Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:34, реферат
В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало 2 значительных стиля: романский и готический. Именно в них наиболее полно выразилось мировоззрение эпохи.
Романский стиль подразумевал наследие некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приёмов римлян. Первоначально термин «Романский» применялся только по отношению к архитектуре, а затем был перенесён на эпоху X-XII веков.
В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало 2 значительных стиля: романский и готический. Именно в них наиболее полно выразилось мировоззрение эпохи.
Романский стиль подразумевал наследие некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приёмов римлян. Первоначально термин «Романский» применялся только по отношению к архитектуре, а затем был перенесён на эпоху X-XII веков.
Уже в романский период каменные арки и с воды получили столь широкое применение, что саму романскую культуру часто называют «культурой полукруглой арки». Каменные своды позволяют перекрывать гораздо большее пространство, чем деревянные крыши, ограниченные длиной брёвен. А главной конструктивной частью здания становится массивная стена.
Уже в романскую эпоху сложились основные конструктивные особенности собора, доведённые в следующих веках до совершенства в готике. Основой храма служила форма римской базилики – царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания. Эту конструктивную схему древнеримской базилики и использовали строители романских соборов. В качестве основы замка феодалы использовали оставшееся от римского времени сторожевые башни и небольшие римские лагерные стоянки. Поэтому основной постройкой в замке – жилищем сеньора – являлся донжон (башня, посреди двора). Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй – жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж, куда вела лёгкая, поднимаемая при осаде, лестница. Римские сторожевые башни были квадратными в плане, но донжоны быстро изменили эту форму сначала на многоугольную, затем на круглую – так было легче обороняться.
Однако жить в такой башне было неудобно , и в XII веке всё чаще рядом с донжоном строится отдельный дом феодала. Комплекс заключал в себе отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе. Дома феодалов получались особенно пышными у членов королевского дома. Это были целые дворцы.
В искусстве зрелого средневековья человек как бы заново осваивает пространство, которое становится трехмерным. Готическое искусство рассматривалось, как прямое наследие разрушителей античного Рима – варваров-готов. Но подобная оценка готического стиля в искусстве средневековья не соответствует действительности, т.к. готические соборы являются красивейшими сооружениями.
Если романский стиль в архитектуре – это время рыцарских замков и странствующих мастеров, то готика отмечает начало активного расширения городов. Город быстро рождает новые, раннее невиданные типы здания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т.д. Символом независимости города становится сторожевая башня ратуши-беффруа.
Вкус и мировоззрение XIII века, когда зарождалась готика, требовали изысканности и утончённости. И строители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Это значительно уменьшило их распор в стороны, устремив почти всю тяжесть вниз. Во-вторых, была придумана система нервюр. Нервюры, беря на себя тяжесть, сводили её к опорным столбам, которые часто оформлялись в виде собранного пучка колонн.
Готическая конструкция позволила прорубить в соборах большие окна и практически «растворить» стену в пространстве воздуха. Промежутки между опорными столбами теперь повсеместно заполняются витражами – красочными мозаичными окнами, во многом заменившими в готике и иконопись и скульптуру. Витражи готического собора – одно из главных его украшений. Естественный свет, проходя сквозь яркие цветные стёкла, в полумраке храма приглушается, и храм наполняется своеобразным цветным пространством. Это пространство иного мира – мира храма, мира Бога. Цвета витражей всегда точные, локальные, почти без полутонов. Да и само деление поверхности витража на «осколки» напоминало древнюю сверкающую золотую мозаику. Впрочем, в готических соборах и мозаика часто участвовала в украшении.
Внутренние стены собора почти не расписывались. Но зато частым стало их украшение роскошными гобеленами с евангельскими сюжетами. Цветовая гамма гобеленов так же строга, как и в витражах – контрастное сочетание красного и синего. Пол тоже нёс символическую нагрузку. Часто из мрамора выкладывали лабиринты, ведь путь к небу запутан и прихотлив. Либо пол украшали черно-белым шашечным орнаментом, ведь в жизни человека чередуется хорошее и плохое.
К XV веку готика стала конструктивно вырождаться. Появилось стремление мастеров к слишком сильному облегчению конструкций и обильной декорации. Значительно увеличилось количество деталей, поверхности соборов стал многократно делиться и дробиться рядами. Переплёты окон приобретают столь извивистую форму, что становятся похожими пламя, тем более, что стрельчатость стремятся всё более подчеркнуть. Недаром этот период готики исследователи поэтически назвали «пламенеющей готикой».
В течении всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков, обусловленных многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире. Весьма редки города со своей нарождавшейся городской культурой, располагались среди обширных, частично обработанных пространств, где господствовало сельская крестьянская культура. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. И, наконец, средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Всё это разнообразие прихотливо перемешивалось, составляя пёструю картину средневековой европейской жизни.