Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:00, сочинение
Своим большим объемом «Война и мир» может произвести впечатление хаотичности, разбросанности и неслаженности множества персонажей, сюжетных линий, всего разнообразного содержания. Жанр произведения определяется как роман – эпопея. Через бесконечное множество судеб людей, взятых в различных обстоятельствах жизни: в военное и мирное время, в молодости и старости, в довольстве и горести, в частной и общественной жизни, сплетенных в единое художественное целое, проходит главная художественно освоенная антитеза книги. Мы видим естественное и искусственное в жизни людей, обычные и вечные моменты человеческого бытия: рождение, любовь, смерть и т. д.
Духовные искания Пьера Безухова
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость
Л. Н. Толстой
Своим большим объемом «Война и мир» может произвести впечатление хаотичности, разбросанности и неслаженности множества персонажей, сюжетных линий, всего разнообразного содержания. Жанр произведения определяется как роман – эпопея. Через бесконечное множество судеб людей, взятых в различных обстоятельствах жизни: в военное и мирное время, в молодости и старости, в довольстве и горести, в частной и общественной жизни, сплетенных в единое художественное целое, проходит главная художественно освоенная антитеза книги. Мы видим естественное и искусственное в жизни людей, обычные и вечные моменты человеческого бытия: рождение, любовь, смерть и т. д.
Толстого упрекали в фаталистическом понимании истории и вообще жизни, но в его книге характерное для древнего классического эпоса понятие судьбы, рока заменено понятием жизни в ее стихийном течении и разливе, в вечном обновлении. Недаром в романе так много метафорической образности, связанной с вечно меняющейся водной стихией.
Есть в романе «Война и мир» главный, ключевой словесно-художественный образ. Это образ Пьера Безухова. Герой был задуман как будущий декабрист. Пьер полон вольнолюбивых стремлений. Его жизненный путь очень сложен и извилист. Впервые мы видим героя на вечере в салоне у Анны Павловны Шерер: «…массивный, толтсый молодой человек с стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке...» Анна Павловна всячески старалась оградить других гостей от общения с Пьером, считая его недостойным ее общества. Мы видим его таким простым, наивным, совсем не знающим светской жизни. Что же стало с Пьером дальше? Одним из этапов жизненных исканий Пьера становится его увлечение идеями французской революции. Герой восхищается Наполеоном, ошибочно видя в нем главу революционной Франции. Князю Андрею Пьер говорит, что пошел бы на войну, если бы это была «война за свободу». Не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои недюжинные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина.
Женитьба на пустой, безнравственной Элен принесла Пьеру несчастье. Человеческая подлость угнетает его, вызывая порой вспышки безудержного гнева: «Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками, подступая к Элен, закричал…» Но побеждает все-таки доброта Пьера. На поединке с Долоховым Пьер стоит под дулом пистолета спокойно, «с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния». Дуэль не разрешила мучительных противоречий. У Пьера возникает желание «бежать, зарыться куда-нибудь».
Поиски правды и смысла жизни в эту горькую минуту приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Идеи «равенства, братства и любви», мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царящему в мире» - вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов.
Проникшись этими идеями, Пьер едет в свои киевские имения, чтобы освободить крепостных, облегчить их участь. Но неопытный в практических делах, он становится жертвой обмана и цели своей не осуществляет. Разочарование в масонстве неизбежно должно было наступить. Он увидел, что многие «братья» по ордену вступили в масонские ложи только ради сближения с влиятельными людьми. Их карьеризм и ханжество отталкивали Пьера и, в конце концов, привели героя к разрыву с ними.
Немеркнущим светом озарилась жизнь Пьера его любовью к Наташе. Через общение с нею очищается и обновляется его душа. Но, связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В жизни его наступает мрачная полоса глубокого разочарования в личном счастье, в общественных идеалах. Теперь он ведет образ жизни, типичный для отставного камергера. Но его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и бесцельной. Внутренняя работа продолжалась и в этот период. Она-то и подготовила духовное возрождение Пьера в дни Отечественной войны 1812 года. Огромное значение для него имело непосредственное соприкосновение с народом: и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелями Москве, и в плену. Пьер понял ту «скрытую теплоту патриотизма». Которая была в нем и в каждом солдат, которая роднила его с простыми русскими людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!» - такое желание овладело Пьером после Бородинского сражения.
