Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:25, реферат
Основные цели данной работы:
Более подробное изучение культуры страны, а именно на рубеже XIV и XV веков: здесь творил один из величайших живописцев того времени — Феофан Грек.
Установление причин, по которым XIV-XV века являются периодом наивысшего расцвета в истории древнерусской живописи.
Познание и более подробное изучение произведений искусства данного периода, отражающих дух эпохи.
Выявление отличительных особенностей искусства XIV-XV века. Не только обязанность, но и большое счастье каждого — знать и любить все бесценное, что создали своим талантом выдающиеся сыновья России. Подлинное глубокое и серьезное знание художественного наследия — это понимание современности как органической части исторической жизни во всей ее сложности и противоречивости, История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность — эту почву настоящего искусства.2
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕОФАН ГРЕК И РУСЬ 6
1.1 Феофан Грек. 6
1.2. Новгород и Москва до появления Феофана Грека 7
ГЛАВА 2. 9
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ 9
2.1. Церковь Спаса Преображенского 11
2.2. Церковь Федора Стратилата 14
2.3. Церковь Успения на Волотовом поле 16
2.5. Книжная миниатюра 20
ГЛАВА 3. 25
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ 25
3.1. Церковь Рождества Богородицы 27
3.2. Архангельский Собор 28
3.3. Благовещенский собор 29
3.4. Светские росписи 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Приложение 1 35
Приложение 2 35
Приложение 3 36
Приложение 4 36
Приложение 5 37
3.2. Архангельский Собор
Через
несколько лет Феофан создал новую
роспись в великокняжеском
храме-усыпальнице— в Архангельском
соборе Московского Кремля. Летописная
запись называет год росписи (1399) и дает
дополнительные сведения: о работе Феофана
вместе со своими учениками. Архангельский
собор, построенный в 1333 году и расписанный
1345-1346 годах артелью великокняжеских мастеров,
в 1382 году, во время нашествия
Тохтамыша, полностью выгорел. Его поновление
великий князь поручил Феофану. В целом
это была традиционная (по содержанию
и сюжетам) для конца XIV века «византийско-русская»
фресковая роспись. Однако один сюжет
удивил Епифания Премудрого: на стене
Архангельского собора Феофан написал
город (крепостную стену). Что это был за
город? Некоторые исследователи считают,
что Феофан изобразил Московский Кремль.
Но более вероятным кажется предположение,
что это было своеобразно исполненное
изображение либо «Небесного града» (Иерусалима),
либо какого-то другого библейского города,
помещенного в одной из композиций «деяний»
архангела Михаила или подобных им новозаветных
сюжетов — таких, как, например, «Вход
Господень в Иерусалим». Росписи Феофана
Грека не сохранились: в 1500 году старый
Архангельский собор был разобран и на
его месте возведен ныне существующий
храм.28
3.3. Благовещенский собор
В Москве, возможно под воздействием московской живописной традиции, Феофан проявил в своих композициях меньше страсти, меньше динамизма, но зато больше, чем в Новгороде, величавой торжественности. Об этом, во всяком случае, свидетельствуют написанные им центральные фигуры деисусного чина иконостаса Благовещенского собора, среди которых особенно привлекает своим живописным совершенством фигура Марии. Других его московских работ не сохранилось.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (1405 г.) — великое произведение искусства. Возникшие на русской почве идея и композиция иконостаса получили полное развитие в этом памятнике монументальной живописи.
Фигуры деисусного чина — на досках высотой более 2 м и шириной более 1 м. Это придало иконостасу невиданную ранее внушительность, можно сказать, грандиозность, причем, что очень характерно для древнерусского мироощущения, деисусная композиция, утверждающая идею заступничества стала основной во всем живописном убранстве храма.
Кроме самого Феофана, над росписью Благовещенского собора работали под общим его руководством «Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Чернец — значит простой монах. Таково самое раннее дошедшее до нас летописное упоминание о Рублеве (при этом на последнем месте! — из чего можно заключить, что он был младшим из трех мастеров).
От созданного тремя мастерами до нас сохранились в иконостасе второй ряд (деисусный) и третий (праздничный). Мы распознаем руку Феофана в основных фигурах второго ряда, готовы признать руку Рублева главным образом в композициях третьего ряда, наиболее тонких по краскам, наиболее лирических и ритмичных, приписав остальные, отнюдь не лишенные живописных достоинств, старцу Прохору.29
Деисусный чин Благовещенского собора Московского Кремля. Раньше его относили к творчеству Феофана на основании летописной записи о «подписи» церкви Благовещения в 1405 году тремя мастерами. Исследователи полагали, что в том же году одновременно с росписью был исполнен и иконостас, от которого сохранились деисусный и праздничные ряды, до сих пор находящиеся в иконостасе Благовещенского собора. Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, показали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Для восстановления убранства выгоревшего придворного храма по приказу царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. Особенности иконографии Благовещенского Деисуса, духовное содержание и своеобразное художественное исполнение все же позволяют предположить, что его автором был Феофан Грек. Более того, кажется возможным относить первоначальное местонахождение этого уникального Деисуса к Успенскому собору города Коломны, в связи с его росписью в 1392 году. Из Успенского собора происходит и знаменитая икона Богоматерь Донская с Успением на обороте, ближайшая аналогия которой – образ Богоматери из Благовещенского Деисуса. Не исключено, что деисусный чин и икона Богоматери были созданы для успенского собора Коломны в 1390-е годы по заказу великой княгини Евдокии в память о рано умершем супруге Дмитрии Ивановиче (Донском) и его православных воинах, павших на Куликовом поле.
