Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:49, Не определен
история происхождения удмуртов, их культура и религия, соседство с другими фино-угорскими народами, положение удмуртов на современном этапе
ГОУ ВПО
«Удмуртский государственный
Институт
иностранных языков и литературы
Реферат на тему:
Удмуртия:
этнокультурная специфика в историческом
измерении и на современном этапе.
Удмурты как этнос.
Выполнил: студент 3 курса, гр. 28-31
Ижевск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 3
2. Удмуртия: этнокультурная
специфика в историческом
и на современном этапе. Удмурты как этнос. 4
3. Заключение 14
4. Использованная
литература 16
ВВЕДЕНИЕ
В обширном сообществе народов России весьма существенную роль играют финно-угорские (уральские) этносы, пространственно занимающие практически весь европейский Север, Волго-Камье и Зауралье, т. е. некогда бескрайние лесные земли, нередко «освоенные» только многочисленными мифами и преданиями. Уральскую (а точнее урало-юкагирскую) языковую семью составляют около 20 этносов. Один из них — удмурты. По численности в этой семье они занимают 2-е место — после мордвы — в России, и 5-е – в мире, куда входят также венгры, финны, мордва, эстонцы, марийцы, коми, карелы, ханты, манси, саамы и др. И тем не менее уральцы, и особенно удмурты, не очень-то известны в мире, и даже в самой России.
Довольно часто, когда я выезжала в крупные города России (в Санкт-Петербург, в Сочи) и знакомилась с местными жителями, представляясь, что я из Удмуртии, многие просто понятия не имели, где она находится. Некоторые предполагали, что она расположена «где-то на границе с Монголией», и никак не соглашались поверить, что Удмуртия все же является европейской частью России.
Для меня такое положение дел не очень приятно, ведь я сама не просто родом из Удмуртии, но и по национальности удмуртка. К сожалению, в связи с отсутствием практики (уже с детского сада со мной полностью разговаривали на русском языке) на удмуртском я не говорю, хотя понимаю его и вполне смогу разъясниться, но я люблю удмуртские праздники и обычаи, и особенно сам народ.
И
поэтому я выбрала данную тему
для своей работы, так как она для меня
более близка и интересна.
УДМУРТИЯ: ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. УДМУРТЫ КАК ЭТНОС.
Удмурты (прежнее название — ары, аряне, арские люди, чудь вотяцкая, отяки, вотяки) — люди, издревле живущие в Прикамье. Это сравнительно небольшой народ, который имеет большую историю.
Как уже отмечалось, по языку удмурты принадлежат к финно-угорской группе. Самые дальние родственники удмуртов по языку — это венгры на Дунае, ханты и манси на Оби. Многие финно-угорские языки, несмотря на их древнее родство, довольно далеко в буквальном и переносном смысле отошли друг от друга. И все же лингвисты находят около 1000—1200 слов, общих для финно-угров. Вот некоторые из них: глаз — удм. син, коми син, мар. сен-зя, морд, сельме, фин. сильма, венг. сем; дерево — удм. пу, коми пу, мар. пу, фин. пуу, венг. фа; стрела — удм. ньол, коми ньол, морд, нал, фин. нуоле, венг. ньил; кость — удм. лы, коми лы, мар. лу, фин. луу, манс. лу, и т. д. Наиболее близки удмуртскому языки коми (около 80% слов общего происхождения). Вместе они составляют пермскую ветвь финно-угорских языков. Языковые параллели могут говорить как об общности происхождения финно-угров, так и о прямом или опосредованном этнокультурном взаимодействии. Например, удмурты имели с марийцами и особенно с коми постоянные связи, что сказалось на их языке и культуре.
Письменность на удмуртском языке была создана в XVIII в. на основе кириллицы. Первая научная грамматика удмуртского языка была опубликована в 1775 г. (ее создателем считается казанский архиепископ Вениамин — В. Г. Пуцек-Григорович). Книгопечатание на удмуртском языке началось в XIX в., тогда же появились первые календари, газеты. Выделяют северное, южное и периферийные диалекты. Литературный язык складывается на основе срединных говоров. Правительственным постановлением в 1995 г. создана термино-орфографическая комиссия, призванная оптимизировать сложные процессы развития и обновления удмуртского языка.