Целой эпохой для Пьера стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить и любить людей. В этом ему помог солдат Апшеронского полка Платон Каратаев. Под впечатлением общения с Каратаевым, воплощением всего вечного и круглого, Пьер видит сон: «И вдруг Пьеру представился как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. «Как это просто и ясно, - подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде…Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез». Такое понимание жизни есть оптимистический пантеизм, философия, отождествляющая бога с природой.
После освобождения из плена, Пьер все-таки женится на Наташе Ростовой. Одухотворенная чувственность Наташи торжествует в семейной жизни с Пьером. Отношения между ними глубоко человечны и чисты. Умному, анализирующему жизнь Пьеру как воздух нужна Наташа с ее обостренным чувством правды и фальши, настоящего и мнимого, живого и мертвого.
Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Теперь он не может равнодушно созерцать страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. «В судах воровство, в армии шагистика, поселения, мучат народ, просвещение душат»; «что молодо, честно – то губят» - вот краткая, но выразительная оценка российских порядков, которую дает Безухов. Относительно благополучная судьба Безухова определяется, по мнению втора, его мягкостью, податливостью, неумением сопротивляться влечениям жизни, которая обязательно выведет хорошего человека на правильный путь. Путь духовных исканий для Пьера – это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного к разумной и гармоничной общей жизни людей.
Жизненные искания Андрея Болконского
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…
В. Г. Белинский
Лев Николаевич Толстой был писателем огромного всемирного масштаба, так как предметом его исследований был человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя. Не случайно, вспоминая творчество Толстого, мы сразу вспоминаем термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Николаем Гавриловичем Чернышевским, - «диалектика души».
Н. Г. Чернышевский писал: «Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями… Графа Льва Николаевича Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»
Мы же остановимся на том, как показан этот процесс в бессмертном романе графа Л. Н. Толстого «Война и мир» - в романе- эпопее, повествующем о бурных и трагических событиях наполеоновских войн в Европе. Л. Н. Толстой выступает здесь как историк, как философ, как романист. Главной проблемой, которую ставит в своем романе писатель, является проблема поисков смысл жизни. На общем историческом фоне в романе вырисовывается жизнь отдельных семей и героев: Ростовых, Болконских, Пьера Безухова.
Князь Андрей впервые предстает
перед нами как человек разочарованный
в той салонной жизни, которой
он принужден жить: «Князь Болконский
был небольшого рост, весьма красивый
молодой человек с
Участие в войне 1805 года вызвано не только жаждой славы, но и чувством воинского долга, воинской чести, воспитанной в Болконском его отцом. Обе эти причины приводят к знаменитому поступку князя Андрея в битве при Аустерлице. Но логика жизни заставляет героя романа испытать глубокое разочарование? то, к чему он стремился, оказывается по-своему не менее мелочным, поверхностным, чем ценности света. После Аустерлицкого сражения, когда князь Андрей пытается совершить подвиг, который послужит достойным началом его «наполеоновской» карьеры, он глубоко разочаровывается в своих прежних убеждениях. Небо Аустерлица помогло князю Андрею понять, что и преклонение перед Наполеоном, и мечта стать спасителем русской армии – иллюзии, рожденные неверным пониманием смысла бытия. Никому не дано, по мысли Толстого, в одиночку спасти армию, или целую страну: не личность, а народ творит историю. Но отдельному человеку доступно другое – путь нравственного совершенства, возможность поиска смысла жизни. Князь Андрей понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что жизнь есть нечто более значительное и вечное. чем война и слава. И преодоление в себе «наполеоновского» начала, стремления стать выше окружающих становится в романе первым этапом внутреннего развития Болконского.
