Джон Мильтон. Поэма "Потерянный рай"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:54, доклад

Описание работы

1. Общая характеристика английской литературы XVII века.
2. Жизненный и творческий путь Джона Мильтона.
3. Поэма «Потерянный Рай».

Файлы: 1 файл

готовый реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

    Мильтон оказал большое влияние на развитие журналистики как в Англии, так и в европейских странах.

    Мильтон не оставил политической борьбы. В 1649 году была опубликована его книга "Иконоборец", в которой он обосновывал осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства.

   Жизнь Мильтона резко изменилась после реставрации монархии в Англии в 1660 году.

    Сочинения Мильтона "Иконоборец" и "Защита английского народа" были публично сожжены. Последние годы жизни поэта были тяжелыми, но надвигавшаяся слепота не помешала ему написать в 1667 году поэму "Потерянный рай", в 1671 году — "Возвращенный рай", а в 1670 году — "Историю Британии". Последним произведением Мильтона стала трагедия "Самион борец" (1671 г.), через три года Джон Мильтон умер в Лондоне. И в наше время произведения Мильтона не утратили свою актуальность.

    "Потерянный Рай" - выдающееся  произведение мировой литературы, один  из ярчайших образцов литературного эпоса, творение исключительно  многообразное по содержанию и вместе с  тем  чрезвычайно  сложное  и  противоречивое,  что сказалось на его судьбе у разных поколений читателей. Так как основу сюжета "Потерянного Рая" составляют библейские  легенды, то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали  как поэтическое  переложение  Библии.  Лишь  в  начале   XIX   века   английский поэт-романтик Шелли усомнился в набожности Мильтона, по  ни  он,  ни  другие писатели и критики, заметившие отклонения поэмы  от  религиозной  догмы,  на переломили распространенного мнения. Только в начале XX  века  по-настоящему разобрались в истинном смысле великого  творения  Мильтона,  Оказалось,  что "Потерянный Рай" не только отклоняется от церковного вероучения,  но  подчас вступает в прямое противоречие с ним.

    Сочетание философской темы с  религиозным сюжетом в  европейской   поэзии было явлением отнюдь  не новым, распространенным еще  со времен средневековья. Еще  Данте, этот последний поэт средних веков и первый поэт нового времени, в своей  "Божественной  комедии"  облек  в  форму  видения  о  путешествии  по загробному миру - "Ад", "Чистилище" и "Рай" - всеобъемлющую философию жизни. Развитие  светской  культуры  в  эпоху Возрождения привело к   вытеснению религиозной тематики из литературы. Но на закате Возрождения, в конце XVI  и затем в XVII веке, религиозные темы опять проникают в поэзию. В Англии  это получило воплощение в творчестве Джона Мильтона (1608-1674).

   В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона  сочетались  две разные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения  и пуританская  религиозность.  Отец   дал   будущему   поэту   гуманистическое воспитание, привил ему любовь к литературе и музыке. В шестнадцать лет,  как это было принято в то время, Мильтон поступил  в  Кембриджский  университет, окончил его в двадцать один год бакалавром  и,  проучившись  еще  три  года, получил ученую степень магистра искусств. Он отказался от предложения стать преподавателем университета, так как для этого надо  было  принять  духовный сан, поселился в поместье отца и занялся поэзией, продолжая  пополнять  свои знания.

    Библия была главным  идеологическим  оружием  революционно  настроенных буржуа-пуритан.  Здесь  уместно  вспомнить  глубокую  мысль  К.  Маркса   об идеологическом покрове буржуазных революций. "Как раз тогда, когда люди  как будто только тем и заняты, что переделывают  себя  и  окружающее  и  создают нечто  еще  небывалое,-  писал  К.  Маркс  в  "Восемнадцатом   брюмера   Луи Бонапарта", как раз в  такие  эпохи  революционных  кризисов  они  боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого,  заимствуя у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в освященном древностью  наряде, на этом заимствованном языке разыгрывать новую сцену всемирной истории  "...

    "Кромвель и английский народ воспользовались для своей буржуазной  революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета". В свете этого понятно, почему и  Мильтон  хранил  верность  Библии  как источнику мудрости и поэтических образов и преданий. Но нельзя сказать,  что пыт буржуазной революции прошел для него бесследно. Обращение к  библейским сюжетам  было  несомненным  вызовом   по   отношению   к   общественному   и государственному порядку, установившемуся после пуританской революции. Но  и на революцию Мильтон смотрел теперь, по  прошествии  ее,  иными  глазами.

