История создания рассказа "Легкое дыхание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства».

Файлы: 1 файл

История рассказа.docx

— 40.28 Кб (Скачать файл)

История создания рассказа "Легкое дыхание"


История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что  забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне конкретного житейского события - девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.

Сюжетная организация  рассказа

Серьезные вопросы ставит Бунин и в рассказе «Легкое  дыхание», центральной темой которого является тема красоты. Рассказ написан  накануне революции и отражает позицию  автора: Бунин не принимал революцию  как кровожадную стихию, уничтожающую все, что было автору дорого, – патриархальный уклад, старые порядки и др. Героиня  рассказа – Оля Мещерская –  становится жертвой новой – взрослой – жизни, ее идеалов, к которым  она не успела адаптироваться. Бунин  задает себе и читателю трагический  вопрос: «Кто спасет красоту в этом мире?». К сожалению, рассказ не дает обнадеживающего ответа, поэтому прекрасная героиня, погибая, оставляет «легкое дыхание», которое растворяется во Вселенной

В основе повествования - жизнь  провинциальной гимназистки, непримечательная и внешне лишенная высокого смысла. Автор подчёркивает пустоту, обыденность, бессмысленность этой жизни

Однако в целом не возникает  ощущения безнадёжности, а наоборот, впечатление лёгкости. Главная тема рассказа, как отмечал Л. Выготский, - не история гимназистки, а легкое дыхание, чувство освобождения и легкости, которое никак нельзя вынести из самих событий. Именно поэтому события соединены так, что они утрачивают свою тяжесть.

Автор сообщает о смерти Оли в начале рассказа, тем самым  снимая то напряжение, которое появилось  бы, сообщив он это в конце. Таким  образом эмоциональная окраска этого события стирается, тухнет - кульминация перестает быть кульминацией: «А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом».

На могилу Оли Мещерской приходит ее классная дама, женская судьба которой  также не состоялась, хотя и по другим причинам. Дело в том, что эта женщина  всегда жила иллюзиями – «какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, - она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убедила себя, что она – идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская – предмет ее неотступных дум и чувств». 
 
Композиция рассказа неназойливо позволяет сопоставить эти две судьбы. Классная дама не смогла найти свое счастье и жить полноценной жизнью ради никчемных идеалов, выдуманных ею; Оля Мещерская – отчасти, возможно, из-за общественных предрассудков, отчасти – из внутреннего понятия чести. Оля Мещерская очень любила жизнь, а ее смерть. Ее смерть – расплата за грех (высоки нравственные требования Оли Мещерской). Ее смерть – это в какой-то степени подвиг, настоящий, а не надуманный, не из тех, что всю жизнь совершает ее классная дама. 

Для Бунина важны не сами события как таковые, он стремился  выразить общее ощущение мимолётности, лёгкости. Это подчёркивается тем, что  другие сюжетные линии, которые могли  бы развиваться дальше, прерываются и остаётся неизвестным, чем закончилась попытка самоубийства гимназиста Шеншина, чем кончился разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным офицером, как развивались отношения родителей Оли с ее совратителем Малютиным.

Но в то же время автор описывает не связанную с событиями классную даму, дает собственные имена второстепенным персонажам - Толи и Субботиной. Другими словами, рассказчик события не драматизирует. Очевидно, что акцент сделан не на сюжет, а на что-то более важное.

Временная и пространственная организация рассказа

События , которые составляют сюжет рассказа, расположены не в хронологической последовательности.  Автор начинает повествование с описания могилы Оли Мещерской. Затем он переходит к рассказу о раннем детстве девушки, но вновь рассказывает о ее последней зиме. Далее - разговор Оли с начальницей гимназии, обнаруживаются ее близкие отношения с офицером. Затем – весть о ее убийстве. А почти в конце – выясняется один незначительный, казалось бы, эпизод ее гимназической жизни, относящемся к прошлому.

Композиция новеллы характеризуется  обилием временных перемещений, которые намеренно снижают событийный интерес и создают тональность  легкости, эмоциональной отрешенности. При всей своей причудливости временные сдвиги следуют общей схеме: повествование из настоящего (на могиле) переходит к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли), доходит почти до настоящего (ее смерти и следствия над убийцей), снова обращается к прошлому (эпизод ее знакомства с офицером) и т. д.) Хронологическая непоследовательность повествования осложняется неравномерностью. Эпизоды из прошлого даются то бегло, то чрезвычайно подробно. Особенно крупным планом представлены разговор с начальницей и рассказ о «легком дыхании», в то время как целая цепь важных событий спрессована в одно длинное предложение: «И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке - одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине».

Помимо смещения планов (настоящего и прошлого) есть и другие временные несоответствия. Даже будучи расставленными последовательно, события Олиной жизни разорваны.

