Социальные процессы и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Трудно найти человека, который бы от уровня развития интеллекта, социального и материального положения, возраста и профессии не задумывался когда-либо о том, что есть добро, а что зло, почему одни люди жестоки и агрессивны, а другие добры и сердолюбивы, одни алчны и коварны, другие щедры и прямодушны, одни ради собственных интересов готовы на совершение любого преступления, другие поступаются любыми интересами ради торжества правосудия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3


1. Понятие «преступность»

и ее основные характеристики…………………………………….4


2. Социальные процессы

и преступность………………………………………………………………..11


3. Основные показатели

преступности. Латентная преступность……………………………………..18


4. Социальные последствия преступности…………………………………..26


Заключение…………………………………………………………………….31


Список литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Социальные процессы и преступность.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

    Причины преступности следует искать во всей палитре отношений человека с внешней средой как социального существа, в том, что является содержанием социального бытия человека во всех его сложностях и противоречиях. Социальные отношения, как и экономические, многообразны, разнообразны и разноуровневы. В общей форме можно сказать, что социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной с другими, ущемленной, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своем выражении — преступным. Практически редко можно встретить человека, полностью удовлетворенного своим положением в обществе. В числе прочего это проистекает из-за того, что человек склонен к переоценке самого себя. Однако многосторонность его социального бытия, как правило, удерживает баланс возникающих противоречий, и человек живет в обществе как его член, хотя, может быть, и не полностью удовлетворенный своим положением, но подчиняющийся закономерностям (и законам) общества и государства.

    Социальные  отношения человека существуют на макро- и микроуровнях. Макроуровень представляет собой и отношения человека с обществом и государством в целом, и его производственные отношения (включая образование, специальность, работу, общественную деятельность и т.п.), и его положение как личности в том, что понимается под правами человека. Общество человеческих прав неизбежно расплачивается высокой преступностью, либо им правят преступными методами.1

    Наиболее  уязвимые проблемы социальных отношений  в этом плане — национальные отношения и проблема равенства.

    В течение длительного времени в криминологии утверждалось, что преступность — явление сугубо социальное; соответственно в рассуждениях о причинах преступности национальная тема почти не присутствовала. Между тем в западной криминологии об этой теме писали. Хотя некритически принять эти теории вряд ли можно, в частности потому, что американские криминологи, например, разграничивают преступность белых и преступность черных и цветных. Хотя, конечно, говорить надо не о биологической разделении преступности на цвета, а о социальном статусе лиц, силу своего цвета кожи оказавшихся на низших ступенях социальной лестницы и не видящих во многих случаях иных средств борьбы за свои социальные права, кроме преступных. Это не оправдывает преступлений, но объясняет их причины.

    И когда в отечественной криминологии утверждается, что национальные противоречия есть также причины преступности, то речь идет не о разделении преступности (и ее причин) по принадлежности к национальности, а о тех конфликтных ситуациях, которые рождены противоречиями социального (и политического) плана, а виды преступности отражают, в числе прочего, и национальные особенности жизни людей.

    До  последних лет преступность на почве  межнациональных конфликтов не была столь распространена и тем более столь политизирована, сколь это имеет место ныне.

    Проснувшиеся (или, точнее, разбуженные политиками) национальная вражда и ненависть, возникшие на почве необдуманных и легковесных лозунгов о «суверенизации», доведенных до абсурда, стали причинами многих тяжких преступлений, включая терроризм, массовые убийства и т.д. Они же разбудили общеуголовную преступность, подняв на поверхность волну краж, насилий, захвата оружия и т.п. Социальная жизнь людей в таких условиях становится невыносимой. Она вызывает не только различные эксцессы и ответные преступления, но и неуверенность и напряженность, влечет за собой помимо преступности постоянный страх, нервные стрессы и психические заболевания. Следствием национальных (в значительной своей части спровоцированных) конфликтов стала проблема беженцев, которые бегут с насиженных, ставших родными мест не только под влиянием панического страха перед неизвестностью, но и потому, что угрозами и постоянным психическим давлением их понуждают к такому поведению. Строго говоря, это тоже особый вид преступности, пока еще не сформулированный в законе.

