Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:56, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Приоритет ценности человеческой жизни, прав и свобод человека над всеми другими ценностями утвержден Конституцией Российской Федерации, в которой после статьи дающей государственное определение Российской Федерации, провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). С учетом конституционных положений и реалий криминальной и социально-политической обстановки общества в Уголовном кодексе РФ в качестве приоритетов уголовно-правовой охраны на первое место поставлена защита личности.
Сделаем краткие выводы из второй главы.
С объективной стороны ст. 106 УК РФ предусматривает три обстоятельства и временных периода, характеризующие данное преступление: убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов; убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости; убийство новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации.
Во избежание проблем квалификации преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, необходимо исключить из диспозиции данной статьи квалифицирующий признак «во время родов». Данное предложение в науке уголовного права не является новым и ранее предлагалось различными авторами, однако не нашло своего законодательного закрепления. Кроме этого, разрешение указанной проблемы видится во внесении в УК РФ нормы, предусматривающей ответственность за посягательство на плод, достигший жизнеспособности. При установлении жизнеспособности необходимо пользоваться существующими медицинскими критериями. Внесение подобной нормы восполнит пробел при исключении признака «во время родов», позволит безошибочно квалифицировать преступные деяния, предусмотренные ст. 106 УК РФ, определять необходимую грань между посягательством на жизнь человека и еще не родившегося ребенка.
Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ) совершается в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения. Психическое состояние виновного определяется кратковременной, интенсивной эмоцией, связанной с инстинктивной и безусловно-рефлекторной деятельностью. Чаще всего для подобного вида убийства характерны эмоции гнева, ненависти и отчаяния. Состояние аффекта продолжается, как правило, небольшой промежуток времени, обычно несколько минут. Сильное душевное волнение возникает внезапно как реакция на непосредственный раздражитель.
Правовая оценка убийства, совершенного в состоянии аффекта, зависит от правильного, в соответствии с законом, понимания и трактовки признаков объективной и субъективной сторон, характерных именно для данного состава преступления, а также учета особенностей виктимного поведения потерпевшего.
УК РФ не считает убийством причинение смерти по неосторожности. Вместе с тем ответственность за такое деяние установлена в его гл. 16, где предусмотрен перечень посягательств на жизнь.
Данная норма применяется в тех случаях, когда в результате нарушения виновным каких-либо правил в сфере профессиональной деятельности или обычных житейских мер предосторожности происходит лишение жизни человека. Такие нарушения могут осуществляться путем как активных действий, так и бездействия. Субъективное отношение лица к наступлению смерти потерпевшего может выражаться в виде легкомыслия или небрежности.
В заключение отметим, что изучение вопросов квалификации преступлений против жизни с позиций теории и практики позволит правоприменителю более точно, в соответствии с действующим уголовным законом дать правовую оценку совершенному деянию.
В настоящей работе мы рассмотрели некоторые положения квалификации преступлений против жизни, рассмотрение которых с позиций теории и практики позволит, хочется надеяться, правоприменителю более точно, в соответствии с действующим уголовным законом дать правовую оценку совершенному деянию.
Сделаем из работы следующие выводы.
Исходным моментом квалификации преступлений против жизни выступает определение понятия убийства, которое можно сформулировать так: убийство - это незаконное противоправное умышленное лишение жизни одним человеком другого, совершаемое как действием, так и бездействием. Содержащийся в этом определении перечень признаков убийства является обязательным. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность квалификации деяния как преступления.
Правильная и полная квалификация, во-первых, указывает на уровень профессиональной готовности юриста к применению им уголовного закона, реализации принципов уголовного права: законности, виновной ответственности, обеспечения справедливого наказания виновных, т.е. реализации целей уголовного закона, во-вторых, предоставляет возможность точного суждения о регистрируемой преступности и выработки адекватных мер уголовной политики.
Преступления, связанные с умышленным лишением жизни человека, в теории уголовного права принято делить на три вида. К первому относится так называемое простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК). Ко второму - квалифицированное. Перечень обстоятельств, позволяющих отнести лишение жизни к этой группе, приведен в ч. 2 ст. 105 УК. Третий вид - привилегированные составы преступлений, устанавливающие ответственность за убийство при наличии смягчающих обстоятельств, прямо указанных в законе. К ним относятся ст. 106 «Убийство матерью новорожденного ребенка»; ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта»; ч. 1 ст. 108 «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны»; ч. 2 ст. 108 «Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».
Часть 1 ст. 105 - простой состав убийства - вменяется лицу при отсутствии признаков, указанных в ч. 2 этой статьи УК. Перечень видов убийств, подпадающих под признаки ч. 1 ст. 105 УК, не назван в законе, однако правоприменительная практика относит к ним убийства по мотивам ревности, неприязненных личных отношений, бытовой мести, убийство, совершенное в драке при отсутствии хулиганских побуждений у лица, его совершившего, и т.д. Мотивы убийства по данной части статьи могут быть и иными, но они не должны подпадать под те, которые законодатель отнес к квалифицирующим признакам, названным в ч. 2 ст. 105 УК.
