Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 05:53, контрольная работа
Личность преступника – это понятие многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике.
Рассмотрение социально-
полным без изложения взглядов на роль биопсихологических факторов в преступном поведении.
Поэтому
мы не можем игнорировать отдельные
индивидуально-психологические
В начале 60-х годов Буза и Пинатель писали, что антропологическая теория, рожденная ломброзианским учением, утвердила существование наследственной предрасположенности и преступности, такая предрасположенность состоит «в некотором специфическом содержании, которое еще не определено». Позднее это стало связываться с хромосомами.
Исследования ученных в Англии, США, Австралии и других стран выявили повышенный процент аномалий среди обследованных преступников по сравнению с контрольной группой.8
Определенный «взрыв» среди отечественных криминологов в 70-е годы вызвали публикации профессора из Саратова И.С. Ноя, который писал: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с иной программой поведения».9
В.П. Емельянов сделал следующий вывод: « Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением… Причина преступности это синтез различных явлений социального и биологического свойства».10
И.С. Ной, В. П. Емельянов имели активных сторонников из числа известных отечественных генетиков: В.К. Эфроимсона, Б.Л. Астаурова, Д.Н. Беляева. Позднее после активных дискуссий, в частности с академиком Н.П. Дубининым, Д.Н. Беляевым писал, что «наличие генетической программы и врожденных потенций не означает, что эти потенции автоматически сформируются в реально осязаемое свойство психики или форму поведения человека. Для этого необходимы еще соответствующие условия среды, жизненные условия, под влиянием которых природные потенции человека либо разовьются, либо, наоборот, погаснут. Оценивая значения генетической программы для формирования самого поведения, надо иметь, конечно, в виду, что нет специальных генов, однозначно определяющих, например, альтруизм, эгоизм или антисоциальное поведение».11
Психические аномалии объединяют такую совокупность психических явлений, которые находятся между акцентуациями личности и психическими заболеваниями. Сюда же относятся такие расстройства психики, которые связаны с алкоголизмом, наркоманией (токсикоманией). В определенных (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии «снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, в том числе конфликтных; создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных, в том числе противоправных, поступков. Все это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению».12
Мотивационный
потенциал таких лиц с
Также не следует забывать и того, что у психопатических личностей имеется целый комплекс эмоционально-волевых, интеллектуальных особенностей, благодаря которым внешние факторы среды еще более способствуют совершению ими противоправных действий (чаще насильственного характера). А при наличии соответствующей для проявления этих особенностей личности ситуации такие люди свободнее включаются в криминогенную среду, проще усваивают и реализуют криминальные формы поведения, не тратя много времени на принятие решения совершить или не совершать преступление.
Согласно принятой Международной классификации психопатий выделяются следующие три основные группы лиц, проявляющих психопатические расстройства: по возбудимому, интероидному и тормозному типу, которые могут представлять интерес для юридической психологии.
Возбудимые формы психопатических расстройств (вспыльчивость, раздражительность, гневливость, импульсивность, переменчивость настроения, повышенная обидчивость по не значительным причинам, жестокость, склонность к накоплению отрицательных переживаний, плохо контролируемая разрядка) подразделяют на три основных формы: элептоидная форма возбудимых психопатов (в суждении вязкость мышления, застревание на ярко окрашенных переживаниях, мстительность жестокость), неустойчивая форма возбудимой психопатии (неорганизованность, безволие, легкомыслие, нетерпимость к какой-либо регламентации, повышенная внушаемость, жажда новых развлечений, хорошо подвергается средовым влияниям, случайным ситуациям), паранойяльная форма возбудимой психопатии (регидность мышления, узость, застреваемость на отдельных обстоятельствах, нетерпимость к иному мнению, повышенная самооценка, завышенный уровень притязания, обидчивость, подозрительность).
Истероидная (истерическая) психопатия – лица данного круга отличаются своим эгоцентризмом, демонстративным поведением, театральностью, «жаждой признания», эмоциональной неустойчивостью, повышенной обидчивостью, вспыльчивостью, особенно когда такого признания не получают. В общении с окружающими такие люди нередко проявляют лживость, склонность к фантазированию.