В антропологическом отношении удмурты относятся к малой уральской расе, которой присуще преобладание европеоидных черт с некоторыми элементами монголоидности. Дискуссионным остается вопрос об «удмуртской» монголоидности: является ли она результатом длительного взаимодействия европеоидной и монголоидной рас или это продукт древней адаптации к местным условиям? Видимо, скорее всего — второе. Отличительной особенностью антропологии удмуртов является их высокий индекс рыжести, по этому признаку они превосходят даже «мировых чемпионов по златоволосости» — кельтов-ирландцев. Между тем рыжий цвет в антропологии считается довольно загадочным. Даже солнце пристрастно к рыжим: они не загорают, а часто обгорают; раны у рыжих медленнее заживают. Удмурты имеют целый комплекс специфических черт как внешнего, так и внутреннего, душевного свойства — столь известная и выделяемая многими учеными удмуртская обидчивость, ранимость, уязвимость, «стеклянная хрупкость».
Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом, нередко скуластые. Несмотря на сложность и условность психологических характеристик, можно утверждать вслед за путешественниками и исследователями XVIII—XIX вв., что удмурты в большинстве своем миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали» (РадищевА.Н. «Записки путешествия в Сибирь»). Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства. Естественно, исторические перемены, контактирование со многими, самыми разными этносами, не могли не сказаться на внешних и внутренних характеристиках современных удмуртов.
О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов. Большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в III тысячелетии до н. э., а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов. Считается, что основой для формирования финно-язычных удмуртов послужили автохтонные племена междуречья Вятки и Камы. Также необходимо учитывать влияние на развитие местных племен и со стороны их этнических соседей: древних иранцев, угров и тюрок – широкого этнокультурного спектра.
Об истоках собственно удмуртского этногенеза можно, по-видимому, говорить с ананьинской археологической культуры (VIII—III вв. до н. э.). Ананьинцы — общие предки удмуртов, коми и марийцев. На базе ананьинской культуры вырастает ряд локальных культур первых веков н. э.: гляденовская (Верхняя Кама), осинская (Средняя Кама, устье р. Тулвы), пьяноборская (устье р. Белой). Полагают, что гляденовцы — предки коми, осинцы и пьяноборцы — древние удмурты. По всей вероятности, в тот период и начался распад пермской этнолингвистической общности. В первой половине I тысячелетия до н. э. часть населения с Камы уходит на Вятку и ее приток Чепцу. Здесь, в Чепецком бассейне, возникает новая археологическая культура — поломская (III—IX вв.). Поломскую культуру сменяет чепецкая (IX—XV вв.), которая прослеживается уже до того времени, когда появляются первые письменные источники по удмуртам.
У удмуртов сохранились легенды о том, что когда-то удмуртское племя Ватка жило на р. Вятке. Об этом же говорит и «язык земли» — топонимика. На Вятке очень много удмуртских топонимов. Они неоспоримо свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили удмурты. Особенно густо они населяли местность около современного г. Кирова. Где-то на рубеже I—II тысячелетий н. э. удмурты, жившие на Вятке, составляли древнеудмуртскую общность. Тогда же мог появиться сам этноним «удмурт», который, по-видимому, генетически восходит к булгарскому названию р. Вятки — Ваты («ват-мурт —от-мурт — ут-мурт — уд-мурт»: человек с Вятки). Существуют и другие толкования этнонима «удмурт». В русском звучании этот термин приобрел форму «вотяк»: к древнему корню «ват» был прибавлен типичный словообразовательный суффикс (ср.: пермяк, сибиряк). В условиях царской России с ее неравной политикой по отношению к «инородцам» термин «вотяк» воспринимался удмуртами как уничижительный и даже оскорбительный (ср.: мари — «черемисы», украинцы — «хохлы», евреи — «жиды» и т. д.), хотя даже государственное образование удмуртов при его создании (4 ноября 1920 г.) первоначально было официально определено как «Автономная область вотского (вотякского) народа» и лишь в 1932 было переименовано в Удмуртскую АО, в 1934 — АССР. На бытовом уровне термин «вотяк» встречается порой и сейчас, порождая массу обид. Самоназвание «удмурт» зафиксировано с XVIII в.