Главная тема - о легком дыхании - не связана с каким-либо конкретным периодом жизни девушки. (Какие еще  события не вписываются в жесткую  хронологию?) Нет системы и в  обращениях к прошлому. Таким образом, категория времени в рассказе неравномерна, с обрывами и в результате как бы происходит своеобразное «освобождение» от времени.

В данном рассказе показано очень много временных перемещений. Они принижают сюжетную линию, «событийный интерес», тем самым создавая элемент лёгкости, воздушности, ветра, эмоционального абстрагирования. Время показано по общей схеме: из настоящего (на могиле) в прошлое (жизнь Оли Мещерской), опять доходит почти до настоящего (смерть Оли и следствия над убийцей), снова обращение к прошлому(встреча с офицером) и так далее.   Здесь мы видим хронологическую непоследовательность повествования. 
 
Интересно, то, что все события из жизни Оли Мещерской, происходят зимой, когда , казалось бы вся природа засыпает, но тут оно "лёгкое дыхание",в то же время, когда наступает весна (апрель) главной героини уже нет в живых. 
 
Таким образом, Бунин противопоставляет Олю всем, всему миру, показывает её уникальность. 
 
С помощью времени автор усиливает трагичность повествования и делает образ своей героини ярче, насыщеннее и противоречивее.

Предметная детализация текста рассказа 
Жемчужиной творческого наследия замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина заслуженно считается рассказ “Легкое дыхание”. В нем так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую ее судьбу. Все в рассказе построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторские выводы.  
Уже с первых строк повествования складывается двойственное ощущение: грустного, пустынного кладбища, серого апрельского дня, голых деревьев, холодного ветра, который “звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста”, “крепкого, тяжелого, гладкого”, а на нем “фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символ судьбы Оли Мещерской.  
Трудно согласующиеся между собой впечатления конкретизируются далее — от рассказа о безоблачном детстве Оли, отрочестве — к трагическим событиям последнего прожитого года. “Незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена...” Рисуется “розовый вечер на катке” в городском саду, когда Оля “казалась самой беззаботной, самой счастливой”, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму Мещерская совсем сошла с ума от веселья”. Автор подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини: полудетское состояние бегающей на переменке гимназистки и ее признание в том, что она уже женщина. Спокойная, даже веселая беседа в строгом кабинете начальницы гимназии, а непосредственно за тем — краткое сообщение: “А через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе...” Наше внимание настойчиво направляется к каким-то тайным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин ее гибели, как бы порожденной самой логикой поведения девушки. А затем открывается новая, еще более неожиданная тайна — ее связь с 56-летним Малютиным. С другой стороны, сложная композиция — от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, после чего к еще более раннему, чистому, мечтательному времени — позволяет сохранить удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие чистым светом глаза.  
Бунин выразительно передал странную логику поведения Оли. Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. Необычность Олиной реакции: “она совсем сошла с ума”, — говорят о ней; “я совсем сошла с ума”, — говорит она. Сдержанно характеризуется окружение Оли. Цепочка на редкость равнодушных к ней лиц замыкается последним звеном — и “классной дамой”. Картину духовной нищеты Олиного окружения Бунин рисует мастерски, убедительно. Мысль о том, что в однообразном, бездушном мире чистые порывы обречены, вносит трагическую интонацию-в рассказ.  
В финале произведения Оля рассказывает своей подруге, что в одной папиной книге прочла, какая красота должна быть у женщины. “...Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь... но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть...”  
Оля действительно обладала легким, естественным дыханием — жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. И совсем не случайно об этой ее заветной мечте сказано под конец. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вызвать большое чувство. Если бы не бездумное порхание по жизни, не примитивное представление о счастье, не пошлое окружение. Автор раскрывает нам не только красоту девушки, разумеется, не ее опыт, а лишь эти не развившиеся прекрасные возможности. Они, по мнению автора, не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.  
Пейзаж имеет для Бунина особенное значение. Практически нет ни одного произведения, где не было бы пейзажа, изображенного легко и вместе с тем зримо. Особенность изображения природы у Бунина заключается в том, что он не столько материален, сколько психологичен. Основная задача автора не дать читателю фотографически точное описание местности, а передать тонкое настроение, эмоции, во власти которых пребывает и герой, и сам автор. 
 
Часто пейзаж в рассказах Бунина несет важную функцию психологического параллелизма, то есть служит предметом, раскрывающим характер героя или подчеркивающим его мысли, эмоции, душевные порывы. Такой прием имеет немаловажное значение в общей композиции рассказа «Легкое дыхание». 
 
