Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 20:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение деятельности Н.И. Новикова в «московский период».
В соответствии с обозначенной целью в работе решался ряд задач:
- рассмотреть основы издательской деятельности Н.И. Новикова в «московское десятилетие»;
- рассмотреть основные журналы, издаваемые Н.И. Новиковым и их направленность;
- рассмотреть взаимоотношения между Екатериной II и Н.И. Новиковым на почве профессиональной деятельности последнего.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Начало просветительской деятельности Н.И. Новикова……………………5
2 Журналы, издаваемые Новиковым в «московский период»………………..9
3 Новиков и Екатерина II……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………19
Библиографический список……………………………………………………20
В «Московском издании» печатались А.М. Кутузов, И.П. Тургенев а также студенты Московского университета, которые выступали в роли переводчиков литературных материалов.
С 1782 по 1786 год Новиков выпускает журнал «Городская и деревенская библиотека или Забавы и удовольствие разума и сердца в праздное время, содержащая в себе как истории и повести нравоучительные и забавные, так и приключения веселые, печальные, смешные и удивительные»16. Журнал был рассчитан не только на городского обывателя, но и на деревенскую публику. Новиков считал важной задачей заинтересовать в чтении русскую провинцию - помещиков, уездных грамотеев. На страницах этого издания можно было найти в основном беллетристику, почти целиком переводную.
Одновременно с «Городской и деревенской библиотекой» в 1782 выходил ежемесячный журнал «Вечерняя заря». Этот журнал имел сильно выраженный религиозно-мистический характер и заключал в себе «лучшие места из древних и новейших писателей, открывающие человеку путь к познанию бога, самого себя и своих должностей»17. «Вечерняя заря» была масонским, мистическим журналом, далеким от политики и от общественной жизни. Сотрудники ее – слушатели Шварца, студенты Московского университета М. Антоновский, Л. Максимович, Л. Давыдовский, А. Лабзин и другие – переводили статьи религиозного содержания из иностранных журналов и печатали свои нравоучительные стихи»18.
До 1785 года
никто не задумывался о
Следующее издание, выпускавшееся под руководством Новикова в типографии Московского университета, - журнал «Покоящийся трудолюбец». Он издавался не помесячно, а частями, причем две части вышли в 1784 г. и две – в 1785-м. Журнал этот называл себя продолжением «Вечерней зари», но по сравнению с ней был гораздо меньше связан с мистикой и отличался литературным оформлением. Участвовали в нем студенты Московского университета: Антон и Михаил Антонские, Подшивалов, Сохацкий, Благодаров, Голубовский и другие. В каждом выпуске журнала за статьями религиозно-моралистического характера, молитв в стихах и рассуждений на тему следовал развлекательный материал – небольшие повести, анекдоты, загадки, эпиграммы, статейки для детей.
3 Новиков и Екатерина II
Самостоятельность московских масонов, их общественная и просветительская деятельность вызывали тревогу у Екатерины II, видевшей в деятельности Н.И. Новикова и его товарищей "отрицательное отношение к определенным, установленным государством, отношениям церкви и общества"19. Признание России на Вильгельмсбадском конвенте особой "масонской провинцией", расширение деятельности ордена и его связи с иностранными политиками, попытки вовлечения в общество Павла I послужили толчком для начала преследования идеологов русского масонства.
Свое отношение к "вольным каменщикам" Екатерина II выразила еще в своих комедиях "Обманщик", "Обольщенный", "Шаман Сибирский", в них она высмеивала обряды, крайний мистицизм и нелепость масонской тайны. Она возмущалась таинственностью, преследующей "вредные цели", которые часто вызывали суеверный страх у обывателей, и даже филантропическая деятельность масонов вызывала недоверие императрицы: "Они в намерении имеют потаенно заводить благотворительные разные заведения, как-то: школы, больницы и тому подобное, и для того стараются привлекать к себе людей богатых… Дела такого роду на что производить сокровенно, когда благим узаконением открыты всевозможные у нас к таким установлениям удобства?"20.
В свете происходящего правительство уделяло особенное внимание издательской деятельности. Императрица Екатерина II создала специальную комиссию, которая начала в Москве проверку "странных" книг, "наполненных колобродством, нелепыми умствованиями и новым расколом, для обмана и уловления невежд", вышедших из типографий Н.И. Новикова. Архиепископ Платон посчитал вредными лишь издания французских философов, а не масонские сочинения, которые он "не понимает и потому не может судить о них", а о самом издателе отзывался как об истинном христианине "Как перед престолом Божиим, так и перед престолом твоим, всемилостивейшая государыня императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе; что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане такие, как Новиков"21.
По мнению биографов Н.И. Новикова, он был "самостоятельным общественным деятелем, и вот этого-то Екатерина не хотела и не могла простить ему. Новиков делал широкое и важное общественное дело независимо от официального направления, без прямой связи с деятельностью тогдашнего правительства, и этого было достаточно, по условиям времени, чтобы вызвать против него гонения. Только этой общей причиной и можно объяснить осуждение Новикова: он был главою общественного движения". Борьба с масонством усилилась, когда "вольные каменщики" активно проявились в общественной жизни и стали силой в глазах общества: под покровительством новиковского кружка строились школы, аптеки, больницы.
