Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2010 в 19:39, Не определен
Актуальность данной работы подтверждается тем, что в настоящее время много исследователей, занимающихся изучением данной темы и посвятивших ей свои научные работы. Версаль – культурно-исторический памятник, привлекающий своей красотой бесчисленное множество туристов, желающих оценить всю прелесть богатства построения, что безусловно вызывает и мой интерес подробного изучения
Финал драмы. Он был сыгран в Нанте, куда король пригласил Фуке под предлогом открытия Сессии Генеральных Штатов Бретани. Деликатную миссию ареста сюринтенданта поручили Шарлю де Бац-Кастельмору, известному благодаря романам А.Дюма под именем д’Артаньяна.
Надо сказать, что три мушкетера, подвигами которых каждый увлекался в детстве, не были плодом фантазии знаменитого писателя. Подлинное имя Атоса – Арман де Сийер д’Атос д’Отевиль. Его отец был разбогатевшим торговцем, купившим дворянское звание. Портос, Исаак де Порто, служил в роте мушкетеров Его Величества. Арамис, Анри д’Арамиц, был мушкетером под началом своего двоюродного брата Тревиля.
Д’Артаньян родился в замке Кастельмор. Правда, замок – это слишком сильно сказано. На самом деле Кастельмор – маленький домишко, неоднократно перестраивавшийся. Никогда в этом доме не видели достатка. После того как в 1664 году бравый гасконец стал мушкетером, его судьба была неразрывно связана с сильными мира сего. В течение 30 лет он неисправно выполнял самые деликатные поручения и погиб при осаде Маастрихта в июне 1673 года. [20, с. 54-56]
4 сентября 1661 года Людовик пригласил к себе д’Артаньяна и отдал приказ об аресте Фуке. В письме к матери король сообщал: «Сегодня утром сюринтендант пришел, как обычно, работать со мной, и я беседовал с ним то об одном, то о другом, делая вид, что ищу бумаги. Это продолжалось до тех пор, пока я не увидел д’Артаньяна во дворе замка. Тогда я отпустил сюринтенданта».
Д’Артаньян арестовал Фуке. Он был посажен в карету вместе с четырьмя офицерами-мушкетерами. Через некоторое время к ним присоединились еще 100 человек охраны. Так конвоировали бывшего министра – как опасного государственного преступника.
Архитектура имения Фуке была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фуке, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка. А творцы парка и замка Во-ле-Виконт, Ленотр и Лево, были привлечены к строительству Версаля.
Расправа
с сюринтендантом раскрыла значение
политического наследия Ришелье и Мазарини
для неограниченной королевской власти.
Их идеи легли в основу здания абсолютной
монархии, которое Людовик XIV перестроил
по своему образу и подобию.
1.2
История Версаля
– замка Короля-Солнце
К шедеврам мировым мы наш полет направим,
В торжественный Версаль, в сияющий Марли,
Что при Людовике свой облик обрели…
(Жак Делиль, «Сады»)
Этим шедевром невозможно не восхищаться. Приблизившись к Версалю, вы видите, как яркое солнце заливает Версальский дворец и высвечивает во всей красе и необъяснимой прелести полные изящества линии его строений на фоне беспокойной прозрачной зелени парка и легких, словно сотканных из воздуха, бассейнов.
Нельзя не согласиться, что Версаль – это чудо света и бесценный дар французской нации всему человечеству. Минуя Парижское авеню, вы проходите площадь Оружия и оказываетесь перед высокими парадными воротами, врезанными в изящную черно-золотую решетку. На площади Министров вас встречает памятник Людовику XIV. Его установили через сто двадцать лет после смерти Короля-Солнце, в 1835 году. Восседающий на коне король величественно и строго смотрит на переменчивый мир, на свое творение, символ мощной государственной власти, Версаль.
