Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:04, реферат
Драматургия Лермонтова в истории русской культуры и литературы — явление менее значительное, чем его поэзия и проза. Это объясняется в известной степени и тем, что Лермонтов обращался к драматической форме лишь в первые годы своей литературной деятельности. Пять пьес (не считая отрывка «Цыганы»), различных но характеру, по стилю, по художественной законченности и ценности, написаны Лермонтовым до 1836г. Убедившись в полной невозможности увидеть что-либо из своих пьес на сцене или в печати, глубоко разочаровавшись в репертуарной политике, которую проводила дирекция императорских театров, Лермонтов отошел от драматургии.
Источник: Мануйлов В. А., Вацуро В. Э., А.
М. Докусов, Л. М. Лотман, А. П. Могилянский,
Н. А. Хмелевская // Лермонтов М. Ю. Собрание
сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит.
(Пушкин. дом). - Изд. 2-е, испр. и доп. -
Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979-1981. Т. 3. Драмы.
ДРАМАТУРГИЯ ЛЕРМОНТОВА
В настоящий том входят все драматические произведения Лермонтова.
Драматургия Лермонтова в истории русской культуры и литературы — явление менее значительное, чем его поэзия и проза. Это объясняется в известной степени и тем, что Лермонтов обращался к драматической форме лишь в первые годы своей литературной деятельности. Пять пьес (не считая отрывка «Цыганы»), различных но характеру, по стилю, по художественной законченности и ценности, написаны Лермонтовым до 1836г. Убедившись в полной невозможности увидеть что-либо из своих пьес на сцене или в печати, глубоко разочаровавшись в репертуарной политике, которую проводила дирекция императорских театров, Лермонтов отошел от драматургии.
Драматическое наследие Лермонтова почти
не было освоено театральным
Все это ни в какой мере не снимает вопроса об историческом значении лермонтовской драматургии.
В своих драматических
Обращение Лермонтова к драматургии
далеко не случайно. Театральные интересы
занимали одно из первых мест в культурной
жизни русского дворянства второй половины
XVIII — начала XIX в. Расцвет крепостного
театра в значительной степени содействовал
общему росту театральной культуры
и в какой-то степени предопределял
дальнейшие успехи столичных императорских
театров: лучшие крепостные актеры часто
переходили на столичную сцену. Неудивительно,
что в родственном окружении
молодого Лермонтова прочно укоренилась
любовь к театру. Предки Лермонтова
с материнской стороны —
Театральные впечатления вошли в жизнь Лермонтова очень рано. Шести лет от роду во время очередного приезда с бабушкой в Москву Лермонтов видел в Большом (Петровском) театре оперу К.А.Кавоса «Князь Невидимка».
В Тарханах, где протекали детские годы поэта, нередко бывали домашние спектакли. А.П.Шан-Гирей, воспитывавшийся вместе с Лермонтовым в 1825—1826гг., рассказывает в своих воспоминаниях: «Когда собирались соседки, устраивались танцы и раза два был домашний спектакль».1
В те же годы десяти-одиннадцатилетний
Лермонтов увлекается лепкой из крашеного
воска. Он лепит целые сцены, и
вскоре восковые фигурки становятся
участницами действ театра марионеток.
Это увлечение театром
К сожалению, эти первые драматические опыты мальчика Лермонтова не сохранились. Мы даже не знаем, были ли это импровизации или пьесы с закрепленным, записанным текстом. Неизвестно также и содержание спектаклей лермонтовского кукольного театра. А.П.Шан-Гирей хорошо помнил впоследствии актеров-кукол, вылепленных Лермонтовым из воска. Он рассказывал П.А.Висковатову, что среди кукол была одна, «излюбленная мальчиком-поэтом, носившая почему-то название „Berquin“3 и исполнявшая самые фантастические роли в пьесах, которые сочинял Мишель, заимствуя сюжеты или из слышанного, или прочитанного».4 В годы учения в Московском университетском пансионе и в Московском университете Лермонтов часто бывал в театрах и, по-видимому, хорошо был знаком с репертуаром того времени. Из его писем 1827—1832гг. видно, что Лермонтов увлекался и оперным, и драматическим театром. Под влиянием этих впечатлений уже в пансионе он задумывает написать либретто для оперы на сюжет незадолго до того напечатанной поэмы Пушкина «Цыганы». В сохранившемся наброске либретто (см. ниже, с.7—8) он использует не только стихи Пушкина, но и хор цыган «Мы живем среди полей и лесов дремучих» из оперы А.Н.Верстовского «Пан Твардовский» (либретто М.Н.Загоскина).