На практики часто возникают сложности при квалификации преступлений. Например, при квалификации убийства малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии возникают вопросы о возможности отнесения к категории беспомощного состояния потерпевшего пребывания во сне.
Пленум Верховного Суда РФ не высказал четкого суждения на этот счет. Однако при рассмотрении конкретных уголовных дел в кассационной и надзорной инстанциях Верховного Суда РФ последовательно проводится мысль о том, что при лишении жизни потерпевшего, пребывающего в состоянии сна, действия виновного не следует квалифицировать по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК. Эти лица, по мнению Верховного Суда, не сознают факта покушения на их жизнь, в связи с чем сам вопрос о возможности либо невозможности оказания сопротивления убийце отпадает.
Повышенная общественная опасность убийства лица, находящегося в беспомощном состоянии, по мнению Верховного Суда, поддерживаемому многими научными работниками, состоит именно в том, что потерпевший, сознавая опасность для своей жизни, физически не способен оказать ему сопротивление. На такой позиции стоят и региональные федеральные суды, рассматривающие уголовные дела по убийствам, предусмотренным п. "в" ч. 2 ст. 105 УК.
Считать это мнение бесспорным нельзя. Если психическая беспомощность трактуется как неспособность лица сознавать факт покушения на его жизнь из-за болезненного состояния и других названных обстоятельств, то потерпевшие, находящиеся в состоянии сна (обычного, алкогольного, наркотического), полностью подпадают под эти характеристики. Они также не могут оказать сопротивления нападающему не по причине физической немощи, а из-за отключенности сознательной деятельности головного мозга во время сна. А следовательно, нет необходимости исключать потерпевших, убитых в момент сна, из числа лиц, находящихся в беспомощном состоянии. Думается, Верховному Суду РФ следовало бы высказаться на этот счет более обстоятельно и аргументированно.
При рассмотрении вопросов особенностей квалификации за отдельные виды убийства, хочется отметить следующее.
Несмотря на международно-правовые требования соблюдения принципа приоритета прав ребенка, законодательство Российской Федерации проводит его крайне непоследовательно.
Непризнание российским правом такой базовой социальной ценности, как "нерожденная" жизнь, в качестве самостоятельного объекта правовой охраны и отсутствие ее правовой защиты (охраняется только жизнь и здоровье беременной женщины) способствуют ухудшению правовой ситуации в рассматриваемом вопросе, порождая неопределенный правовой статус эмбриона, находящегося в организме беременной женщины, как еще нерожденного человека.
Сегодня для эффективной правовой защиты права ребенка на жизнь до рождения прежде всего необходимо внести изменения в нормы российского законодательства: четко определить момент начала человеческой жизни; законодательно признать нерожденную жизнь самостоятельным объектом правовой защиты.
Факт рождения человека можно констатировать визуально, его последствия могут быть четко охарактеризованы медициной, только родившийся человек способен совершать юридически значимые действия - значит, только он может быть наделен правоспособностью и дееспособностью. Тем не менее данные положения нельзя рассматривать как отрицание человеческой природы эмбриона и, как следствие, право на жизнь еще нерожденного человека.
Думается, во избежание проблем квалификации преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, необходимо исключить из диспозиции данной статьи квалифицирующий признак «во время родов». Данное предложение в науке уголовного права не является новым и ранее предлагалось различными авторами, однако не нашло своего законодательного закрепления. Кроме этого, разрешение указанной проблемы мы видим во внесении в УК РФ нормы, предусматривающей ответственность за посягательство на плод, достигший жизнеспособности. При установлении жизнеспособности необходимо пользоваться существующими медицинскими критериями. Внесение подобной нормы восполнит пробел при исключении признака «во время родов», позволит безошибочно квалифицировать преступные деяния, предусмотренные ст. 106 УК РФ, определять необходимую грань между посягательством на жизнь человека и еще не родившегося ребенка.
Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК) совершается в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения. Психическое состояние виновного определяется кратковременной, интенсивной эмоцией, связанной с инстинктивной и безусловно-рефлекторной деятельностью. Чаще всего для подобного вида убийства характерны эмоции гнева, ненависти и отчаяния. Состояние аффекта продолжается, как правило, небольшой промежуток времени, обычно несколько минут. Сильное душевное волнение возникает внезапно как реакция на непосредственный раздражитель.
По делам этой категории довольно часто приходится сталкиваться со случаями физиологического аффекта, формирующегося постепенно под воздействием длительной психотравмирующей ситуации, вызванной систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Особенно это характерно для убийств, совершаемых в семейно-бытовой сфере. Типичный пример: пьяница муж, на этой почве в семье постоянные скандалы, дебоши, драки, оскорбления. В таких случаях психическое напряжение у виновного постепенно накапливается, и, когда чаша терпения переполняется, возникает сильное душевное волнение, которое приводит к совершению убийства. Такое убийство также квалифицируется по ст. 107 УК РФ. Юридический состав данного преступления является следующим.
