Культура европейского Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:39, Не определен

Описание работы

1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья
2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)
3. Духовная культура Средневековья в условиях всевластия церкви (философия, наука, еретические учения и борьба с ними)
4. Искусство Средневековья: романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира

Файлы: 1 файл

культурология Word.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

     В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс – буржуазия.

     Начавшийся  процесс разложения феодализма (социально-экономической  основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе – эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФЕОДАЛИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЦЕННОСТНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА (НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СОСЛОВНАЯ ИЕРАРХИЯ, ГОРОДСКАЯ И ДЕРЕВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА) 
 

     Общественно-политический  строй, утвердившийся в Средние  века в Европе, в исторической науке принято называть феодализмом. Это слово происходит от названия земельного владения, которое представитель господствующего класса-сословия получал за военную службу. Владение  это называлось феод. Не все историки считают, что термин феодализм  удачен, поскольку понятие, положенное в его основу, не способно выразить  специфику среднеевропейской цивилизации. Кроме того, не сложилось  единого мнения по вопросу о сущности феодализма. Одни историки видят   ее в системе вассалитета, другие – в политической раздробленности, третьи – в специфическом способе производства. Тем не менее, понятия феодальный  строй, феодал, феодально-зависимое крестьянство прочно вошли в историческую  науку.

     Характерной чертой феодализма является феодальная собственность  на землю. Во-первых, она была отчуждена от основного производителя. Во-вторых, носила условный,  в-третьих – иерархический характер.  В-етвертых,  была соединена с политической властью.  Отчуждение основных  производителей от собственности на землю проявлялось в том, что земельный участок, на котором работал  крестьянин, являлся собственностью  крупных землевладельцев – феодалов. Крестьянин имел ее в пользовании.  За  это он был обязан или работать на господском поле сколько-то дней в неделю или платить оброк – натуральный или денежный. Поэтому эксплуатация крестьян носила экономический характер. Внеэкономическое принуждение – личная зависимость крестьян от феодалов – играла роль  дополнительного средства. Эта система отношений возникла с оформлением  двух основных классов средневекового общества: феодалов (светских и    духовных) и феодально-зависимого крестьянства.

     Феодальная  собственность на землю носила условный характер,  так  как феод считался пожалованным за службу. Со временем он превратился в наследственное владение, но формально за несоблюдение вассального  договора мог быть отобран. Иерархически характер собственности выражался в том, что она была как бы распределена между большой группой  феодалов сверху вниз, поэтому полной частной собственностью на землю не обладал никто. Тенденция развития форм собственности в средние века  заключалась в том, что феод постепенно становился полной частной собственностью, а зависимые крестьяне, превращаясь в свободных (в   результате выкупа личной зависимости), приобретали некоторые права  собственности на свой земельный участок, получая право продать его при  условии выплаты феодалу особого налога.

     Соединение  феодальной собственности с политической властью проявлялось в том, что  основной хозяйственной, судебной и  политической единицей являлась в Средние века крупная феодальная вотчина – сеньория.  Причиной этого была слабость центральной государственной власти в   условиях господства натурального хозяйства. В то же время в средневековой Европе сохранялось некоторое количество крестьян-аллодистов – полных  частных собственников. Особенно много их было в Германии и Южной Италии.

     Натуральное хозяйство – существенный признак  феодализма, хотя и не такой характерный, как формы собственности, поскольку  натуральное хозяйство, в котором ничего не продается и не покупается, имелось и на Древнем Востоке, и в Античности. В средневековой Европе натуральное хозяйство существовало примерно до XIIIв., когда оно начало превращаться  в товарно-денежное под влиянием роста городов.

     Одним из важнейших признаков феодализма многие исследователи  считают монополизацию  военного дела господствующим классом. Война  была уделом рыцарей. Это понятие, обозначавшее первоначально просто воина, со временем стало обозначать привилегированное сословие   средневекового общества, распространившись на всех светских  феодалов.  Однако необходимо отметить, что там, где  существовали  крестьяне-аллодисты, они, как правило, имели право носить оружие. Участие в крестовых походах зависимых крестьян также показывает неабсолютность этого признака феодализма.

     Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского  общества была его иерархическая  структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял  король – верховный сюзерен и  при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

     На  второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы  короля. Это были крупные феодалы  – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. - неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

     На  третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

     Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто  ее давал, - сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

     При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала - не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

     Формирование  феодальной собственности на землю  происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела  крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. - и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