Менее других (по сравнению с описанными выше) криминальную активность проявляют лица, относимые к так называемому тормозимому типу (тревожная мнительность, навязчивые сомнения по поводу принимаемых решений, нерешительность, особенно ситуациях неопределенности, замкнутость, ранимость и в тожевремя эмоциональный холод и отчужденность). Среди данной группы выделяются лица весьма настойчивые в достижении своих целей, сближающиеся по характеру аффективных переживаний с представителями паранойяльной психопатии, нередко прибегающие в конфликтных ситуациях к агрессивным, насильственным, а порой и к жестоким формам противоправного поведения.
Таким образом, среди тех, кто совершает насильственные, насильственно-корыстные преступления, мы не редко видим лиц с чертами повышенной агрессивности, злобливых и жестоких по своему характеру и способам действий.
"Коррупция"
- понятие скорее социальное или
криминологическое, чем
Одним
из серьезных проблем на пути построения
российского правового
Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Оно присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.
Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную ("испорченную") форму монархии. О ней писал Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители. По словам Ш. Монтескье, "известно уже по опыту веков, что всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела"9.
Так, уже памятники права стран Древнего Востока содержали нормы, направленные на пресечение коррупционного поведения должностных лиц. Например, Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.) содержали санкцию в отношении судьи, который злоупотреблял служебным положением9. Тема коррупции обнаруживается в документах в Иерусалиме в VI в. до н.э., в библейских текстах, в античной истории15. Коррупция, по
мнению И.А. Богданова, А.П. Калинина, стала одной из причин распада Римской империи16.
Если обратиться к истории коррупции в России, то достаточно вспомнить систему "кормления", существовавшую в феодальной России, казнокрадство, мздоимство и лихоимство чиновников в XVIII-XIX вв., столь ярко запечатленные в произведениях классиков русской литературы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина17. Одним из активных борцов с коррупцией в среде чиновничества выступал Петр I. Им была продолжена политика уголовно - правовых и предупредительных мер борьбы с коррупцией, в частности введена равная уголовная ответственность подкупателей и подкупаемых, а также сделана попытка привлечения для борьбы с коррупцией всего населения страны: было разрешено всем людям, независимо от чина, доносить лично ему о лихоимстве, а за справедливы донос определялась награда - движимое и недвижимое имущество преступника и даже его чин18.
Советский период был отмечен двумя всплесками коррупционной преступности: первый приходится на 20-е годы - время так называемого нэпа, а второй на 70-80-е годы - период застоя и разложения советского строя.
В современных условиях, расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратило коррупцию в интернациональную проблему. Незаконные коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира. Ни одно государство в мире не может считать себя застрахованным от факта коррупции. Коррупция свойственна всем странам, независимо от географического расположения, политического устройства и уровня экономического развития.
Таким образом, коррупция является сложным социально политическим и социально правовым явлением, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Как и у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного всеобъемлющего определения. В научной, учебной и публицистической литературе существует огромное методологическое разнообразие подходов к пониманию коррупции, даются различные его трактовки. Поэтому на данном этапе развития исследований о коррупции сложно предложить единое понятие коррупции19.
Этимологически термин "коррупция" происходит от латинского corruption - "порча", "подкуп". Эти два слова определяют разное понимание коррупции20.
Г.К. Мишин утверждает, что латинский термин "corruptio" происходит от двух корневых слов cor (сердце, душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе государственной власти. Более того, полагаю, что речь идет именно о распаде духовности чиновников, но не как развращенной группы, а как части социума21.
"Хотя
понятие коррупции, - говорится в
Кодексе поведения должностных
лиц по поддержанию
По мнению Б.В. Волженкина, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах24.
А.И. Долгова определяет коррупцию как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог - Н.Ф. Кузнецова25.
Информация о работе Механизм формирования личности преступника