Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 23:58, доклад
Для вдумчивого анализа ситуации в мире и эффективного воздействия на нее необходима какая-то упрощенная карта реальности, некая теория, модель, парадигма. На протяжении сорока лет в области международных отношений было принято думать и действовать в рамках крайне упрощенной, но весьма полезной модели "холодной войны". После падения коммунистического мира международная система времен "холодной войны" стала историей. Когда прежняя парадигма не способна объяснить новые факты, ее следует заменить иной парадигмой, которая способна более удовлетворительно толковать их. Было разработано несколько альтернативных моделей мировой политики:
27). КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ:
существуют на нескольких уровнях:
на локальном уровне возникают конфликты по линии разлома: между соседними государствами, принадлежащими к различным цивилизациям; внутри одного государства между группами из различных цивилизаций. На этом уровне современной мировой политики основные конфликты возникают между мусульманами и немусульманами.
на глобальном уровне возникают конфликты между стержневыми государствами различных цивилизаций. Основное столкновение - между Западом и цивилизациями- претендентами: мусульманский демографический рост и азиатский экономический подъем (особенно возвышение Китая) - потенциальный источник наиболее важных межцивилизационных конфликтов.
28). КОНФЛИКТЫ ПО ЛИНИЯМ РАЗЛОМА:
могут происходить между принадлежащими к различным цивилизациям а) государствами; б) неправительственными группировками; в) между государствами и неправительственными группировками. Для них свойственны ожесточенность и кровопролитность, поскольку на кону - фундаментальные вопросы идентичности. Чаще всего в таких конфликтах борьба идет за обладание территорией. Целью по меньшей мере одного из участников конфликта является завоевание территории и освобождение ее от другого народа путем изгнания или физического уничтожения, или того и другого вместе (что представляет собой "этническую чистку"). Являющаяся объектом спора территория часто рассматривается одной или обеими сторонами как крайне важный символ их истории и идентичности, как некая священная земля, на которую они имеют незыблемое право: западный берег реки Иордан, Кашмир, Нагорный Карабах, долина Дрины, Косово. Такие войны с трудом поддаются разрешению посредством переговоров и компромиссов. Если соглашение достигнуто, часто случается так, что его подписывают не все группы с обеих сторон конфликта, и обычно этому соглашению следуют недолго. Войны по линиям разломов являются войнами переменного характера: они могут взорваться акциями массового насилия и затем угаснуть до вялотекущих боевых действий. Однако костры общинной идентичности и ненависти редко затухают полностью.
войны вдоль линий разлома: имеют затянувшийся, периодический характер, высокий уровень насилия; исходят из глубочайшего различия - религиозного. Локальные конфликты приобретают глобальное значение, поскольку в них участвуют группы, представляющие собой более крупные культурные общности (цивилизации). Благодаря развитию транспортных сообщений и средств коммуникации борющимся группам стало проще обращаться с просьбами о помощи, а родственные им группы могут сразу же узнавать о судьбе этих партий, обеспечивая им моральную, дипломатическую, финансовую и материальную поддержку.
29). Локальные конфликты по линиям разлома между мусульманами и немусульманами. Какими факторами обусловлен всплеск в конце ХХ века войн вдоль линий разлома и ведущая роль мусульман в них? Эти войны имеют свои корни в истории. В прошлом бывало, что между разными цивилизационными группами на протяжении веков периоды взаимной подозрительности чередовались с жестокими вспышками насилия. И в настоящем живут воспоминания о прошлых событиях. Почему в конце ХХ века вновь началась полоса насилия? Одной из причин стали изменения в демографическом балансе. Численный рост одной группы порождает политическое, экономическое и социальное давление на другие группы и вызывает ответное противодействие. Почему в настоящее время мусульманские группы прибегают к насилию, причем как в рамках ислама, так и за его границами?
во-первых, ислам с самого начала был религией меча и он прославляет военную доблесть.
во-вторых, сухопутная мусульманская и не-мусульманская экспансии привели к тому, что мусульмане и не-мусульмане живут по всей Евразии в тесном физическом соседстве друг с другом.
