Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:08, контрольная работа
В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно. В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания литературоведения, следует назвать С.А.Есенина.
Интерес читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами. С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу.
Введение…………………………………………………………………………..3
Народно - поэтическая основа в поэзии С. Есенина…………………………...4
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………..20
Действительно, представим себе неискушенного читателя, встречающегося со строчкой: "Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать". Читатель будет немало озадачен такой загадкой (месяц жует сено!). Есенин в данном случае исходит из народного сравнения месяца с конем. Но образ как бы отделился от источника, чрезмерно осложнился, получилась некоторая нарочитость в использовании народного творчества, которую можно объяснить близостью Есенина в это время к имажинистам.
К подлинно народной образности примешивается имажинистское "образотворчество", всегда расчитанное на то, чтобы поразить читателя своей неожиданностью. В поэзии Есенина первых лет революции имажинизм иногда приводил к тому, что народность источника подавлялась вычурностью поэтической структуры, поскольку образ становился самоцелью. Так, например, метафора "Над тучами, как корова, Хвост задрала заря" действительно ошеломляла. Гораздо ярче и выпуклее было такое сравнение, очищенное от имажинистских влияний: "Заря над полем - как красный тын". Но ни прямые заимствования из русского фольклора, ни осложненные переработки народной образной системы в духе имажинистского "образотворчества" не дают истинной картины связи ранней поэзии Есенина с народным творчеством. Это были лишь первые опыты освоения фольклорных богатств. Более глубокими нитями связаны с народно-поэтическими традициями произведения Есенина 20-х годов, в которых с особой полнотой и силой раскрывается его поэтический облик. В связи с этим Есенин отказывается от поверхностной стилизации, творчески осмысляет художественные богатства фольклора, придает им своеобразный поэтический характер.
Как поэт-лирик, Есенин особенно близок своей поэтической системой к тем элементам устного поэтического творчества, которые связаны с лирической поэзией. И здесь главным образом следует говорить о том принципе психологического параллелизма, который пронизывает все русское народное творчество и встречается еще в таком древнейшем памятнике, как "Слово о полку Игореве". Характерной особенностью русского фольклора является то, что в нем почти не встречаются самостоятельные описания природы, она соотнесена с мыслями и чувствами человека, разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина. Положив в основу своей поэтики психологический параллелизм, Есенин творчески развил этот принцип, придал ему собственную окраску. Есенин постоянно обращается к русской природе в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем, и будущем. Нередко в стихах Есенина природа настолько сливается с человеком, что как бы оказывается выражением каких-то человеческих чувств, а человек, в свою очередь, предстает как частица природы:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над
прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь.
Оттого, что тот старый клен
Через семь лет Есенин возвращается к образу
клена. Но теперь поэтом владеет не радость,
а горькое чувство утраченной молодости,
ощущение увядания. Яркий летний пейзаж
сменяется картиной ледяной зимы
("Клен ты мой опавший, клен заледенелый...").
Как видим, и здесь "пейзаж" дан не
сам по себе, он целиком соответствует
внутреннему настроению поэта. Клен как
бы живет теми же чувствами, что и автор.
Пейзаж у Есенина это не просто иллюстрация
чувств, которые им владеют. Природа для
поэта - это тот друг, чье настроение совпадает
с его собственным. Так, например, прошлое,
настоящее, грустные думы о будущем - все
это сливается в единую картину осени
("Отговорила роща золотая...") "На
душе лимонный свет заката И сирени шелест
голубой", - писал Есенин в минуту тихого
успокоения. "Языком залижет непогода
Прожитой мой путь", - говорил он в час
горьких раздумий. Выражение глубоких
человеческих чувств через картины природы
- самая характерная особенность есенинской
лирики. И даже тогда, когда поэт, живя
в каменном городе, непосредственно не
наблюдает природу, не видит родного пейзажа,
все же именно картины природы целиком
выражают его внутреннее состояние: ("Низкий
дом с голубыми ставнями"). И когда поэт
жил за рубежом, где ничто вокруг не напоминало
привычного и родного, он оставался самим
собой, на всю жизнь влюбленным в русскую
природу. Вот, например, что писал он, живя
в шумном и веселом Париже:
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский
дом.
Однако картины русской природы далеко не всегда окрашены у Есенина в унылые тона. В его поэзии родной край предстает расцвеченным в яркие и разнообразные краски. Он видит "синь и полымя", "полей малиновую ширь", "алый свет зари", "зелень озер", "синий вечер", "золото травы", "голубеющую воду", на деревьях "огонь зеленый", "синий май", "июнь голубой", "черемуховую вьюгу" весной, "багряную метель" осенью и т.д. Изображение собственных переживаний через картины родной природы естественно приводило поэта к тому, что мы называем очеловечиванием природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но издесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической особенности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы (вьюга злится, ветер гуляет, солнце улыбается и т.п.), то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приема: "Отговорила роща золотая Березовым веселым языком", "Спит черемуха в белой накидке", она "машет рукавом", "где-то на поляне клен танцует пьяный". Природа способна поступать, как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится:
Там теперь такая ж осень...
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят
Особенно часто возвращается
поэт к образу, который олицетворяет собой
русскую природу - образу березы. В народном
творчестве часто встречаются
условно-символическое обозначение деревьев:
дуб - долголетие, сосенка -
прямота, осина - горе, береза - девичья
чистота и т.п. Есенин углубляет этот принцип.
у него береза - "девушка", "невеста",
она олицетворение всего чистого и красивого.
Поэт говорит о ней, как можно говорить
только о человеке, наделяет ее конкретными
человеческими приметами:
"Зеленокосая, в юбченке
белой стоит береза над прудом".
В некоторых стихах Есенина мы встречаемся даже с фактами "биографии", с "переживаниями" березы:
Зеленая прическа
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку. В этом одна из сильнейших сторон лирики Есенина - он влюбляет человека в природу.
Заключение
С.Есенин - представитель нового поколения крестьянской поэзии. Она в свою очередь - исключительно самобытное и сложное явление в отечественной литературе. Возникла как одна из форм сближения устно-поэтической традиции с письменной. Наследуемые новокрестьянскими авторами поэтические традиции многообразнее, хотя грани, разделяющие их со своими предшественниками, не были особенно резкими. Как и прежде, они писали не столько о своей личной судьбе, сколько о судьбе крестьянства в целом, о национально-исторической и национально-эстетической основе русской жизни. Поэты из народы создали в начале ХХ века высокохудожественную лирику. Общечеловеческое в их стихах и песнях непременно преломлялось сквозь специфически крестьянское. Своеобразные отношения установились у новокрестьянских художников с большой литературой. В отличие от суриковцев они уже не называли себя самоучками, наоборот, их поэтическая мысль и архитекторика стиха оказались на уровне самых высоких достижений русской поэзии ХХ века.
С. Есенин - это стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Неслучайно сильная сторона его первого сборника стихов "Радуница" как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно в зримых пейзажных образах.
Список литературы
1. Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника - Ч.1.- М., 1969.
2. Журавлев В. Лирический роман Есенина. – М., 1995.
3. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. - Л.: Наука, 1969.
4. Прокушев Ю.Л. Есенин, какой он был. - М.: Просвещение, 1973.
5. Эткинд Е. В мире есенинской образности. – М., 1994.
Информация о работе Народно - поэтическая основа в поэзии С. Есенина