь, вам весело!” Здесь с откровенностью прорываются демократические симпатии поэта. Лермонтов, столкнув близкого ему Печорина, с демократическим героем, наделил последнего не только нравственной привлекательностью, но и ,не в пример Печорину отличной внешностью.

     И портрет петербургского чиновника, и примечательное описание двора  и лестницы огромного дома у Обухова моста, Лермонтов набрасывал уже в манере нарождающейся “натуральной школы”. В том же городе, в то же время и под тем же сумрачным небом бродил и гоголевский низенький человек с лысиной на лбу, в шинели рыжевато-мутного цвета со своими проникающими словами: “Я брат твой”.

     И уже в качестве приведения следующего примера, бывший нижайший чиновник в  виде приведения мелькает напоследок в виде приведения мелькает напоследок у того же Обухова моста, да и скрывается в ночной тишине и темноте. Лермонтов столкнул двух героев и показал, что ни один “маленький человек” не смогут выжить в противоположной им среде. Сколько наивной брезгливости в обращении княгини Лиговской к Красину, случайно попавшему в ее гостиную «Скажите: вы я думаю, ужасно замучены делами».

     И какой многозначительный ответ  человека, знакомого с нуждой: ”Ваш удел забавы, роскошь - а наш труд и заботы; оно так и следует, если бы не мы, кто бы стал трудиться”. Симпатии молодого Лермонтова были на стороне демократического героя. Он наделил нищего чиновника не только красотой, но и энергией возмущения,чувством собственного достоинства, дал ему цель благородную, способность возвысить человека.

     Но  в жалкой комнатенке героя лежит  всего лишь нелепое руководство, как стать богатым и счастливым. Затерявшись в толпе с какой завистью глядит Красинский на кареты подкатывающие к гордо освещенному подъезду баронессы: “Чем я хуже их? - думал он - эти лица...О я буду богат…”. Увидев князя Лиговского с княгиней, Красинский поспешил высунуться из толпы зевак и поклониться .

     Его не приметили, но бедный чиновник приписал это гордости и умышленному небрежению: “Хорошо - подумал он удаляясь - будет  и на нашей улицы праздник”. Образ  Красинского в “Княгине Лиговской” - одна из ранних попыток выйти за рамки бесплодного печоринского неприятия мира, поиск протеста в среде социально обложенных. Но тема нищего чиновника к деньгам к той самой среде, которая гнетет Печорина, Лермонтова и лермонтовских героев, и есть источник непреодолимого противоречия, того замкнутого круга, который восстановил Лермонтов в своем произведении. Герои Лермонтова его “маленькие люди” отличаются от всех предыдущих.

     Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “Петербургских повестях”10.

     Центральная в этом цикле повесть “Шинель”, “Петербургские повести”. Отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновный Петербург, Петербург - столица - основной и великосветский, огромный город - деловой, коммерческий и трудовой, и “всеобщая коммуникация” Петербурга - блистательный Невский проспект, на тротуаре которого все, что живет в Петербурге, оставляет следы свои: ”вымещает на нем могущество силы или могущество слабости”. И перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пестрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

 

Заключение

     На  основе проделанной работы можно  сделать вывод, что социализация театра и литературы 18-19 вв. имела  серьезное продолжение в виде переосмысления жизненного устоя простых русских людей.

     Романтизм в России, развивавшийся как культурное направление в начале 19 в., был  связан с подъёмом национального  самосознания и началом революционного движения декабристов. В русском Романтизме отчётливо проявились два направления.

     В творчестве В. А. Жуковского (1783 – 1852) обнаружилось мастерство передачи внутреннего мира человека, его непосредственных чувств, поэтизация народной старины и фольклора; ему присуща музыкальность стиха. Однако консервативный характер романтизма Жуковского сказался в односторонности его поэзии, ограниченной миром личных переживаний, в идеализации прошлого, в созерцательных, религиозно-меланхолических настроениях.

     Революционное направление проявилось в творчестве декабристов – К. Ф. Рылеева (1795 – 1826), А. И. Одоевского (1802 – 39), В. К. Кюхельбекера (1797 – 1846) и др., в раннем творчестве А. С. Пушкина (1799 – 1837). Произведения поэтов - декабристов, как и «южные» поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста против существующего общественного строя, духом утверждения свободы личности.

     Представителем революционно-романтической поэзии в 30-х гг. выступил М. Ю. Лермонтов (1814 – 41), у которого воплощение романтической темы было связано с утверждением свободолюбивой мятежной личности, противостоящей обществу. В эстетике прогрессивного Романтизма, в творчестве декабристов, Пушкина и Лермонтова постепенно совершался переход к реализму.

 

Список литературы

  1. Зезина  М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990.
  2. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ вв.: Учебн. М., 1995.
  3. История русской литературы 19 века том 1 (под редакцией Петрова.) Просвещение 1970.
  4. История русской литературы. (1800 - 1830-е г.г.) М. Просвещение 1989 г.
  5. Корнилов А.А. Музыка и изобразительное искусство России XIX века. М., 1993.
  6. Культура России 1861—1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
  7. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993.
  8. Музыкальная культура России в XVIII-XIX вв.. СПб., 1996.
  9. Очерки о русских писателях А. Горелов П. О. Издательства “Советский писатель”. 1984.
  10. Э. А. Полоцкая “Пути чеховских героев”. Москва “Просвещение” 1992.

Ready_Театр и литература 18-19.doc

— 340.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Театр 18-19х веков в России