Время Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2010 в 17:08, Не определен

Описание работы

Диплом

Файлы: 1 файл

Время Петра Первого.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Основанием монастыря, в память об одном из наиболее чтимых в народе людей, Петр хотел придать  новому городу особое значение. В 1723 г. в монастырь были доставлены "мощи" Александра Невского, что сыграло  свою роль в деле укрепления положения  Петербурга как столицы.

При жизни Петра  в столице начинает развертываться строительство каменных общественных зданий. К их числу следует отнести  прежде всего здание Двенадцати коллегий, Кунсткамеру и каменный Гостиный двор на Васильевском острове.

После Полтавской победы начинается строительство в Петербурге и его окрестностях загородных домов и дворцов знати. Первой крупной резиденцией был Ораниенбаум (Ломоносов) , начавший строиться в 1710 г. и законченный в 1725 г.

Характерным примером пригородных дворцово-парковых ансамблей Петровского времени были Петергоф (Петродворец) , начатый в 1705 г. Принадлежащий самому Петру композиционный замысел Петергофа был чрезвычайно прост. Территория парка была рассечена продольными и поперечными перспективами, соединявшими между собой Верхний дворец, Монплезир, павильон Марли и Эрмитаж. Группой архитекторов были созданы водные каскады и фонтаны Петергофа. На топких берегах Финского залива уже в петровское время была создана блестящая царская резиденция - мировой шедевр садово-парковой архитектуры.

Начало XVIII столетия в истории развития русской архитектуры  ознаменована чрезвычайно знаменательными  творческими достижениями. За два  десятилетия были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные  сооружения, частью сохранившиеся до нашего времени, свидетельствующие о мощном расцвете архитектурного гения русского народа. Монументальное церковное и дворцово-парковое строительство характеризует русскую архитектуру середины столетия. В ведущей тематике архитектуры эпохи со всей яркостью сказалась политика дворянского абсолютистского государства, приведшая к расцвету монументального дворцового и культового строительства.

По мере застройки  города и роста его населения, стали возникать многие дополнительные хозяйственные проблемы. Местный грунт и обилие осадков делали улицы непроходимыми в сырую погоду. Началом крупных работ по замощению улиц столицы нужно считать указ от 24 октября 1714 г. о привозе камня в Петербург. Этот указ вменял в обязанность привозить по 10-30 камней (в зависимости от величины судна) всем приходящим в город судам (каждый весом не менее 30 кг.) и по 3 камня всем приезжающим возам (от 15 до 20 кг. каждый) . За каждый не довезенный камень полагался штраф в гривну. Первые работы по замощению основных магистралей выполнялись пленными шведами.

Но государство  не склонно было производить все  работы за счет казны. Мощение улиц, рытье водоотводных кюветов вдоль  них и посадка зеленых насаждений возлагалась на жителей, проживающих  вдоль этих улиц. Затем, чтобы "мостили во всем против образцов, чтобы впредь не перемащивать было"1, следили офицеры полиции.

Многочисленные водные протоки в городе вызывали необходимость  строительства мостов. В 1711 г. существовал  деревянный подъемный мост, соединявший  Петропавловскую крепость с Городским островом2. Это был первый мост в городе. К 1723 г. только на Адмиралтейском острове их было уже 17. При жизни Петра были устроены мосты через все водные протоки в черте тогдашнего города, не существовало лишь моста через Неву.

Рост города и все более усложнявшееся его хозяйство заставило Петра серьезно заняться вопросами управления Петербурга. Указом от 7 июня 1718 г. была создана должность генерал-полицмейстера - начальника городской полиции. В функции городской полиции входило поддержание внутреннего порядка, отлов беглых солдат, матросов и крестьян, направление в богадельни престарелых и увечных, сбор налогов с жителей города, организация тушения пожаров и многое другое.

Одним из крупных  мероприятий в области городского хозяйства было устройство уличного освещения.