Древние удмурты испытали длительное этнокультурное воздействие со стороны тюрок. Удмуртско-тюркские связи, начавшиеся еще в I тысячелетии н. э., усилились в булгарское и татарское времена. Они сыграли определенную роль в формировании некоторых сторон культуры и быта удмуртского народа, особенно его южной группы. От тюркских соседей удмурты получили имя «ар». Оно встречается с XII в., а татары и сейчас называют удмуртов арами. Это название попало в некоторые русские источники, где удмурты известны как «аряне», «арские люди» (отсюда же — город Арск, Арское поле, Арская улица в Казани). В конце I тысячелетия н. э. марийские племена, которые вышли к Вятке, заставили потесниться древних удмуртов, перейти на левый берег реки и заселить бассейн рек Кильмези и Валы. Многие удмуртские легенды повествуют о столкновениях удмуртов с марийцами из-за земли. В легендах все решали состязания богатырей: кто дальше перебросит ногой кочку через реку, тот и будет жить здесь. Удмуртский богатырь оказался сильнее, и марийцам, несмотря на их хитрость (их богатырь подрезал кочку), пришлось отступить. В действительности же марийцы проникли довольно далеко в глубь удмуртских поселений (топонимы на -нер: Кизнер, Сизнер — явно марийского происхождения). Другая часть удмуртов ассимилировалась в русских поселениях на Вятке. Третья часть ушла на Чепцу, где уже раньше жили удмурты. К концу XVII в. они в основном занимали территорию нынешнего расселения.
11 июня 1489 г. вместе с вятчанами — русскими людьми в состав Московского государства вошли и северные удмурты, которых под именем «иных агарян» упоминает летопись (Сказания русских летописцев о Вятке // Труды ВУАК. Вятка, 1905). Южные удмурты в Арской земле, которая вначале находилась во владении Булгарского государства, а затем Казанского ханства, вошли в состав подданных Русского государства в 1552 г., когда Казань покорилась Москве.
После
присоединения Вятки там было
установлено обычное для
Проблема социального строя удмуртов накануне присоединения к Русскому государству остается слабо разработанной и дискуссионной. В XV—XVI вв. удмурты, по-видимому, находились на стадии перехода от общинно-родовой организации к классовым (раннефеодальным) отношениям. С присоединением к России удмуртский мир целиком и разом был включен в общефеодальную систему государства. В результате социальный строй удмуртов своеобразно трансформировался: развитые феодальные отношения наложились как бы сверху, внутри же удмуртского этноса еще долго продолжали сохраняться структурообразующие единицы иного социально-экономического порядка (веме — формы коллективной взаимопомощи родственников, кенеш — общинный сход, воршуд — социально-культовое объединение, ведущее свое происхождение еще от тотемической эпохи и т. д.). Незавершенность форм социальной организации, многоукладность в системе хозяйствования создавали множество противоречивых проблем в развитии средневекового удмуртского общества. Очевидно, можно утверждать, что с середины 2-го тысячелетия был прерван обусловленный и определявшийся преимущественно внутренними факторами ход исторического развития, с этого времени доминирующую роль стало играть внешнее воздействие. Вместе с тем вхождение удмуртского народа в состав русского централизованного государства имело в исторической перспективе прогрессивное значение: ускорился процесс социально-экономического развития, все группы оказались в рамках единого государства — появились объективные условия для сложения удмуртской народности.
Информация о работе Удмурты как этнос в историческом развитии и на современном этапе