После уроков Аустерлица князь отказывается от прежних стремлений, но не находит им замены. Старое рухнуло, и нового жизнь не дала еще. Смерть Лизы, раскаяние Болконского, осознавшего, что ради «любви к дальнему» он пожертвовал близким человеком; сын, ставший единственным смыслом жизни, и встречи с Пьером и Наташей Ростовой – главные события второго периода в судьбе князя. Разочаровавшись в своих прежних идеалах, пережив горе и раскаяние, герой Толстого приходит к выводу, что жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остается. Символами «замирания» и «пробуждения» жизни становятся в романе две встречи Болконского с дубом в Отрадном: «все прошло» и «жизнь может быть окончена в 31 год». Сначала Болконский считает, что понял, в чем счастье: в отсутствии болезней и угрызений совести. Но чувство вины перед женой и любовь к сыну не дают ему успокоиться, нравственно умереть. Надо жить, надо верит в добро, в высокое предназначение человека – это доказывает Болконскому Пьер в споре на пароме. Деятельная, кипучая натура князя просыпается – и снова просыпается в Болконском честолюбие. Князь хочет принести добро совей стране,. его тянет в высшие сферы государственной жизни, «туда, де готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов». Но судьбы миллионов решают не цари и реформаторы, а сами миллионы – такова одна из главных идей философии истории в романе. Встречи с Наташей Ростовой, проснувшаяся в князе любовь, чувство жалости, долга перед любимым человеком подсказали Болконскому, что планы Сперанского не могут никого сделать счастливее и лучше и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков. Так впервые народная точка зрения входит в сознание князя.
Но надежды на личное счастье рушатся. Свет в лице Курагина уничтожает мечту Болконского о настоящей любви. В какой-то мере в произошедшем виноват и сам князь, оставив Наташу на год ненужной тоски, постоянного ожидания, заставив ее жить так, как она – по своей натуре – не могла жить. Постепенно характер его – твердый. холодный, властный – берет свое. Измена Наташи – толчок для его второго кризиса, после которого он вновь ожесточается.
Третий, решающий этап в жизни Болконского связан в романе с войной 1812 года. в Отечественной войне судьба князя впервые сливается с судьбой народа. Болконский возвращается в армию, охваченный тем же чувством оскорбленной национальной гордости, которое ведет в бой простых солдат. Пожар Смоленска заставил героя забыть личную катастрофу. Потеряв отца и родной дом, князь не замыкается в себе, а весь отдается главному – задаче спасения общего для всех Отечества. В Бородинском сражении в отличие от Аустерлицкого Болконский совершает настоящий нравственный подвиг – подвиг выдержки и силы духа, скромный и незаметный. Бородинское сражение было кульминацией в жизни князя Андрея – предсмертные сражения помогли ему постичь новую Христианскую любовь: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, к врагам любовь – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал». Но с этой новой истиной он жить не мог – она слишком противоречила его характеру, природе его души.
Близость смерти открывает Болконскому последнюю вечную истину – необходимость любви к людям. Помогать и сочувствовать, понимать их – вот тот идеал человеческого существования, который открылся герою романа. Чувство всеобщей вины и жалости ко всем охватывает князя.
В романе Толстого образ Андрея Болконского – это образ человеческого нравственно требовательного к себе, способного искать - и находить – главные ценности человеческого бытия. Деятельность натуры не позволяет князю Андрею превратиться а «лишнего человека» типа Онегина, а способность к нравственной самооценке спасает его от базаровского нигилизма. Князь из тех русских дворян, кто действительно хочет и может приносить добро своей стране, но, по мысли Толстого, это возможно только в эпоху единства нации, а не в одиночку. Биться, путаться, но постоянно идти вперед, не успокаиваясь на достигнутом, и не поддаваться отчаянию… Таким, по мысли Толстого дожжен быть настоящий человек. Таким в романе и предстает перед читателем Андрей Болконский.
Каждый человек видит правду, жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру, хоральным устоям своей души в обстановке, в которой он живет. Сухой, расчетливый и строгий князь Андрей видит правду по-своему, непременно сообразуясь со своим суровым характером.