Подводя итоги деятельности Петровского правительства в  деле развития городского хозяйства  Петербурга, следует отметить в этой области значительные успехи. Некоторые  отрасли Петербургского городского хозяйства были либо совершенно новыми для России, либо получили в Петербурге небывалое для русских городов развитие. По своему благоустройству, планировке, системе застройки Пететербург ушел вперед от других городов России. Эти успехи, однако, были достигнуты за счет беспощадной эксплуатации трудящегося населения и без того отягощенного бесконечными повинностями и поборами. Реальных же результатов для себя трудовые слои населения не видели, так как слободы работных людей оставались неблагоустроенными.

3. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ  НОВОЙ СТОЛИЦЫ. 

Промышленность Петербурга возникла и развивалась одновременно с возникновением и развитием  самого города и отражала условия  его возникновения и развития.

Наибольший удельный вес в Петербурге и его окрестностях получили те отрасли промышленности, которые обслуживали нужды флота и армии, а так же были вызваны к жизни самим строительством города и его ростом. Значительное развитие получили также и отрасли промышленности, удовлетворявшие потребности царского двора и столичной аристократии. Массовый спрос удовлетворялся в основном быстро развивавшимся мелким товарным производством, а также работой ремесленников на заказ и привозными товарами. Промышленные предприятия мануфактурного характера, работающие на массовый рынок, развиты были еще относительно слабо.

Главными отраслями  в оборонной промышленности Петербурга были судостроение и производство оружия. Все остальные отрасли, так или  иначе связанные с военными нуждами, имели подсобное значение.

Большого развития в Петербурге достигло кожевенное производство. Кожевенные предприятия возникали как частные, так и казенные. Их продукция шла на нужды армии и флота, на экспорт и на внутренний рынок. Зарождение их относится к 1711 г.

Вскоре после основания  Санкт-Петербурга в нем возникли две бумажные мастерские-мануфактуры. Обе они обслуживали, прежде всего, нужды города как столичного, административного и все более растущего культурного центра.

В разные годы при  Петре I в Петербурге было основано 4 типографии. Петербург стал крупнейшим центром книгоиздания.

Царский двор, правительственные  учреждения и знать, жившая в городе, потребляли много свечей. В связи  с этим в Петербурге получили заметное развитие воскобелильные и свечные  предприятия.

Первый стекольный завод был открыт в Петербурге в 1716 г. Он производил посуду, оконное стекло, зеркала и др.

С 1725 г. в Петербурге возникла гранильно-шлифовальная фабрика, занимавшаяся не только шлифовкой и  гранением стекла, но и драгоценных  камней.

Рост города, увеличение его населения привели к развитию предприятий пищевой промышленности. В Петербурге находилось большое число мукомолен, крупорушек, предприятий по выработке крахмала, растительного масла, пива, водки, табака и переработки сахара из привозного сахара-сырца.

Очень существенным элементом развития города, помимо концентрации здесь мануфактур и  ремесленного производства, являлась торговля. Петр I стремился превратить Петербург в "великий купеческий магазин" и в то же время в  основной торговый порт по связям со странами Западной Европы. В только что основанном и быстро растущем городе, каким был Петербург при Петре I, внутренняя и внешняя торговля были очень тесно связаны между собой.

Само основание  города на окраине России и его  растущие внутренние потребности вызвали возникновение и быстрый рост торговых связей с остальной Россией, включение его в формирующийся российский рынок. Важнейшую роль в этих связях стали играть водные пути сообщения.

Значительное внимание обращалось так же и на развитие сухопутных дорог, связывавших Петербург с различными торговыми центрами страны. Прокладываются дороги на реку Волхов и в Новгород, Москву, Нарву, Ригу и в другие места.

Всячески поощрялся  подвоз в Петербург из России продовольствия, сырья и различных товаров  как для внутреннего потребления города, так и для экспорта. Указом 1725 г. строжайше запрещалось кому бы то ни было перекупать на дорогах перевозимое в Петербург под угрозой конфискации купленного. За помеху купцам в их торговле с Петербургом существовал ряд наказаний "смотря по вине". Запрещалось вести в городе торговлю (розничную) всем, кто не записался в купечество. Запрещалось иностранным купцам торговать друг с другом под угрозой штрафа в 1000 рублей.

