Криминологическая характеристика преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2010 в 06:57, Не определен

Описание работы

Контрольная работа

Файлы: 1 файл

криминалогия.doc2.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

    3 Соотношение социального и биологического в личности      преступника

     В учении о личности преступника очень  принципиальным является вопрос о роли биологических факторов в преступном поведении. Эта проблема до конца  не решена, и разные криминологи трактуют её по-разному. Первые попытки объяснить поведение преступника с биологических позиций были сделаны ещё во второй половине XIX в. в антропологической теории Ч. Ломбразо и его последователей. Такие подходы существуют и в современной зарубежной криминологии. В 70-е года значительный интерес среди советских криминологов вызывали публикации И.С. Ноя, который писал: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с другой программой поведения».

     Позже русских криминолог В.П. Емельянов сделал вывод: «Только определённая совокупность экономических, идеологических, социальных, биологических составляющих даёт реакцию, названную преступлением… Причина преступности - это синтез разнообразных явлений социального и биологического характера». И.С. Ной и В.П. Емельянов имели поклонников среди известных генетиков: Б.Л. Астаурова, Д.Н. Беляева. Вместе с этим, генетик В.П. Дубинин считает: «Человек не получает от рождения готовой специальной программы, она формируется общественной практикой в ходе его индивидуального развития».

     В противовес антропологическим взглядам в криминологии всегда перевешивал  подход, который принципиально запрещал биологизацию преступного поведения. Сторонники социологической школы  указывали, что нельзя объяснять переменное социальное явление - преступление постоянными особенностями природы человека, в том числе «преступного человека». По мнению О.О. Герцензона, криминологу нет потребности погружаться в глубинную сущность личности, ища биологические источники поведения. В коллективной монографии «Генетика, поведение, ответственность» известны советские криминологи В.М. Кудрявцев, И.И. Карпец и генетик В.П. Дубинин доказывали только социальную обусловленность преступного поведения.

     Ныне  проблема социального и биологического в личности преступника тоже развязывается по-разному. Так, Ю.М. Антонян делает акцент на психо-физиологической характеристике преступников. В труде «Жестокость в нашей жизни» он указывает, что жестокость человека - это вечная категория. Очевидно, что и биологические, и социальные факторы принимают участие в детерминации преступников. Не случайно в уголовном процессе проводятся судебно-психологические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

     Однако  позиция большинства современных отечественных криминологов основывается на том, что в общем преступное поведение в любом обществе имеет социальныйхарактер и социальную обусловленность. Пояснение её только преимущественно ли биологическими особенностями личности противоречит всей истории преступности, да и борьба с ней ведётся социально-экономическими, правовыми и другими средствами, а не биологическими. Говорить о биологических средствах влияния на современном уровне развития генетики не приходится ещё и потому, что эта наука не вооружила нас твёрдой возможностью корректировать поведение человека. Но расшифровка её генетического кода вселяет определённые надежды.

     Биологическая природа человека сложилась задолго  до возникновения самого понятия  преступления и на протяжении всего исторического периода не претерпела исторических изменений, тогда как в социальном плане человек укрепляется значительно быстрее в зависимости от трансформации общественной жизни. Вместе с тем, от биологических особенностей человека тоже зависит, что он усвоит от среды, в которой пребывает и развивается. По этому биологическое выступает как бы основой в формировании личности и её взаимных в системе общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 

     4 Классификация и типология преступников

     Изучение  преступников будет неполным и нерезультативным, если не систематизировать полученные о них данные по определённым критериям. Борьбы с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждой личности, одновременно она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема развязывается путём деления преступников на отдельные группы и типы, что достигается при помощи классификации и типологии.

     Под классификацией понимается распределение статистической совокупности на группы по определённым четким признакам. В рамках классификации фактически изучается не личность в комплексе её характеристик, а контингенты преступников. При этом выявляется распространённость среди них тех или других признаков. В криминологии чаще всего используют классификационные группирования по таким критериям:

     а) по социально-демографическим данным (пол, возраст, место проживания). В  уголовно-правовой статистике выделяют несовершеннолетних с 14 до 18 лет, лиц  молодого возраста (18-29 лет), зрелого  возраста (30 лет и старше);

     б) по социально-экономическим показателям (образование, профессия, наличие или  отсутствие работы, материальное положение  и т.д.);

     в) по гражданству (граждане России, иностранцы и лица без гражданства);

     г) по состоянию личности в момент совершения преступления (алкогольное или наркотическое опьянение, пребывание в составе преступной группы, в местах лишения свободы и т.д.).

     Классификация преступников возможна и по другим основаниям. Самым простым является их распределение по видам совершенных преступлений: убийцы, жулики, насильники, хулиганы, грабители, мошенники, взяточники и т.д. Это распределение основывается на виде преступления и меньше - на особенностях личности преступника, для которой преступление хотя и существенная, но не единственная характерная черта. Безусловно, такая классификация не может удовлетворить криминологов. В уголовном праве существует так же разделение преступников в зависимости от степени общественной опасности совершенного действия. Это лица, которые совершили: особо тяжкие, тяжкие преступления, средней тяжести или менее тяжкие и преступления, которые не имеют большой общественной опасности, а так же лица, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы и особенно опасны рецидивисты.