в-третьих, ислам - абсолютистское вероисповедание, даже в большей мере, чем христианство. Отношение между мусульманами и не-мусульманами может быть названо как "неперевариваемость". Это три причины исламской конфликтогенности на протяжении истории.
три причины этого
явления в конце ХХ века: во-первых,
западный империализм, с т.з. мусульман,
породил оскорбительное для них
представление о мусульманской
военной и экономической
более убедительный фактор,
объясняющий как
самая важная причина - демографический взрыв в мусульманских странах и значительная доля в общей численности населения мужчин в возрасте от 15 до 30 лет, зачастую не имеющих работы.
30). СТРУКТУРА ЛОКАЛЬНОЙ ВОЙНЫ вдоль
линии разлома:
в ходе войны многочисленные идентичности
постепенно исчезают, и преобладающей
становится идентичность, наиболее значимая
в конфликте. Почти всегда этой идентичностью
является религия. Психологически религия
является наиболее убедительным обоснованием
для борьбы с "безбожным" противником.
Практически - религиозное (цивилизационное)
сообщество - это та наиболее широкая общность,
к которой вовлеченная в конфликт местная
группа может обратиться за поддержкой.
Если в локальной войне между двумя африканскими
племенами одно сумеет идентифицировать
себя как мусульмане, а другое - как христиане,
первое племя может надеяться на саудовские
деньги, афганских муджахеддинов, иранское
оружие и военных советников, а второе
племя может рассчитывать на экономическую
и гуманитарную помощь Запада и политическую
и дипломатическую поддержку западных
правительств. Локальная война становится
войной религий, столкновением цивилизаций,
чреватым последствиями для этих громадных
сегментов человечества, а не только для
ее непосредственной группы-участницы.
Сегодня ведущие страны цивилизаций видят
необходимость не допустить поражения
в локальном конфликте, ибо оно способно
послужить пусковым механизмом для нарастающей
череды потерь.
31). Уровни вовлеченности стран и групп
в войны по линиям разлома:
главный уровень: участники, которые фактически ведут боевые действия и убивают друг друга. Это могут быть государства (например: война между Индией и Пакистаном, между Израилем и его соседями) или местные группы, претендующие на роль государств в зачаточном состоянии (Босния, армяне Нагорного Карабаха). Обычно на этом уровне задействовано относительно небольшое число людей и вооружений.
второстепенные участники: обычно это родственные государства, напрямую связанные с главными участниками (например, правительства Сербии и Хорватии; правительства Армении и Азербайджана). Они поддерживают родственные группы среди участников первого уровня и одновременно стремятся их сдержать, чтобы предупредить разрастание войны и самим не оказаться непосредственно в ней замешанными. Одновременно они ведут переговоры со своими противниками второго и третьего уровней по другую сторону линии разлома, чтобы не допустить перерастания локальной войны в более крупную, в которую окажутся непосредственно втянутыми стержневые государства.
третьестепенные участники: находятся много дальше от реальных сражений, но имеют цивилизационные узы с его участниками (например, Германия, Россия и исламские страны по отношению к бывшей Югославии; Россия ,Турция и Иран - в случае армяно- азербайджанского конфликта). Зачастую участниками третьего уровня являются стержневые страны своих цивилизаций. Войны по линиям разлома прекращаются благодаря усилиям их третьестепенных и второстепенных участников. Оказав поддержку своим воюющим цивилизационным сородичам, они приобретают рычаги воздействия на него. Решение задачи о том как предотвратить перерастание локальных войн в глобальные зависит от действий и интересов стержневых стран основных цивилизаций.
диаспоры участников главного уровня, осуществляя внешнюю помощь в виде денежных средств, оружия и добровольцев, часто оказывают существенное воздействие на исход войны.
32). ИСЛАМ И ЗАПАД: конфликт глобального уровня:
oсновная проблема
Запада - отнюдь не исламский
четырнадцативековая история
взаимоотношений между исламом
и христианством
33). В конце ХХ века следующее сочетание факторов обострило конфликт между исламом и Западом:
рост населения в мусульманских странах породил значительное число безработных и недовольных молодых людей, которые вливаются в ряды исламистских организаций и мигрируют на Запад.