УК РФ не считает убийством причинение смерти по неосторожности. Вместе с тем ответственность за такое деяние установлена в его гл. 16, где предусмотрен перечень посягательств на жизнь.
Данная норма применяется в тех случаях, когда в результате нарушения виновным каких-либо правил в сфере профессиональной деятельности или обычных житейских мер предосторожности происходит лишение жизни человека. Такие нарушения могут осуществляться путем как активных действий, так и бездействия. Субъективное отношение лица к наступлению смерти потерпевшего может выражаться в виде легкомыслия или небрежности.
В заключение работы отметим следующее.
Нейтрализация и предупреждение преступлений против жизни - комплексная задача, в решении которой должны участвовать не только правоохранительные органы и суды, но и все структуры, входящие в законодательную и исполнительную ветви государственной власти. Разработка наиболее эффективных законов, направленных на успешное раскрытие этих особо тяжких преступлений; неуклонное исполнение предписаний закона, касающихся квалификации преступлений и назначения наказания, отбывания наказания и пресечения случаев рецидива; применение надлежащих мер по ресоциализации лиц, отбывших наказание за посягательства на жизнь, - вот та стратегическая линия, которая должна осуществляться по отношению к лицам, совершившим названные преступления.
Анализ судебной практики показывает, что избежать ошибок в применении уголовного закона, особенно по делам об убийствах, очень трудно. Поэтому перед судебными, прокурорскими и следственными органами должны быть поставлены задачи поиска путей к правильному применению уголовного закона на практике. И основная роль в выполнении этих задач должна принадлежать Верховному Суду РФ, который собирает и изучает информацию о практике применения уголовного закона, а также дает руководящие разъяснения по применению тех или иных норм материального права.
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Вина |
Основной признак состава преступления, характеризующий его субъективную сторону. Вина является обязательным признаком всех без исключения составов преступлений. Вина - это предусмотренное уголовным законом психическое отношение лица (в форме умысла или неосторожности) к совершаемому деянию и его последствиям, выражающее отрицательное отношение данного лица к интересам общества и личности. |
2 |
Категории преступлений |
Деление всех преступлений в зависимости от их общественной опасности на различные категории. Критериями разделения преступлений на категории выступают форма вины и общественная опасность, нашедшая отражение в санкции, т. е. в наказании, предусмотренном за совершение преступлений в статьях Особенной части УК. |
3 |
Квалификация преступления |
Установление и юридическое закрепление точного соответствия признаков совершенного общественно опасного деяния и признаков состава преступления, предусмотренного конкретной уголовно-правовой нормой. |
4 |
Лишение свободы |
Основной вид наказания, предусмотренный УК, заключающийся в изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительные учреждения. |
5 |
Мотив преступления |
Обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление. |
6 |
Объект преступления |
Те охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым при совершении конкретного преступления фактически причиняется вред либо которые ставятся под угрозу реального причинения вреда. |
7 |
Объективная сторона преступления |
Характеризует внешнее проявление преступного поведения человека. Она включает общественно опасное действие или. бездействие, в ряде случаев - последствия преступления, причинную связь между содеянным и последствиями, а также место, время, способ, средства, обстановку совершения преступления. |
8 |
Ограничение свободы |
Основной вид наказания, предусмотренный УК, заключающийся в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. |
9 |
Общественная опасность |
Материальный признак преступления, заключающийся в способности деяния, предусмотренного уголовным законом, причинять существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям (объектам преступления).
|
1 |
Преступление |
Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом (УК РФ) под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). |
1 |
Состав преступления |
Совокупность описанных в уголовном законе существенных признаков, характеризующих общественно опасное поведение в качестве преступления. Состав преступления включает признаки, описывающие объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления (четыре так называемых элемента состава преступления). |
Субъект преступления |
Обязательный признак всех составов преступлений, определенный в ст. 19 УК РФ, согласно которой уголовной ответственности подлежит только 1) вменяемое 2) физическое лицо, 3) достигшее возраста, установленного УК РФ. | |
Субъективная сторона преступления |
Заключается в психической деятельности субъекта в процессе совершения преступления, выраженной в определенной форме (умысел или неосторожность). | |
Убийство |
Умышленное причинение смерти другому человеку. | |
Уголовная ответственность |
Предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление, влекущее отрицательные правовые последствия. | |
Умысел |
Такая форма вины, при которой лицо, совершившее преступление, осознает общественно опасный характер своего действия, предвидит его последствия и стремится их вызвать или сознательно допускает их наступление. В уголовном праве выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. |