     Как правило, простая классификация на отображает всей сути явлений, которые исследуются. По этому, кроме тех, которые учитывают только один признак, используют и группирования сложнее, которые включают одновременно два-три признака. Так, в регионах выясняется, какого именно возраста и рода занятий преступники совершили те или иные преступления. При многомерной классификации могут применяться математические методы, которые дают возможность определённым образом систематизировать контингент преступников для их тщательного изучения, в частности выявления направлений изменений в этом контингенте, групп, которые требуют первоочередного профилактического внимания. Однако, выяснение только статистических показателей ещё не отвечает на вопрос, какой характер связей между разными оценками этой совокупности.

     Типология является более глубоким разделением преступников на категории по признакам, которые причинно связаны с преступным поведением. В научной литературе указывается, что типология предусматривает высший уровень познания. При этом условно выделяют признаки-проявления и признаки-причины, которые обеспечивают содержательный характер разделения. В основе типологии обязательно лежат существенные признаки явлений.

     В рамках одного Тима должны быть однородными  признаки-проявления и признаки-причины; они должны отображать определённые функциональные закономерности и детерминантные связи, выявленные в криминологических  исследованиях. Так, изучение краж как  признаков-проявлений базируется на признаках-причинах стойкой ориентации личности на незаконные способы обеспечения своего благополучия, её безнаказанности после совершения предыдущих преступлений, определённом преступном опыте. Комплекс этих признаков указывает на тип профессионального преступника. Для осуществления типологии преступников необходимо выяснить внутреннее существо лиц, которые группируются, их глубинную антиобщественную направленность и целевую определённость на определённый вид преступной деятельности. Тип преступника выражает качественную однородность существенных характеристик многих преступников.

     Криминологическая типология преступников, как правило, строится на двух основаниях: характере  антиобщественной направленности личности и глубине и стойкости её асоциальности. Исходя из первого критерия преступников можно разделить на такие типы:

     - по агрессивно-неуважительному отношению  к человеку и её важным благам (жизни, здоровью, чести, совести);

     - по корыстно-эгоистической мотивации,  связанной с игнорированием принципа социальной справедливости и честного труда;

     - по индивидуалистично-анархическим  отношениям к разным социальным  институтам, своим гражданским, служебным,  семейным и другим обязанностям;

     - по безответственному отношению  к исполнению разных правил техники безопасности, которое проявляется в совершении неосторожных преступлений.

     Среди преступников можно выделить так  же такие типы, как последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, и ситуационный. Критерием их разграничения является характер взаимодействия социальной ситуации и личности (что перевешивает в таком взаимодействии - ситуация или личность).

     Последовательно-криминогенный  тип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из обычного стиля поведения и обуславливается стойкими антиобщественными взглядами, установками и ориентациями субъекта. Как правило, ситуация, которая способствует совершению преступления, активно создаётся самими личностями. Их криминальное поведение является автономным от внешних обстоятельств.

     Ситуативно-криминогенный  тип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено ситуацией, неблагоприятной с социально-экономической, моральной и правовой точки зрения. К преступлению такую личность приводят его микросреда и весь предыдущий антиобщественный образ жизни.

     Ситуативный тип: аморальные элементы в поведении такой личности и в её микросреде если и есть, то выражены слабо. Представителями этого типа преступление совершается под решающим влиянием ситуации, которая возникла не по их вине. Одновременно такая личность (в отличие от случайного преступника) может оправдывать в данных ситуациях своё и чужое преступное поведение или не знать правомерных способов разрешения конфликта. Так, среди этого типа воров в основном есть люди, которые берут то, что «плохо лежит». 
 
 
 
 
 

     Основные показатели преступности в России 

     Преступность негативно отражается практически во всех сферах общественной жизни, тормозит прогрессивное развитие общества. Она стала количественно и качественно разрастаться быстрыми темпами.

     В течение 1992–2004 гг. количество преступлений регистрировалось в пределах 2–3 млн, число выявленных лиц, совершивших преступления; – от 1,1 до 1,3 млн человек; число осужденных – от 1,1 до 1,2 млн человек; число лиц, погибших в результате преступлений, составляет примерно 75 тыс. человек, а общее число потерпевших – в пределах 2 млн человек; сумма причиненного материального ущерба выросла до 129 млрд рублей (данные 2004 г.) [2]

     Количественно-качественные характеристики преступности в России во многом предопределены состоянием преступности в бывшем СССР. Прежде всего, нынешнее состояние преступности имеет ту же тенденцию роста, что и ранее.

     По  абсолютным показателям картина  за период 1961-2006 гг. выглядит следующим образом: в 1961 г. в России было зарегистрировано 534 866 преступлений, 1965 г. - 483 550 (к 1961 г. отмечалось еще снижение до 10%), 1970 г. - 693 552 (прирост составил около 30%), 1975 г. - 809 819 (прирост - 50%), 1980 г. - 1 028 284 (90%), 1985 г. - 1 416 935 (165%), 1990 г. - 1 839 451 - (244%), 1995 г.- 2 755 669- (415%), 2001 г. - 2 268 255 (324%), 2005 - 3 554 700 (664%), 2006 г. - 3 855 373 (621%), 2007 г. - 3 582 541 (570%).

     С абсолютными данными о преступности увеличивались и относительные показатели, что видно на примере динамики коэффициентов преступности.

Информация о работе Криминологическая характеристика преступника