Исламское возрождение
придало мусульманам новую
совпавшие по времени
с Исламским возрождением усилия
Запада превратить свои ценности и
общественные институты во всеобщие,
стремление сохранить свое военное
и экономическое превосходство,
а также вмешиваться в
крушение коммунизма лишило Запад и исламский мир общего врага, и каждая из сторон превратилась в отчетливо осознаваемую угрозу для другой. Действия исламского мира и Запада в отношении друг друга отличаются куда большим уровнем насилия, чем та тактика, которой придерживались США и СССР друг против друга в "холодной войне". За редкими исключениями, ни одна из супердержав не убивала целенаправленно граждан или даже военнослужащих стороны противника. Ныне в мусульманских странах умеренное большинство молчаливо одобряет любые акты насилия, направленные против Запада, а европейские народы широко поддерживают и редко критикуют те шаги, которые США предпринимают в отношении мусульманских противников (что удивительно контрастирует с энергичным сопротивлением, которое они во время "холодной войны" оказывали действиям американцев, направленным против Советского Союза и коммунизма).
возрастающие контакты между мусульманами и людьми Запада усиливают у тех и других ощущение собственной идентичности и понимание того, как эта идентичность отличает их друг от друга.
таким образом, сегодня конфликты между исламом и христианством меньше фокусируются на территории, а скорее на более широких, межцивилизационных проблемах, таких как распространение вооружений, права человека и демократия, контроль над нефтью, миграция, исламский терроризм и вмешательство Запада. До тех пор, пока ислам остается исламом (каковым он и останется) и Запад остается Западом (что более сомнительно), этот фундаментальный конфликт между двумя великими цивилизациями и свойственным каждой образом жизни будет продолжаться.
34). АЗИЯ (КИТАЙ) И ЗАПАД (США): конфликт
глобального уровня:
азиатская модель международной политики - по иерархии сил - коренным образом отличается от европейской модели баланса сил. Европейская модель международного сообщества отражает европейскую модель внутренней структуры общества: некоторое рассредоточение власти является и полезным, и желательным. Отсюда - принцип разделения властей, принцип сдерживания и противовесов, принцип баланса сил. Наоборот, в азиатских бюрократических империях вряд ли нашлось бы место для идеи социального и политического плюрализма. "Примыкание к сильному" - наиболее распространенный и традиционный образец политического поведения. Вплоть до середины XIX века международные отношения в Восточной Азии были синоцентрическими, когда все остальные страны ранжировались в зависимости от различной степени подчиненности Пекину, сотрудничества с Пекином или автономии от него.
на протяжении нескольких веков западного доминирования международные отношения, которые принимались в расчет, представляли собой игру Запада - ее разыгрывали ведущие западные государства, которых дополняла Россия с XVIII века, а с XX в. - Япония. Основной мировой ареной была Европа. В мире после "холодной войны" ключевой зоной событий становится Азия, в особенности - Восточная Азия, которая представляет собой котел цивилизаций. Здесь расположены страны, принадлежащие к 6 цивилизациям: японской, китайской, православной, буддистской, мусульманской и западной. Стержневые страны четырех цивилизаций - Япония, Китай, Россия и США - являются главными действующими лицами в Восточной Азии; с учетом Южной Азии - еще и Индия; а Индонезия представляет собой находящееся на подъеме мусульманское государство. Экономический подъем Восточной Азии породил все возрастающую уверенность азиатских государств в своих силах, повысил их способность добиваться своего в экономической борьбе с США. Усиливающееся китайское влияние в регионе увеличивает вероятность того, что Китай вновь станет претендовать на свою традиционную гегемонию в Восточной Азии, вынуждая другие страны либо "подстроиться" к победителю, либо "балансировать", то есть пытаться скомпенсировать китайское влияние.
в Восточной Азии в 1990-х
имеются неразрешенные
американские отношения
как с Японией, так и с Китаем,
последовательно ухудшались на протяжении
1990-х. Это изменение в азиатско-
Информация о работе Сэмюэль Хангтингтон - "Столкновение цивилизаций"