Здесь заметна нарочно использованная автором предметная детализация. Иными словами, пейзаж в рассказе не простодекорация основных событий, а косвенный прием создания характера персонажа. Это традиционный для русской литературы прием. Например, для создания образа Наташи Ростовой стало важным восхищение девушки летней ночью, а старый дуб выполняет знаковую функцию для раскрытия душевного состояния Андрея Болконского. Легкому дыханию Олечки способствуют, подчеркивая его чистоту и искренность, такие пейзажные подробности, как «свежая, солнечная зима», «снежный сад», «лучистое солнце», «розовый вечер», «камни, по которым легко и приятно идти». В финале произведения после прочтения записи в дневнике героини: «...мне казалось, что я одна во всем мире», — читатель наблюдает прием рассеяния. И это рассеяние, перечисление пейзажей, ранее отмеченных автором (сад, город, каток, поле, лес, ветер, небо, весь мир) и создает открытое пространство героини — макропейзаж всего произведения. 
 
При анализе необходимо сказать и про интерьер в тексте произведения: гимназический зал, кабинет начальницы, стеклянная веранда, «блистательная зала» на царском портрете... Это закрытое, в отличие от пейзажного, пространство героини. Но оно так же, как и природа, не враждебно ей. При серьезном и неприятном разговоре с классной дамой, происходящем в директорском кабинете, Оля не выглядит расстроенной, растерянной или напуганной. Напротив, ее радует интерьер кабинета, его простор и легкость, с которой в нем ей дышится, свежесть ландышей, тепло голландской печки, портрет царя и даже пробор в молочно-белых волосах начальницы. Героиня сосредоточена вовсе не на конфликте с директрисой, не на разговоре или противнике, у нее «роман» с царским портретом за спиной классной дамы. 
 
Деталь в произведениях Бунина не работает на создание сюжета, она самодостаточна и ценна сама по себе, как показатель авторского внимания к обстановке и внешности его героев. Автор последовательно и очень зримо, вплоть до почти физических ощущений, организует свой художественный мир. Читатель ясно слышит и видит гладкость и тяжесть дубового креста, звон ветра в фарфоровом венке, нитку и клубок на лакированном полу и многое другое, хотя само описание достаточно лаконично и производит впечатление отвлеченного. Внешние детали обязательно присутствуют и в описании облика героев. Даже рассказ Оли об увлечении ею Малютиным сводится к точному и подробному описанию лошадей, одежды, бороды, глаз и запаха английского одеколона мужчины. Акценты смещены с событийной части рассказа в сторону особенностей внешности героев и окружающей среды. В финале произведения происходит слияние двух деталей — портрета героини и холодного весеннего ветра.

 

 

 Композиция рассказа И. А. Бунина "Легкое дыхание"( ритмическая и звуковая организация) 
 
Композиция произведения имеет кольцевую структуру, т.е. представляет собой рассказ в рассказе. «Рамкой» является описание кладбища и одной из могил (начало) и женщины, которая посещает эту могилу, размышляя о судьбе девушки, похороненной здесь (конец). Судьба девушки находится в центре повествования. Рассказ о ней также имеет нестандартную композицию: завязка истории, причины внутренней драмы Оли Мещерской проясняются уже после трагической гибели девушки. 
 
Завязка рассказа, перенесенная в конец, по-новому освещает всю историю, что дает возможность почувствовать ее особенно остро. Лишь в конце рассказа выявляется, что Оля Мещерская не пустая и беспутная, а несчастная и жестокая в первую очередь по отношению к себе. И смерть, может быть, - это именно то, к чему она стремилась. 
 
 
Особенностью композиции "Легкого дыхания" является ее несовпадение с диспозицией (хронологическим порядком событий). В основу композиции положен принцип ретроспекции. События в рассказе развертываются не по прямой линии, как в жизни, а скачками. Чтобы определить функцию этой перестановки, надо прежде всего выделить содержание рассказа, его очевидную фабулу. По определению Л. С. Выготского, это "житейская муть". Сама фабула этого рассказа представляет собой историю ничтожной, бессмысленной жизни провинциальной гимназистки. 
Если выделить смысловые части текста,то обнаруживается,что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Отсюда следует,что особенность композиции заключается в нарушении хронологии событий. В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища,монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными,поразительно живыми глазами. Следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит,однако мы уже вовлечены в действие. Возникает множество вопросов:"Кто эта девушка? Какова причина ее смерти? Автор сознательно медлит с ответом,поддерживая напряженность восприятия. 

«Легкое дыхание» из обычной  детали портрета превращается в лейтмотив рассказа, «музыкальный ключ», основную лирическую тему, которая подкрепляется неоднократным повторением слов с корнем «дых-»: «свежо дует полевой воздух, «кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки», «сделала только один глубокий вздох

Мотив ветра задается в  начальной сцене («холодный ветер  звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста»), возвращается в  последней части рассказа («сидит на ветру», «слушая звон ветра в  фарфоровом венке») и буквально завершает  текст («рассмеялось... в этом холодном весеннем ветре). В эпизодах жизни Оли также развивается тема движения воздуха: «растрепанные волосы», «вихрем неслось по залу». (

Информация о работе История создания рассказа "Легкое дыхание"