Когда в 1624 году Людовик XIII торжественно въехал в свой новы небольшой замок, выстроенный на холме среди бескрайних лесов на западе Парижа, еще ничто не предвещало Версалю будущей легендарной судьбы. Молодой и честолюбивый Людовик XIV в начале своего царствования не мог даже предположить, что ему удастся преобразовать замок отца до такой степени, что он превратится в самый большой и роскошный дворец Западной Европы с его легендарными садами и своеобразным королевским городком. Людовик VI, а затем Людовик XVI с особым трепетом относились к наследию, оставленному Королем-Солнцем. Они привносили свои изменения в соответствии с веяниями эпохи и по-своему обогащали его. [14, с. 110-112]
И все же потребовалось еще около двух столетий непрестанных трудов для того, чтобы превратить заболоченную местность в одно из прекраснейших мест на земле. Казалось, что Революция не пощадит Версаль, однако в это время он уже перестал символизировать ненавистную абсолютную монархию. В результате почти все великолепные архитектурные памятники остались нетронутыми. Французский народ осознал, что многие поколения художников, архитекторов, скульпторов – величайших мастеров своего времени – оставили здесь бесценное художественное достояние страны.
Как
мечтал создатель этого шедевра
Король-Солнце, эта сокровищница в
настоящее время открыта для
посетителей со всех уголков Земли.
Конечно же, это восторженные посетители;
они любуются необычайной красотой, испытывают
радость от общения с истинным искусством
и проникаются особым духом Парижа – духом
любви, ибо даже тот, кто никогда в жизни
не бывал в Париже, не может не проникнуться
его обаянием, обаянием ностальгии. Для
русского человека Париж – город, обладающий
особой неповторимостью и привлекательностью,
любой его посетитель оказывается во власти
чудных грез, напоминающих разноцветные
прозрачные крылья легкой бабочки.
Поистине Париж – лучший город на свете,
ибо он – это любовь и так же разнообразен,
как любовь. Каждый русский человек испытывает
чувства, подобные тем, что описал Максимилиан
Волошин в своих чудных стихотворениях,
посвященных Парижу:
На старых каштанах сияют листы,
Как строй геральдических лилий.
Душа моя в
Звенит от безвольных усилий.
Я болен весеннею смутной тоской
Несознанных миром рождений.
Овей мое
Зеленых своих наваждений!
И манит, и плачет, и давит виски
Весеннею
Неси мои
На волю, к широкому устью!
Перепутал карты я пасьянса,
Ключ иссяк, и русло пусто ныне,
Взор пленен садами Иль-де-Франса,
А душа тоскует по пустыне.
Бродит
Вся закатным пламенем объята…
Мне же снятся рыцари Грааля
На скалах суровых Монсальвата.
Мне, Париж, желанна и знакома
Власть
Ах! В душе – пустыня Меганома,
Зной, и камни, и
сухие травы…
Создание, постройка и оформление Версальского замка навеяны мифами о Солнце и Аполлоне, а поэтому он поистине излучал сияние французского классицизма. Для всех последующих поколений замок был и остается до сих пор местом встреч самых представительных людей современного мира.
В XVII столетии светская власть, подражая власти церковной, захотела влиять на умы людей и общественное сознание. Короли представляли себя людьми особой породы, более высшего порядка, нежели все остальные. Само Божественное провидение своей волей вознесло их над простыми смертными.
Людовик XIV являлся самым могущественным европейским монархом, поэтому пышное возвеличивание власти стало частью его политической программы.
Сначала королевский дворец планировали построить в Париже. Для этого из Италии был вызван сам великий Бернини. Однако этот грандиозный замысел так и не был осуществлен. Волей судьбы символом абсолютной монархии стал Версаль.
Людовик XIV действительно являлся самым великим французским королем, не имеющим себе равных в истории. Его царствование было самым долгим – 54 года, и период его правления вошел в историю под названием «Золотой век». Это время представляло собой классический образец абсолютной государственной власти. Государственное устройство Франции того времени, как это ни парадоксально звучит, можно уподобить «советскому строю». Конечно, общественные порядки меняются, меняются наименования правителей; их можно называть по-разному – королем, генеральным секретарем, председателем, но суть от этого не меняется, и институт государственной власти оказывается аналогичным, что во Франции XVII столетия, что в России сталинских времен. Символы в искусстве также оказываются аналогичными.