Русские драматические театры того времени много терпели от театральной цензуры, которой с 1828г. ведало III Отделение. В искалеченном, «обезвреженном» виде шли на сцене трагедии Шиллера «Разбойники» и «Дон Карлос», а также «Отелло, венецианский мавр» и «Гамлет» Шекспира. Но даже изуродованные переводчиками и цензурой, эти пьесы захватывали московскую передовую молодежь.
Любимцами московской театральной публики в те годы были П.С.Мочалов и М.С.Щепкин. Много лет спустя в статье «Михаил Семенович Щепкин» А.И.Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжение тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России».5
Как и Белинскому и Герцену, юному
Лермонтову даже ущемленный цензурой
драматический театр
Предпочитая Мочалова Каратыгину, Лермонтов разделял общее увлечение Мочаловым передовой московской молодежи. «Для выражения тяжких сердечных мук души, — взволнованно писал о Мочалове один из его современников, — для изображения тоски, безвыходной и трудной, в Москве был тогда орган, могучий и повелительный, сам измученный страшными вопросами жизни, на которые ответов не находил, — это Мочалов».6
С Мочаловым для романтически настроенной передовой молодежи того времени особенно тесно было связано имя Шиллера. Современники Лермонтова запомнили Мочалова в ролях Карла и Франца Моора («Разбойники»), Дон Карлоса («Дон Карлос»), Мортимера («Мария Стюарт») и Фердинанда («Коварство и любовь»). Многие студенты знали наизусть почти все роли Мочалова, особенно его страстные монологи, обличавшие всякую ограниченность, бездушие, корыстность, ханжество и лицемерие.
Лермонтов и его поколение воспринимали
драматургию и лирику Шиллера
как выражение идей воинствующего
романтического гуманизма. Эти идеи
в условиях русской крепостнической
действительности приобретали особую
целенаправленность и силу. Вскоре
в юношеских драмах Лермонтова отзвуки
шиллеровских ролей Мочалова зазвучали
особенно искрение и убедительно, так
как Лермонтов выражал в них свой гнев, свой протест, с
Поразительна напряженность
Летом 1830 г. поэт, увлекавшийся в это время легендой об испанском происхождении рода Лермонтовых, записывает в одной из своих тетрадей первые планы и наброски трагедии из испанской жизни; осенью эта пятиактная стихотворная трагедия — «Испанцы» — была завершена.
В центре трагедии — романтический
мятежный герой, проходящий через все
драмы и многие поэмы Лермонтова;
он напоминает благородных бунтарей
Шиллера в Байрона. Его любовь,
как и его ненависть, титаничны
и выражаются в монологах, исполненных
шиллеровской экспрессии. Трагедия не
знает полутонов; и характеры, в
конфликты в ней резко
Фернандо восстает против общественных пороков, своего рода персонификацией которых является галерея его противников. Это делает «Испанцев» социальной трагедией, точнее, социальной драмой, так как и конфликт, и характеры тяготеют скорее к драматической разработке.
В двух следующих прозаических драмах — «Menschen und Leidenschaften» (1830) и «Странный человек» (1831) — Лермонтов обращается непосредственно к современному ему русскому быту.
В этих драмах Лермонтов широко использует автобиографические мотивы (семейная распря, несчастливая любовь), но эти мотивы при всем их индивидуальном своеобразии органически входят в обобщенную картину исторической действительности с ее важнейшими социальными противоречиями, характерными для крепостнической эпохи.
Романтические «шиллеровские» элементы
все еще ощутимы в обрисовке
центральных образов этих драм. В
пафосе и даже во фразеологии приподнятых
монологов Юрия Волина («Menschen und Leidenschaften»)
и Владимира Арбенина («Странный
человек») явно сказываются традиции
и французской романтической
драматургии. Но бытовые сцены, рисующие
крепостническую усадьбу и
Подобная двуплановость
Прежде всего самая тема маскарада,
характерная и для