    Национализм является причиной и наиболее тяжких преступлений — против государства, против личности и др.1

    Социальные  процессы, влияющие на преступность, могут быть результатом неблагоприятно сложившейся экологической ситуации, когда целые народы ставятся в невыносимые условия жизни. Причем преступность в таких случаях бывает двоякого рода. Прежде всего, преступность должностных лиц, обнаружив их пагубное влияние на окружающую среду и здоровье людей в дилогической ситуации, связанной с производством, но, скрывая - это и тем усугубляющих вредные последствия, и преступных жертв ситуации, часто связанная с пьянством как следствии осознания бесперспективности жизни, ухудшением физического состояния, нервными и психическими болезнями их лично или их близких, рождающимся на этой почве стремлением причинить кому-то вред.

    Социальные  конфликты общего плана, приводящие к совершению преступлений, могут отражать также недовольство человека своим социальным статусом, полученным (или не полученным) образованием, обстановкой в трудовом коллективе, в котором либо бурлят конфликты, либо творятся безобразия, процветают беззаконие, преступное поведение должностных лиц. Бывает и так, что сложившаяся социальная ситуация втягивает человека в преступную деятельность. Ныне, в условиях перехода к рынку, когда ослаблен или совсем разрушен социальный контроль, денежное вознаграждение часто устанавливается произвольно, с нарушением принципа социальной справедливости. А социальная несправедливость есть источник конфликтов и преступности.

    На  преступность влияет не только конкретное проявление социальных несообразностей, конфликтов и несправедливости, но и общая атмосфера в обществе, когда провозглашенные лозунги опровергаются делами властей.

    Социальная  ткань общества состоит из разных слоев населения, разных его страт (групп), объединенных общими условиями функционирования общественного организма, но имеющих в этом общем свои, групповые, клановые и т.п. интересы.

    Противоречия  между групповыми интересами внутри общества — реальность, которую игнорировать нельзя. Конечно, не всегда эти конфликты рождают преступность, но наиболее острые формы их — безусловно. Причем нередко ненависть одних слоев населения к другим разжигается искусственно, например, с помощью средств массовой информации. Лозунги типа: «Бей коммунистов!», как и призывы к расправам с буржуями (действительными или мнимыми) или с кулаками, как было в конце 20-х годов и т.п., которые привели страну к столь печальным последствиям, будоражили общество. Социальный климат в обществе, разогретый подобными призывами, приводит к неустойчивому, конфликтному соотношению между различными социальными слоями и неизбежно ведет к преступлениям.

    Нельзя  при этом игнорировать неприязнь одних слоев общества к другим, например, по поводу большей заработной платы, наличия дач или больших квартир, возможностей ездить за рубеж и т.д. Людям веками вбивали в головы идеи равенства, хотя абсолютного равенства никогда не было, нет и быть не может. Нередко и характер совершаемых преступлений, и их мотивация проистекают из принадлежности лиц, совершивших преступления, к той или иной социальной группе. Выявлена одна общая криминологическая закономерность: чем ниже уровень культуры, воспитанности и образованности преступников, тем грубее по характеру и примитивнее по мотивации совершаемое ими преступление. Чем выше образование, социальный статус преступника, тем изощреннее способы совершения преступлений, хотя, в конечном счете, они столь же, если не более, опасны, чем все другие виды преступности.1

    Низшим  звеном в причинах преступности, определяемых социальным бытием человека, являются межличностные отношения (конфликты) в семьях, между близкими и знакомыми, наконец, случайно возникающие на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы людей, не нашедших иного способа разрешения конфликта, кроме преступления. Статистика показывает, что такой вид преступности, как насильственная, — в значительной части следствие межличностных столкновений.

    Первая  и основная ячейка социального бытия  человека — семья. В этой ячейке — сила и слабость государства. Благополучие и социально полезная деятельность семьи в значительной степени зависят от экономических, материальных условий. Обеспеченность или необеспеченность семьи, особенно положение ее главы — мужа, определяет в большинстве случаев нравственную и социальную ситуацию в ней. В то же время климат в семье определяют не только материальные условия, но и степень социальной воспитанности ее членов, нравственные установки. Не секрет, что немало конфликтов и преступлений происходит и совершается там, где процветают склоки, клевета, анонимки, подсиживание, карьеризм, что в значительной части случаев есть не что иное, как выражение психологической несовместимости людей.

