Принципы щедринского психологизма, и их воплощение в романе «Господа Головлевы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Щедрин был не только великим социологом, но и глубоким психологом. Его творческий метод близок к реалистическому методу крупнейших русских писателей 60-80-х годов, несмотря на все отличие от них. Очень интересно сопоставить его, например, с Достоевским, писателем, который на первый взгляд кажется антиподом Щедрина.
Одним из первых попытался это сделать Гончаров. В статье «Лучше поздно, чем никогда», говоря о творческой манере своих великих современников - А.Н. Островского, Л.Н. Толстого и других, — Гончаров выделяет как особо «своеобразные таланты» Достоевского и Щедрина, ищущих «правду жизни», — «один в глубокой, никому, кроме его, недостигаемой пучине людских зол, другой в мутном потоке мелькающих перед ним безобразий».

Файлы: 1 файл

контрольная Щедрин.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Иудушка - художественное открытие, принадлежащее Салтыкову-Щедрину. Это - и не вариация пушкинского скупца - сложнейшего психологического типа, - и не вариация Тартюфа. Гоголевские персонажи (Иван Иванович, Манилов, Кифа Мокиевич) - лишь гениальный намек на тип празднослова.

В щедринском образе Порфирия Головлева явственны трагические  элементы. Финал Иудушки разработан сатириком во внутренней полемике с Гончаровым. Последний полагал, что Иудушка сам на себя руки не поднимет, "не удавится никогда", он будет "делаться все хуже и хуже, и умрет на навозной куче, как выброшенная старая калоша" (письмо к М. Е. Салтыкову Щедрину от 30 декабря 1876 г.). Вначале у сатирика складывался своего рода гончаровский вариант жизненного конца Иудушки. Автор намеревался завершить роман-хронику главой "У пристани". Порфирий Головлев женится на Нисочке - дочери изворотливой и хищной помещицы, и находит свою унылую жизненную "пристань" (подобно тому, как Обломов закончил свое существование в домике Пшеницыной).

Салтыков-Щедрин отказался  от этого "логического" варианта. Порфирий Головлев приходит к мысли  о самоубийстве. Он осознает ужас своего положения. На последних страницах хроники исчезает пустословие. В мокрую мартовскую метель Порфирий ринулся на могилу матери, чтобы там "застыть в воплях смертельной агонии". "Трудно сказать, - пишет автор, - насколько он сам сознавал свое решение".

С редким художественным тактом и чуткостью Салтыков-Щедрин намеренно не нарисовал самого акта гибели. Читателю и без того становится ясной трагичность расплаты Порфирия Головлева с жизнью.

Писатель-психолог показал  пробуждение человеческого в  своем выморочном герое. В просветительских концепциях сатирика подчеркивалась активная роль в жизни нравственного суда Проснувшаяся совесть осветила Порфирию Головлеву мрачное прошлое и дала остро почувствовать безысходность настоящего, свою обреченность. Салтыковский трагизм усиливал обличение социального порядка, низводившего человеческую личность до положения Иудушки. Образ Иудушки в основном и главном создан методом углубленного психологического анализа и речевой характеристики. Салтыков-Щедрин расширил наши представления о сатире, ее объекте, границах, системе, утвердив принципы и формы социально-психологической сатиры.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Горячкина М.С. «Сатира Салтыкова-Щедрина». Издательство: «Просвещение», Москва, 1965 г.

 

  1. Макашин С.А. «Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное». Издательство: «Классическая библиотека «Современника», Москва, 1976 г., 624 стр.

 

  1. Покусаев Е.И. «Революционная сатира Салтыкова-Щедрина». Гос. Издательство художественной литературы, Москва - 1963 г.

 

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в двадцати томах. Издательство «Художественная литература», Москва, 1956 г.

 

  1. Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1981 г.

 


Информация о работе Принципы щедринского психологизма, и их воплощение в романе «Господа Головлевы»