Психология произведения "Джен Эйр"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2009 в 15:42, Не определен

Описание работы

Проблема психологизма в произведении "Джен Эйр"

Файлы: 1 файл

Проблема психологизма в Произведении Шарлоты Бронте джейн Эйр.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

                      Российско-Армянский (Славянский) университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по литературе на тему: Психологизм  в романе

 Шарлотты  Бронте «Джейн Эйр»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Выполнила: студентка 3 курса

                                                                            факультета журналистики 

                                                                            Маквецян Карина

                                                                            Руководитель: Карабегова  

                                                                            Елена Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ереван 2009г.

Содержание:

    Введение………………………………………………………………………………………3

     Часть 1 Эволюция психологизма в английской литературе XIX века…………………...4

         а) психологизм в готическом  романе (Метьюрин)…………………………………… 4-7

         б) психологизм в английском  романтизме и реализме………………………………  7-9

     Часть 2 Художественная система романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» и особенности психологизма…………………………………………………………………  9-17

     Заключение…………………………………………………………………………………  18

     Библиография………………………………………………………………………………  19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I Введение

     Роман очень интересен своим глубоким психологизмом: чувства героев, их  страдания, сознание безысходного противоречия между собственными страстями и их душевное одиночество. Неординарность  романа проявляется в том, что будучи женщиной автор повествует  о  женской судьбе, что дает возможность более глубоко и точно понять женскую психологию. 

       Психологизм возникает в связи  с появлением нового героя,  углубляясь в изображение его  внутреннего мира. В XVIII веке чувства героя почти не показаны, существует только вера в добрую и единую для всех, природу человека. Психологизм имеет преемственную связь с сентиментализмом, с течением «Бури и натиска» в нем, поэзии, а также с традициями английского «готического романа». Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в романтизме дальнейшее развитие. В сентиментализме уже наблюдаются не только чувства, но и разум человека, а также его взаимоотношение с природой. 

     Самое интересное развитие психологизма –  в романтизме, который сложился на рубеже XVIII – XIX вв. В области литературы и искусства романтизм дал наиболее значительные результаты, хотя и в этой области противоречия романтизма сказались со всей остротой. Романтики объявили беспощадную борьбу омертвевшим рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к правдивому выражению характера, к постижению богатства человеческих чувств. Ну а окончательно раскрывается внутренний мир героя в реализме.

     Изображение общественных противоречий в романтическом  искусстве обычно приобретало характер контрастного противопоставления личности героя с его миром сильных  чувств и идеальных порывов убогой и враждебной окружающей действительности. Отсюда вытекали характерные для романтизма мотивы трагического разлада с жизнью, иронии и горькой насмешки над несоответствием мечты и реальности, восхищение стихийной жизнью природы, в которой находят отзвук переживания героя, тяга к отдалённым странам и эпохам, к далёкому от современной цивилизации укладу жизни. Творческий метод романтиков характеризуется тяготением к изображению исключительных характеров и обстоятельств, к выражению субъективного мира человеческих чувств и фантазии, к идеалам, зачастую смутным и неясным. По определению В.Г. Белинского, сфера романтизма – вся та «почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею».¹ 

 

¹ Белинский В. Г., Русская народная поэзия, «Отечественные записки», т. XVIII, 1841 (общее понятие романтизма;), перепечатано в «Полном собр. соч. В. Г. Белинского», под ред. С. А. Венгерова т. VI, СПБ, 1903.

 

Часть 1 Эволюция психологизма в английской литературе XIX века

В романе Шарлоты Бронте «Джейн Эйр» присутствуют «ужасные» моменты, которые связывают его с готическим романом.

а) психологизм в готическом романе (Мэтьюрин)

«Готический», или «черный», роман возник в Англии и Франции в конце XVIII века. В  литературоведении жанр «готического» романа определяется как romance — вместо привычного novel, что обозначает, прежде всего, психологически-бытовой роман — термин, восходящий к рыцарскому роману. Особенно заметно это в исторических романах, что были необыкновенно популярны в начале XIX века.

Зародился «готический» роман в Англии в  связи с кризисом романа просветительского. Это время научной революции  и аграрно-промышленного переворота, когда излишняя рационалистичность и прагматизм мышления побуждали  к поискам «противоядия». Так возникла мода на различные фантасмагории, фантазии, чудеса и ужасы. И, как это часто бывает, новое оказалось хорошо забытым старым — особенный интерес возбуждали кельтские и скандинавские древности, что явилось своего рода протестом против наскучившей классической мифологии.

Исследователи английского предромантического искусства  обнаружили среди его деятелей в  эту пору своеобразную эпидемическую  болезнь: тяготение к картинам разрушения, распада, смерти, любовь к прогулкам  по кладбищам, к ночным лунным пейзажам, к «меланхолии» вообще. В подобные увлечения рождают жанр кладбищенской элегии, унылых философствований литературе на тему о преходящих земных благах, об одиночестве, о дикой природе; в прозе — способствуют становлению «готического» романа, где в поэтизированном или устрашающем виде представляются развалины средневековых твердынь, гулкие своды старинных монастырей, еще более тревожащие воображение, когда лунные лучи проникают внутрь их пустых помещений сквозь многоцветные стекла витражей, подземелья со склепами, где царствует смерть и безмолвие.