    В "Потерянном Рае" живут лучшие традиции пуританской революции, но,  взятое  в

целом, произведение является критическим  пересмотром  политического  опыта, накопленного Мильтоном за годы  республики  (Commonwealth),  как  официально продолжал именоваться новый строй даже тогда, когда его  правитель  захватил власть большую, чем та, которой обладал свергнутый революцией король.

    "Потерянный Рай" начинается с изображения войны между небом и адом;  на одной стороне бог, его архангелы, ангелы - словом, весь сонм небожителей; на другой падший ангел-Сатана, духи  зла Вельзевул,  Маммона и весь  синклит демонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в  речи обитателей ада, как эта ясность оказывается  мнимой.  Низвергнутые  с  небес духи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, как они его именуют.  "Царь  небес", "Государь,  Единый  Самодержец",-  он  для низвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог был выстой святыней. Для революционера Мильтона  невыносима  всякая  единоличная власть. Мы понимаем, конечно, что все дурное говорят о царе небес злые духи, для которых естественно хулить бога. По нельзя не заметить ореола героизма, которым окружает Мильтон Сатану. 

Мятежный  Властелин,

Осанкой статной всех превосходя,

Как башня высится.

Нет, не совсем

Он  прежнее величье потерял!

............ Скорбь

Мрачила побледневшее лицо,

Исхлестанное  молниями; взор,

Сверкающий  из-под густых бровей,

Отвагу  безграничную таил,

Несломленную  гордость... 

Вот как обращается Сатана к своим  приспешникам после поражения: 

Мы  безуспешно

Его Престол пытались пошатнуть

И проиграли бой. Что из того?

Не  все погибло: сохранен запал

Неукротимой воли, наряду

С безмерной ненавистью, жаждой мстить

И мужеством - не уступать вовек.

А это ль не победа?

Ведь  у нас

Осталось  то, чего не может Он

Ни  яростью, ни силой отобрать -

Немеркнущая слава! Если б я

Противника, чье царство сотряслось

От  страха перед этою рукой,

Молил бы на коленах о пощаде,

Я опозорился бы, я стыдом

Покрылся  бы и горше был бы срам,

Чем низверженье. Волею судеб

Нетленны  эмпирейский наш состав

И сила богоравная; пройдя

Горнило битв, не ослабели мы,

Но  закалились и теперь верней

Мы  вправе на победу уповать... 

    Чьи чувства выражены в этой мужественной речи -  персонажа,  созданного воображением  поэта,  или,  может  быть,   самого   творца   этого   образа, революционера и выразителя идей революции?  и  того,  и  другого.  Эта  речь вполне  уместна  в  устах  Сатаны,  низвергнутого  с  небес  и  потерпевшего поражение в борьбе с ангельскими войсками Бога. Но так мог сказать о себе  и сам   Мильтон, который   и   после   восстановления   монархии   оставался республиканцем, сторонником народовластия.

    В "Потерянном Рае" немало строк, нарушающих четкую  логику  библейского предания. В сознании  Мильтона  уживаются  два  ряда  представлений.  Бог  - воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла;  но  тот  же бог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он  ассоциируется  с земными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствовать тем, кто восстает против единодержавной власти. В поэме есть и другое  противоречие.  Мильтон  восхищается  героическим непокорством Сатаны в той мере,  в  какой  оно  выражает  непримиримость  по отношению  к  любой  тирании,  земной  и  небесной.  Но  мятеж  не  случайно закапчивается  поражением.  Не  из  Библии,  а  в  собственном  воображении, переработавшем впечатления современности,  почерпнул  поэт  все  краски  для описания борьбы небес и ада. Мильтон имел возможность убедиться в  том,  что английская  революция,  выявившая  ограниченность   целей   и   своекорыстие буржуазии, не принесла торжества добру на земле, Отголоски  этого  убеждения звучат в поэме, где сказано много слов о бессмысленности и вредоносности для человечества войн и насилия. Поэтому в последующих книгах "Потерянного  Рая" непокорному борцу Сатане противопоставлен Сын Божий, готовый  пострадать  за все человечество. В этом контрасте Сатаны  и  Христа  символически  выражено отрицание индивидуализма и эгоизма, в противовес  которым  выдвигается  идея альтруизма и человеколюбия. Так спорит сам с собой на  протяжении  поэмы  ее создатель.