1 августа 1792 года Н.И. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе о масонах – "явных и вредных государственных преступниках" – говорилось о тайных сборищах, которые "имели храмы, престолы, жертвенники; ужасные совершались там клятвы с целованием креста и Евангелия, в повиновении Ордену злато-розового креста, тайны которого они были обязаны хранить"22. В вину масонам ставилось подчинение герцогу Брауншвейгскому и переписка с принцем Гессенкассельским и с прусским министром Вельнером "во время недоброходства Пруссии к России", сношениях с великим князем Павлом Петровичем. Несмотря на запреты, в тайной типографии "братья" "издавали печатные у себя, непозволенные, развращенные и противные закону православному книги"23. Деятельность братства в России была запрещена.
Товарищи-масоны Новикова Тургенев, Лопухин, князь Трубецкой были также привечены к делу как соучастники, но, в отличие от самого Новикова, их наказание было относительно легким. Им было приказано жить исключительно в своих деревнях. Таким образом, видно, что подобная постановка приговора свидетельствует о «точечной его цели» покончить именно с Новиковым и его просветительской издательской деятельностью, а масонские связи издателя не имели для правительства какого-либо существенного значения.
Екатерина Великая ценила вклад Новикова в просвещение XVIII века. Опасение перед нешуточным влиянием этого человека, даже не думавшем об оппозиции государственной власти, возможно, и послужило той строгости наказания, которому подвергли Н.И. Новикова, в отличие от других масонов, находившихся под следствием.
Заключение
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сформулировать следующие выводы.
Последняя треть XVIII века представляет собой уникальный период в истории русской журналистики и развития общественной мысли. Активная публицистическая деятельность как явление впервые возникло в зарождающейся русской журналистике с подачи императрицы Екатерины II. При этом Екатерина не предполагала, что критика ее творений окажется острой и злободневной. Основным оппонентом Екатерины II в этой полемике оказался Николай Иванович Новиков. Именно его выпады задевали императрицу особенно остро. Роль Новикова в истории русской просветительской мысли, однако, не ограничивается исключительно публицистическими выступлениями. Он поставил перед собой задачу изменить саму среду. Обратившись к книгоиздательству, он в разы увеличил тиражи вверенной ему типографии Московского университета и фактически создал систему распространения книжной продукции в самые отдалённые уголки Российской империи, внедрив таким образом культуру чтения в быт высшей прослойки общества.
В целом можно сказать, что Николай Иванович Новиков оставил свой неповторимый след в русской истории как один из первых профессиональных отечественных издателей. Его издательская деятельность существенным образом повлияла на развитие не только отечественной журналистики, а также книгопечатания в России, но и на общественную и философскую мысль.
Журналы, издаваемые Новиковым, выдвигали на первый план любовь к родине, идеи гуманизма и просветительства. Новиков был первым издателем, который публиковал в отечественной прессе произведения зарубежных авторов. Важной заслугой великого издателя является распространение книг в провинции.
Таким образом, можно сказать, что вся профессиональная деятельность Н.И. Новикова была ознаменована борьбой со злом, источниками которого, по мнению самого просветителя, была безнравственность и отсутствие прочных моральных устоев и убеждений. Для этих целей просветитель использовал журналистику, наделив ее эстетическими, критическими, историческими чертами. Главным и единственным делом жизни Н.И. Новикова являлась борьба со злом и нравственное самосовершенствование.
Библиографический список
1 Илизаров С.С. Новиков Николай Иванович. Сборник Творцы техники и градостроители Москвы (до начала XX века). – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002 – С. 208-211.
2 Там же.
3 Илизаров С.С. Новиков Николай Иванович. Сборник Творцы техники и градостроители Москвы (до начала XX века). – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002 – С. 208-211.
4 Майков Л.Н. Несколько данных для истории русской журналистики. – М.: Книга по требованию, 2013 – 12 с.
5 Есин Б.И. История русской журналистики. – М.: Наука, 2009 – С. 162.
6 Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Эксмо, 2009 – С. 210
7 Щербатова И.Ф. Новиков Николай Иванович. Новая философская энциклопедия в 4 томах. – М.: Издательство «Мысль», 2001 – С.98-99.
8 Илизаров С.С. Новиков Николай Иванович. Сборник Творцы техники и градостроители Москвы (до начала XX века). – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002 – С. 208-211.
9 Выгон Л.С. Образование и просвещение в условиях формирования свободы слова в творчестве Н.И. Новикова: к постановке проблемы //Журналистский ежегодник, 2014 - № 3 – С. 116-118.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Кондаков Ю.Е. Масон эпохи просвещения Н.И. Новиков //История в подробностях, 2013 - № 9(39) - С. 064-071.
15 Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. – М.: Издательство АН СССР, 1952 – 587 с.
16 Выгон Л.С. Образование и просвещение в условиях формирования свободы слова в творчестве Н.И. Новикова: к постановке проблемы //Журналистский ежегодник, 2014 - № 3 – С. 116-118.
17 Кондаков Ю.Е. Масон эпохи просвещения Н.И. Новиков //История в подробностях, 2013 - № 9(39) - С. 064-071.
18 Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русской Просвещение. М.: Гослитиздат, 1952. – С. 96
19 Кондаков Ю.Е. Масон эпохи просвещения Н.И. Новиков //История в подробностях, 2013 - № 9(39) - С. 064-071.
20 Там же.
21 Кондаков Ю.Е. Масон эпохи просвещения Н.И. Новиков //История в подробностях, 2013 - № 9(39) - С. 064-071.
22 Илизаров С.С. Новиков Николай Иванович. Сборник Творцы техники и градостроители Москвы (до начала XX века). – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002 – С. 208-211.
23 Илизаров С.С. Новиков Николай Иванович. Сборник Творцы техники и градостроители Москвы (до начала XX века). – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002 – С. 208-211.
Информация о работе Начало просветительской деятельности Н.И. Новикова