Для доказательства подобной точки зрения сначала вскользь упоминаем о наиболее сходных моментах в истории двух стран. Людовик XIV ограничил полномочия парламента, лишив его всякого влияния на ход государственных дел. Парламент мог только регистрировать законодательные акты, но не решался даже попробовать внести в них какие-либо поправки. Временами проводились громкие судебные расследования, как, например, дело министра финансов Никола Фуке (судебный процесс «об отравлениях»), причем к ответственности привлекались придворные, титулованные особы. Все население страны, включая также дворянство, было обязано выплачивать обязательный подоходный налог - капитасьон. В критический момент войны между Францией и Испанией король обратился за поддержкой ко всем своим поданным. Помните: «Братья и сестры…»? [11, с. 223-224]
Режим абсолютной власти регулярно повторяется в истории. Для Франции это было именно время правления Людовика XIV.
Могущество монарха прослеживается во всем. Вот, например, королевская спальня в Версале. Здесь в течение многих лет король пробуждался ровно в 8 утра и неизменно отходил ко сну около полуночи.
Рядом расположена Галерея зеркал, или большая галерея. Ее длина 5 метров, ширина 10 метров. Солнечный свет струится из 17 огромных окон и отражается в огромном панно, составленном из 400 зеркал. Каждый вечер здесь отражалось пламя 3 тысяч свечей, которые зажигались во время различных торжественных событий, дворцовых праздников. Приемов иностранных послов, а цель преследовалась одна – показать символ идеального могущественного монарха.
На памятной медали, выпущенной в 1663 году, Людовик XIV предстает в образе Аполлона, который спускается с небес на землю. В правой руке он сжимает рог изобилия, в левой – оливковую ветвь, вечный символ мира и благоденствия. На одной стороне медали можно увидеть надпись: «В какие счастливые времена мы живем», на другой – «Не многим равный».
2. Версаль: Великолепный синтез дворца и парка
2.1 Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам
Одним из крупнейших памятников французской архитектуры XVII века является Версальский замок – чудо дворцово-паркового искусства. Он создан по приказу Людовика XIV, задумавшего выстроить небывалую королевскую резиденцию, превосходящую все прежние красотой и великолепием, наглядно демонстрирующую величие и мощь королевской власти, прославляющую короля-солнце – самого могущественного из всех европейских государей.
Сен-Симон в своих «Мемуарах» отзывался о Версале как о самом унылом и неблагодатном месте – без воды, без леса, без земли (поскольку почва там или песчаная, или болотистая) и, естественно, без воздуха, которого там даже, и быть не могло.
Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах уже с XI века. Это даже и не деревня, а очень скромная деревушка, приютившаяся у склона холма. Таких вокруг столицы было разбросано много. Версаль пересекала дорога (он стоял как раз на пути), ведущая из Нормандии в Париж, до которого отсюда было 18 километров. Поэтому здесь всегда останавливались путники.
Деревня вошла в историю в конце XVI века, когда в здешнем замке в 1570 году остановился по пути на встречу с Екатериной Медичи Генрих IV – будущий король Франции. Потом, уже став королем, именно сюда он приезжал охотиться.
В 1606 году на своей первой охоте в Версале был его сын, будущий король Людовик XIII, которому нравилось уединиться здесь с несколькими близкими друзьями. Историки отмечают, что по натуре Людовик XIII был человеком робким, двор его враждовал, мать и жена постоянно пугали бесконечными интригами. И в этих местах король захотел поставить скромный охотничий домик, где можно было бы с большими удобствами. Чем до сих пор, обставить недолгие часы своих развлечений.
В
1624 году король купил болотистую землю,
окруженную полями. На месте будущего
знаменитого дворца тогда возвышалась
только ветряная мельница. Правда, вскоре
началось спешное строительство, но
возводившийся замок был
Информация о работе Версаль как политический и культурный символ Франции