    Английский революционный романтик поэт Уолтер  Севедж  Лэпдор  в  своих «Воображаемых разговорах" высказался так: "Не понимаю, что побудило Мильтона сделать Сатану столь величественным существом, столь склонным разделять  все опасности и страдания ангелов, которых он совратил. Я не понимаю,  с  другой стороны, что могло его побудить сделать ангелов столь подло трусливыми,  что даже на призыв Творца ни один из них не выразил  желания  спасти  от  вечной погибели самого слабого и ничтожного из мыслящих существ".

    Если "Потерянный Рай" не может  быть  назван  правоверным  христианским произведением, то было бы  в  равной  степени  ошибочным  отрицать  у  поэта наличие веры. Мысль Мильтона  вращалась  в  кругу  понятий  и  представлений пуританства, постоянно приходя в  столкновение  с  его  догмами,  когда  они вступали в противоречие с принципами гуманизма.

    Внимательное чтение текста раскрывает, что за фантастическим,  казалось бы,  сюжетом  скрываются  раздумья  о  жизни,  свидетельствующие  о  большой проницательности  поэта,  отлично  разбирающегося  в   людях   и   жизненных обстоятельствах. Таких  трезвых  и  подчас  горьких наблюдений  у Мильтона накопилось много. Но его интересовали не частности  и  отдельные  случаи,  а человек в целом, и свой взгляд на него он и  высказал,  облекши  философскую поэму в религиозный сюжет. Если в первых книгах контраст между силами  неба  и  ада  символизирует борьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "Потерянного Рая"  является отражение этой борьбы в человеческом  сердце.  Эта  тема  со  всей  ясностью определена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих,  как  им  продолжать борьбу против бога после поражения.  Сатана  прослышал,  что  бог  готовится создать некий новый мир и новое существо - человека. Совратить  его  с  пути добра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы  восторжествовало зло.

    Сатана в религиозной мифологии  всегда  был  воплощением  сил,  губящих человека. Наивные средневековые представления  о  природе  человека  Мильтон поднял на новую философскую высоту. Опираясь  на  всю  многовековую  историю человечества, о которой ему еще предстоит рассказать в поэме,  Мильтон  дает ему суровую характеристику. 

Силы  зла объединились -

Согласие  царит

Меж бесов проклятых, но человек,

Сознаньем обладающая тварь,

Чинит раздор с подобными себе;

Хотя  на милосердие Небес

Надеяться он вправе и завет

Господний знает: вечный мир хранить,-

Живет он в ненависти и вражде,

Опустошают  землю племена

Безжалостными войнами, неся

Друг  другу истребленье... 

    Современник   Мильтона   философ   Томас   Гоббс,   принадлежавший    к противоположному  политическому  лагерю,  тем не  менее в   своей   оценке современности и современного человека был согласен с поэтом и выразил это  в краткой афористической форме; "Человек  человеку  -  волк".  Гоббс,  однако, считал,  что  без  насилия  и   принуждения   невозможно   обуздать   дурные эгоистические инстинкты людей. В отличие от него  Мильтон  сохранял  веру  в человеческий разум и силу убеждения.

    История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет  символический смысл. В ней противопоставляются два состояния  человечества  -  изначальное райское существование в идеальных условиях, когда люди  были  невинны  и  не знали пороков, и жизнь  "после  грехопадения".  Следуя  библейской  легенде, Мильтон утверждает, что "порча" человечества началась с того момента,  когда они вкусили плод с древа познания добра и зла. Зародыш философской идеи этой притчи содержится уже в Библии. Мильтон развил ее в целое учение,  связав  с проблемой,  составлявшей  центральный  пункт  кальвинизма   и   пуританства. Согласно последним, человек греховен изначально. Его первородный грех должен быть искуплен строгой жизнью, полной покаяния и ограничений. Мильтон решает  проблему  в  духе  гуманизма.  В  книгах,  изображающих беспорочную жизнь Адама и Евы в раю, говорится о  человеке  как  о  существе благом и добром  по  своей  природе.  Но  посланный  богом  архангел  Рафаил предупреждает, что натура человека сложна: 

Информация о работе Джон Мильтон. Поэма "Потерянный рай"