«Готический»  роман был «ориентирован» на достаточно образованного читателя и, рассказывая  о несовершенствах и варварстве давних времен, не вызывал ассоциаций с современностью и, следовательно, укреплял веру человека в самого себя, в возможность преодоления препятствий, развивал лучшие качества характера, провозглашал принципы чести и любви, выступал против насилия и убийства.

Н.А. Соловьева, специалист по английскому предромантизму, указывает, что именно в «готическом» романе осуществляется драматизация жанра романа следующими средствами: введение мотивов тайны, загадочного происхождения, странностей поведения, определяющих развитие сюжета; обрисовка руин старинных замков и монастырей, сама обстановка которых способствует нагнетанию страшных загадочных обстоятельств, наводящих читателя на след, а чаще всего уводящих от разгадки истинного смысла событий; проникновение в глубины разорванного сознания, воссоздание незнакомых, необычных национальных типов, позволяющих легче подтвердить или опровергнуть возможность интерпретации тех или иных обстоятельств; представление точки зрения отстраненного автора.

«Готический»  роман существовал в трех формах — роман ужасов, сентиментальный  и исторический. Хотя вряд ли можно  говорить о «чистоте» жанра того или иного произведения.

Готический  роман отличают следующие черты:

1. Сюжет  строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного  происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. 
Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. 
Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале.

2. Повествование  окутано атмосферой страха и  ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.

3. Мрачная  и зловещая сцена действия  поддерживает общую атмосферу  таинственности и страха. Большинство  готических романов имеют местом  действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами – соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.

4. В  ранних готических романах центральный  персонаж – девушка. Она красива,  мила, добродетельна, скромна и  в финале вознаграждается супружеским  счастьем, положением в обществе  и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.

5. Сама  природа сюжета требует присутствия  злодея. По мере развития готического  жанра злодей вытеснял героиню  (всегда бывшую не столько личностью,  сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

Все эти  черты были известны прозе и драматургии  и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько  отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет  хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.

Готические  сказания - как английские, так и  немецкие – стали появляться во множестве и не отличались оригинальностью. Многие из них были всего лишь забавны  на зрелый вкус, и знаменитая сатира мисс Остин 
«Аббатство Нортенгер», несомненно, не была незаслуженным упреком школе, которая приближалась к границе абсурда. Да и сама школа иссякла, но, прежде чем это случилось, свое слово сказал ее последний и великий представитель 
Чарльз Роберт Мэтьюрин (1782 - 1824), безвестный и эксцентричный ирландский священник. Из всего его обильного и разнообразного наследия, включающего одно путаное подражание Радклифф под названием "Фатальная месть, или 
Семейство Монторио" (1807), можно выделить шедевр литературы ужаса "Мельмот- скиталец" (1820), в котором готическое повествование подняло на такую высоту сверхъестественный ужас, какой до тех пор не знало. Но в отдельных местах этой бесконечной путаницы слышен пульс той силы, которая еще никогда не проявлялась как неотъемлемая суть человеческой природы.

 «Мельмот» является огромным шагом в эволюции литературы ужаса. Страх исторгнут из обыденности и вознесен на ужасное облако, нависшее над самой судьбой человечества. Плоды творчества Мэтьюрина, даже один из этих плодов того сорта, что доказывает - если миссис Радклифф и Льюис достойные объекты для пародирования, то трудно отыскать фальшивую ноту в горячечном действии и очень напряженной атмосфере произведения ирландца, которого великолепно оснастили для выполнения поставленных задач довольно простые чувства и наследственные черты кельтского мистицизма. Вне всяких сомнений, Мэтьюрин настоящий гений, и именно таким его воспринял Бальзак, который ставил 
Мельмота рядом с Дон Жуаном Мольера, Фаустом Гете и Манфредом Байрона в качестве высших аллегорических персонажей в европейской литературе его времени. Титаны Скотт, Россетти, Теккерей и Бодлер тоже отдали Мэтьюрину дань наивысшего восхищения, и также весьма показателен тот факт, что Оскар 
Уайльд, отбыв заключение и покинув Англию, свои последние дни в Париже провел под именем Себастьяна Мельмота. Трудно не увидеть разницы между этим отлично смодулированным, располагающим к размышлениям и искусно сотворенным ужасом и, используя фразу профессора Сейнтсбери, - "искусным, но довольно скучным рационализмом миссис Радклифф и, как правило, ребяческой экстравагантностью, плохим вкусом и иногда небрежным стилем Льюиса"
¹. Стиль 
Мэтьюрина сам по себе заслуживает особой похвалы за свою якобы безыскусную, но яркую простоту и живость, ставящие его выше помпезной вычурности, которой грешат предшественники. Профессор Эдит Биркхед в своей истории готического романа справедливо отмечает, что, "несмотря на все погрешности, 
Мэтьюрин был самым великим так же, как и самым последним создателем готического романа". "Мельмота" много читали, делались драматические версии романа, однако его заключительная роль в истории готического романа лишила его популярности.

Информация о работе Психология произведения "Джен Эйр"