Уникальной
особенностью иконографии Благовещенского
Деисуса является помещенный в центре
ряда образ Христа Вседержителя и Судии
Второго Пришествия, восседающего на огненном
небесном престоле в окружении Небесных
сил. По своему духовному содержанию он
напоминает образ Вседержителя из купола
новгородской церкви Спаса Преображения
1378 года. Высочайшее художественное качество
деисусного чина также вызывает ассоциации
с виртуозной феофановской росписью,
хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого
стилистического сходства.30
3.4. Светские росписи
Феофан выполнял заказы не
только великого князя и его
ближайших родственников, но и
других именитых людей. Здания
эти давно исчезли с лица
земли, на долю исследователей
остаются лишь догадки и
Следующее сообщение Епифания самое загадочное: «Терем у великого князя расписан невиданно и необыкновенно». Что же это была за роспись, если она оказалась незнакомой и удивительной даже для такого образованного человека, как Епифаний Премудрый? Исследователи высказали очень правдоподобное предположение, что для росписи великокняжеского терема (деревянного дворца?) Феофан использовал неизвестные на Руси аллегорические сюжеты. Удивившие Епифания «страннолепные» картины, вероятно, напоминали изображения, украшавшие дворцы богатых вельмож в Галате, генуэзском предместье Константинополя, и Каффе (ныне город Феодосия), в росписи которых, можно думать, принимал участие сам Феофан.
Последняя работа Феофана, о которой упоминает Епифаний и сообщает Троицкая летопись, — роспись каменной церкви Благовещения на дворе великого князя в Московском Кремле, исполненная в 1405 году совместно со старцем Прохором из Городца и чернецом Андреем Рублевым. В летописной записи 1405 года имя Феофана поставлено на первом месте. Он был ведущим мастером, ему принадлежал общий замысел и иконографическая программа стеноросписи. Придворная церковь Благовещения была полностью перестроена в 1416 году. В 1485-1489 годах ее сменил ныне существующий собор. В середине — второй половине XVI века, после пожара 1547 года, на западной стене собора вновь изобразили «Апокалипсис», а на южной галерее - «Древо Иесеево» с портретами эллинских мудрецов — сюжеты, восходящие к первой росписи Феофана Грека.31
Все другие произведения, сохранившиеся с конца XIV - начала XV века и по стилю художественного исполнения как будто несколько напоминающие феофановские росписи в Новгороде, приписываются творчеству великого Грека гипотетически. Первое место среди них занимает
Феофановское
направление было лишь одним из течений
в московской живописи конца XIV — начала
XV века. Тем не менее оно сыграло свою роль
в процессе формирования московской школы
живописи, обогатив московское искусство
совершенно новыми художественными решениями.
В Феофане поражают сложность духовной
культуры, неисчерпаемая фантазия, умение
передать самые тонкие душевные движения.
Все это было великолепно использовано
московскими живописцами. Но они отказались
от напряженного психологизма и суровости
феофановских образов, взяв лишь то, что
отвечало их стремлениям и исканиям.32
XV век — период наивысшего расцвета в истории древнерусской живописи. В это время иконопись решительно становится господствующим искусством, имеющим столь самобытный характер, что любое произведение несет на себе неповторимо русскую печать. Образы святых наделяются особой просветленностью. Проясняется палитра, краски которой образуют яркую, цветистую гамму, упрощаются формы, приобретающие скупую выразительность.
Феофановское направление было лишь одним из течений в московской живописи конца XIV — начала XV века. Тем не менее оно сыграло свою роль в процессе формирования московской школы живописи, обогатив московское искусство совершенно новыми художественными решениями. В Феофане поражают сложность духовной культуры, неисчерпаемая фантазия, умение передать самые тонкие душевные движения. Все это было великолепно использовано московскими живописцами. Но они отказались от напряженного психологизма и суровости феофановских образов, взяв лишь то, что отвечало их стремлениям и исканиям.
Талантливый
греческий художник Феофан, около
трети десятилетий своей жизни
расписывавший храмы в
Приложение 1
Феофан Грек. Мельхиседек. Фрагмент
росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
Приложение 2
Феофан Грек. Макарий Египетский. Фрагмент
росписи церкви Спаса Преображения на
Ильине
улице в Новгороде. 1378 г.
Приложение 3
Феофан Грек. Даниил Столпник. Фрагмент
росписи церкви Спаса Преображения на
Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
Приложение 4
Приложение
4
Архангел Рафаил.
Фрагмент росписи церкви Федора Стратилата в Новгороде. XIV в.
Приложение 5
Феофан Грек. «Богоматерь Донская». Икона.
Новгородская школа. Конец XIV в.
Доска липовая. Паволока, левкас, яичная темпера.
Москва.
Государственная Третьяковская
галерея.