Своеобразной мерой  поощрения отечественного купечества был объявленный незадолго до смерти Петра I сенатский указ о пожаловании купцов в дворянское звание, поскольку "богатый купеческий человек государству для ради общенародной пользы полезнейший есть, нежели десять убогих шляхтичей... легионы попов, монахов и монахинь (если они не служат в церквях или школах) ... непотребных гуляльщиков... тунеядцев".

В области внешней  торговли с Западной Европой, Петербург  в результате исключительных мероприятий  Петра I, стремившегося превратить его  в "пристанище коммерции", занял первое место в России.

Надзор за торговлей  в Петербурге осуществляли таможни - внутренняя и портовая.

Первоначально иностранные  купцы имели право после прохождения  таможенных процедур выгружать товары даже в своих домах, что приводило  к всевозможным злоупотреблениям. Позднее, в 1723 г., были построены на Троицкой площади специальные таможенные склады, впоследствии они были выстроены также на Васильевском острове, Выборгской стороне, Петровском острове, на острове Буяне и в ряде других мест.

В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа русских купцов, правительство вводило при таможне строгую бракировку товаров. Однако эти меры не всегда достигали цели: обман имел место нередко как со стороны русских, так и иностранных купцов.

Быстрое развитие внутренней и внешней торговли Петербурга привело  к созданию в столице не только гостиных дворов, таможен, но и к  учреждению в ней биржи - раньше Парижской, Берлинской и некоторых других. Зародилась она в 1703 году первоначально как  собрание купцов у торговых рядов на Троицкой площади.

Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта уже  в середине XVIII в. достигла такого уровня, что Петербург занял по сумме  оборотов торговых первое место в стране.  

  ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. 

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

1. ПРОСВЕЩЕНИЕ И  НАУКА

Среди национальных культурных центров, рост которых порождался экономическим развитием страны в начале XVIII в., новая столица  заняла чрезвычайно видное место.

Задачи укрепления русского государства властно требовали  крупных мероприятий в области  культуры. Правительство Петра проводило  их с той же энергией, с какой  оно строило заводы и фабрики  для снабжения армии и усиления обороны страны. Новая столица стала главным средоточием вновь заводимых просветительных учреждений.

Культурная жизнь  столицы прежде всего определялась тем, что в ней были сосредоточены  разнообразные школы нового светского  типа. Укрепление абсолютистского государства  ставило в области просвещения новые задачи - создание кадров для государственного аппарата, для реформированной армии и вновь создаваемого военно-морского флота. Первые важные шаги в этом направлении были предприняты Петром еще в 1701 г. учреждением в Москве Школы математических и навигационных наук и Пушкарской школы, где изучались артиллерия и инженерство. По мере роста новой столицы, в ней открывались новые и переводились из Москвы некоторые ранее возникшие учебные заведения.

Образование в новой  столице имело преимущественно светский и притом ясно выраженный практический характер. Для абсолютистского государства, для успешного завершения борьбы за выход на морской простор, для постройки флота, для развития мануфактур нужна была не церковная, а новая реальная наука. Но только с 1715 г. начинается быстрый рост просветительных учреждений в новой столице. В этом году была открыта Русская школа, а через два года - Морская академия. Обучение в ней включало арифметику, геометрию, ружейные приемы, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, рисование и танцы.

Привилегированная военная дворянская школа стояла в центре внимания и забот правительства. Но потребности государства заставляли думать о подготовке специалистов некоторых  профессий и из разночинцев. Российское шляхетство, которое охотно шло в Рыцарскую академию, не обнаруживало склонности корпеть над науками. Труд врача, учителя, переводчика, инженера, даже ученого в очень слабой мере манил к себе дворян, пренебрежительно относившихся к этим "неблагородным" занятиям. Поэтому одновременно с привилегированной школой столицы стали возникать и школы для разночинцев, как профессиональные, так и общеобразовательные.

Информация о работе Время Петра Первого