    В недалеком прошлом в советской  криминологии в качестве положительного фактора отмечалось, например, то, что, в отличие от большинства стран Запада, где убийства совершаются в значительной части в результате действий гангстеров, на улицах и в общественных местах, с применением огнестрельного оружия т.д., в нашей стране подавляющее большинство убийств — результат бытовых конфликтов. Вряд ли, однако, это можно считать большим достижением, ибо преступления в быту свидетельствуют о глубокой деморализации микросоциальных отношений, существующем в обществе неуважении людей друг к другу, в том числе людей близких, социальной невоспитанности и низкой культуре населения. А если к этому прибавить широкие масштабы хулиганства (преступления весьма специфического и более всего присущего нашей стране), в комплексе причин которого нередко лежат те же «бытовые» мотивы или неприязнь (оборотная сторона психологической несовместимости) людей друг к другу («Мне не понравилось, как он на меня посмотрел!»), то становится очевидным, что подобная ситуация в качестве криминологически положительной оцениваться не может. Но теперь появился и терроризм.

    Межличностные конфликты, возникающие на почве  неудовлетворительного социального бытия человека и отношений, складывающихся вследствие этого, опасны тем, что возникают либо не ожидание, но как результат «накопления» недовольства в течение длительного периода времени и потому трудно распознаваемы и тем более предупреждаемы, либо начинаются практически с первых дней совместной жизни и с каждым последующим днем (периодом) становятся все более невыносимыми, приводя в конечном счете к взрыву, преступлению. В последнем случае вмешательство общественности или правоохранительных органов нередко не предотвращает печальных последствий, но даже ускоряет их наступление (что, конечно, не означает, что в подобных ситуациях в них не следует вмешиваться, — здесь все равно может быть успех или печальный исход). Сугубо личностное восприятие человеком " социальной жизни, как на макро - так и на микроуровнях создает дополнительные трудности для выяснения влияния социальных условий на его поведение, в том числе преступное. То, что мы называем стрессами (и что не всегда означает наличие психической болезни), возникает, как правило, именно на почве неудовлетворенности социальным бытием. Очевидно одно: микросоциальные и межличностные конфликты есть выражение негативного течения социальной жизни людей, и именно в ней и в этих конфликтах коренятся причины значительного процента преступности в общей ее массе.1

    Надо  иметь в виду, что социальные конфликты  весьма многообразны и подавляющее большинство их может выявляться в процессе практической деятельности как обществом и его социальными ячейками на разном уровне, так и правоохранительными органами, в первую очередь милицией и следствием. Однако меры предупреждения преступлений в подобных случаях должны по преимуществу носить общесоциальный характер. 
 
 
 
 

3. Основные показатели преступности. Латентная преступность.

    В науке криминологии судить о положении дел с преступностью, о ее количественных и качественных параметрах можно на основании данных о совершенных преступлениях и лицах, их совершивших. Эти данные называются показателями преступности, характеризующими ее состояние, структуру, уровень, динамику, характер, географию. Например, чтобы дать криминологическую характеристику определенному виду преступности, надо охарактеризовать всю совокупность информации об определенном виде, группе преступлений, раскрыть их индивидуальность и соответственно специфичность.

    Показатели, характеризующие преступность, подразделяются на абсолютные (выражаются в абсолютных величинах) и относительные (показывают соотношение различных показателей предметов и явлений).   

    Количественное выражение заключается в сопоставлении преступности со временем, с территорией, количеством лиц, а качественные признаки характеризуют распределение преступлений по полу, возрасту, месту совершения и т.п.

    Качественные  показатели преступности раскрывают структуру и характер деяний, их анализ помогает вскрыть реальные тенденции и закономерности преступности.

    Рассмотрим  теперь более подробно основные показатели преступности.

    1. Количественные показатели  преступности.

    А. Состояние преступности общее число преступлений и лиц, их совершивших, за определенный период времени на определенной территории. Состояние определяется следующими факторами: числом совершенных преступлений, числом преступников, осужденных за их совершение, числом зарегистрированных преступлений (при оценке состояния преступности кроме зарегистрированных преступлений следует также учитывать латентные, скрытые деяния, число которых может в 3—5 и более раз превышать количество официально зарегистрированных преступлений), ущербом, причиненным преступлениями. Этот показатель выражен в абсолютных величинах.

Информация о работе Социальные процессы и преступность