     Второй  путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

     Характерным явлением средневековой европейской  цивилизации, начиная с XI в., были города. Вопрос о соотношении феодализма и городов является дискуссионным. Города постепенно разрушили натуральный характер феодального хозяйства, способствовали освобождению крестьян от крепостной зависимости, содействовали возникновению новой психологии и идеологии. В то же время, жизнь средневекового города была основана на свойственных средневековому обществу принципах. Города были расположены на землях феодалов, поэтому первоначально население городов находилось в феодальной зависимости от сеньоров, хотя она и была слабее, чем зависимость крестьян. Средневековый город имел в своей основе и такой принцип как корпоративность. Горожане были организованы в цехи и гильдии, внутри которых действовали уравнительные тенденции. Сам город также представлял собою корпорацию. Особенно явно это проявилось после освобождения от власти феодалов, когда города получили самоуправление и городское право. Но именно благодаря тому, что средневековый город представлял собой корпорацию, после освобождения он приобрел некоторые черты, роднившие его с городом античности. Население состояло из полноправных бюргеров и не являющихся членами корпораций: нищих, поденщиков, приезжих. Превращение ряда средневековых городов в города-государства (как это было в античной цивилизации) также показывает оппозиционность городов феодальному строю. По мере развития товарно-денежных отношений на города стала опираться центральная государственная власть. Поэтому города способствовали преодолению феодальной раздробленности – характерной черты феодализма. В конечном итоге перестройка средневековой цивилизации произошла именно благодаря городам.

     Города  быстро росли и развивались на основе интенсивного разделения труда, роста частной собственности, развития товарного производства и торговли. Товарное производство снимало присущие натуральному хозяйству ограничения и стимулировало потребность в развитии средств производства и умений работника. Городская жизнь своей интенсивностью и разнообразием многократно превосходила её застойное и однообразное течение в деревне, где всё было привязано к циклическому природному процессу смены времен года и граничило с почти растительным существованием. Наоборот, города с их водоворотом жизни, интенсивным характером общественных отношений, разделением труда и новыми формами социальных связей становились местами пересечения новых веяний, открытыми переменам и новациям. Тем самым они становились подлинными ростками становления новой, городской, цивилизации. Самим своим устройством города позднего средневековья стимулировали развитие производства и совершенствование навыков общественной самоорганизации и самоуправления.

     Историческим  центром всех городов были рынки, городская площадь с ратушей  и собором, вокруг которых разрастались кварталы ремесленных мастерских и цехов, а также жилых домов. Позже в результате развития товарного производства и торговли центры городов украсились зданиями банков и бирж, монетных дворов, а на окраинах появились больницы, тюрьмы, странноприимные дома, т. е. постоялые дворы и гостиницы. Важное место в городах занимали учебные заведения -- коллегии и университеты, базирующиеся по большей части на территории монастырей или аббатств, этих центров средневековой учености.

     Однако  подлинным центром всей общественной жизни города оставалась городская площадь, служащая местом сбора горожан для решения важнейших общих дел, местом торжественных политических и религиозных ритуалов, местом казни, а также народных празднеств и гуляний с балаганами, карнавалом и фейерверками.

     Таким образом, развитие культуры средневекового натурального аграрного производства заключало в себе предпосылки для своего собственного преодоления. Переход от натурально-оброчной к денежной форме выплаты феодальных повинностей, возникновение в недрах сельскохозяйственного производства ремесленного, все большее превращение продуктов этого производства в товары и широкое распространение товарно-денежных отношений, приводило к изменению социальной базы феодализма, его социально-классовой структуры. Между представителями привилегированных сословий - королевской властью и феодальными баронами, духовенством и светским феодалами обострилась борьба за власть, куда все более активно стало вторгаться третье сословие в лице горожан. Города росли и развивались, набирали экономическую силу, но продолжали оставаться политически бесправными.

3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ВСЕВЛАСТИЯ ЦЕРКВИ (ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, ЕРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И БОРЬБА С НИМИ) 
 

     Существуя в течение многих столетий в условиях всевластия церкви, философия приобрела форму религиозной философии, превратившись в «служанку богословия». Ее зависимость от религии отразилась на ее содержании, характере обсуждавшихся основных проблем.

     Философия западноевропейского Средневековья  возникла и развивалась в течение  четырех исторических периодов:

    1. Подготовительный этап (II–VIII вв.), в течение которого постепенно формируется культура и философия Средневековья.
    2. Ранняя схоластика (IX–XII вв.), в которой знание и вера практически не разделены, хотя происходит четкое осмысление специфической ценности и таких же результатов деятельности рассудка. В этот период Абеляром был создан основной схоластический метод познания истины («да и нет»), сводящийся к тому, что при решении любой проблемы мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих «за», потом – авторитетов, выступающих «против», и позднее принять решение.
    3. Средняя схоластика (XIII в.), в которой происходит окончательное отделение философии и других наук от теологии, а также включение в западное философское мышление учения Аристотеля. Создается философия францисканского, доминиканского и других орденов, а также философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота и др.
    4. Поздняя схоластика (XIV–XV вв.) отличалась рационалистической систематизацией получаемых знаний, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, созданием логики и метафизики иррационалистического направления, окончательным отделением эзотерики (мистики) от церковной теологии.

Информация о работе Культура европейского Средневековья