Шпаргалка по "Криминалистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:22, шпаргалка

Описание работы

Предмет, задачи и структура криминалистики.
Криминалистика - наука о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации, исследованию, оценке и использованию доказательств в целях раскрытия и предупреждения преступлений.

Файлы: 1 файл

криминалистика 1.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Звуковидеозапись либо фотокиносъемка при фиксации хода и результатов проверки показаний на месте должны производиться таким образом, чтобы было видно, что лицо, с которым проводится проверка, шло впереди группы и что только это лицо, а не кто-то другой, определяло маршрут движения. При съемке недопустимо заходить вперед группы и снимать навстречу движению. Именно такая съемка, как показывает судебно-следственная практика, впоследствии может вызвать сомнение в объективности произведенной проверки. Съемку целесообразно вести сбоку, чтобы при просмотре записи было видно, где в процессе движения находилось лицо, чьи показания проверялись. Съемка с разных сторон и в разных ракурсах возможна лишь, когда допрашиваемый привел на определенное место и воспроизводит там обстановку и какие-либо действия. При проведении проверки показаний на месте с несколькими лицами при показе каждым из них одних и тех же объектов желательно съемку производить из одних и тех же точек, чтобы при сравнении были видны идентичность показа или же, наоборот, существенные различия.

В соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона проверка показаний на месте допускается, если при этом не унижаются честь и достоинство участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасности для их здоровья.

При проверке показаний на месте с лицом, склонным в силу своих личностных особенностей к агрессии и побегу, необходимо принять меры, обеспечивающие надлежащую охрану этого лица' и исключающие возможность его нападения на кого-либо из свидетелей, потерпевших и иных лиц, которые могут оказаться в месте проведения проверки.

К ситуации, когда лицо дает показания о фактах, неизвестных следствию, проверка показаний дополняется проведением осмотра указанного места, выявлением на нем следов, вещественных доказательств и их изъятием. Участие в подобном осмотре лица, с которым проводилась проверка, не всегда целесообразно, поскольку в процессе осмотра могут выявиться такие детали и обстоятельства, по поводу которых необходимо будет вновь допросить это лицо и провести с ним еще одну проверку показаний.

В ситуации, когда лицо показывает известное место, основное внимание обращается на то, как воспроизведение этим лицом обстановки в наиболее существенных деталях совпадает с тем, что было зафиксировано раньше. Например, подозреваемый в убийстве показал на месте проверки, как он связал после убийства руки и ноги жертве, на какой бок и в какую сторону положил труп в ванную и до какого уровня налил в нее воду, что совпало с соответствующими данными, отраженными в протоколе ранее проведенного осмотра. Проверка подтвердила знание подозреваемым таких деталей происшедшего, о которых могло знать лицо, совершившее преступление, если, конечно, об этом ему не стало известно при каких-либо иных обстоятельствах.

При подготовке к проверке показаний на месте следователю необходимо убедиться, что лицо, чьи показания будут проверяться, готово и желает участвовать в этом следственном действии. Особое значение приобретает установление с ним психологического контакта и создание атмосферы делового сотрудничества. Важно психологически подготовить допрашиваемого к такой проверке, объяснить ее сущность и задачи. На допросе перед проведением этого следственного действия нужно получить максимально развернутые, детализированные показания о месте, где произошло расследуемое событие, как к этому месту допрашиваемый добирался, как и что там произошло, путях его ухода с этого места и т.п. Желательно, чтобы допрашиваемый сам начертил схему движения и взаимного расположения объектов обстановки.

В некоторых ситуациях следователю нужно заранее познакомиться с местом, где будет проводиться проверка, маршрутом движения к нему и при необходимости принять меры к реконструкции (изменению или воссозданию) обстановки, а также выделить наиболее значимые узлы и элементы маршрута и обстановки, по поводу которых необходимо будет получить разъяснения допрашиваемого.

В ходе подготовки проверяется готовность научно-технических средств и инструментов, необходимых для поиска, фиксации и изъятия следов, вещественных доказательств и их упаковки, а также средств фиксации хода и результатов следственного действия. Готовятся также макеты, муляжи, аналоги оружия и других предметов, которые понадобятся при воспроизведении обстановки и каких-либо действий на месте. Для участия в проверке привлекаются специалисты, судебно-медицинский эксперт, если предстоит осматривать труп, рабочие, если предполагаются раскопки, расчистка завалов и т.п. При необходимости в проверке участвуют педагог, переводчик и с разрешения следователя защитник.

 

  1. Особенности тактики допроса потерпевшего, свидетеля.

Допрос свидетеля (равно как и потерпевшего - прим. автора) представляет процессуальное действие, состоящее в получении от допрашиваемого показаний относительно обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу. Следственная практика убедительно показывает, что умелый, безотлагательно проведенный допрос свидетеля или потерпевшего дает ценную информацию для быстрого обнаружения и изобличения виновных.

Эффективность допроса определяется не только строгим соблюдением процессуального порядка производства данного следственного действия, но также выбором и применением правильных тактических приемов.

До сих пор остается спорным вопрос о том, можно ли включать в предмет свидетельских показаний его оценочные суждения. Особую остроту данный вопрос приобретает при расследовании дел, связанных со взрывами. Свидетели и потерпевшие, конечно же, могут рассказать о характере взрыва - шумовом эффекте, интенсивности и цвете пламени и дыма, запахе. «Однако, необходимо заметить, что в связи с кратковременностью явления взрыва у одного свидетеля, как правило, не могут зафиксироваться в памяти все картины взрыва: кто-то может запомнить только цвет пламени или дыма, другой - поражающее действие взрыва на окружающих, третий - поведение потерпевшегои т. д.». Кроме того, необходимо учитывать и тот фактор, что данные мысленные образы, формирующиеся в сознании свидетелей или потерпевших, возникают в условиях сильного стресса и не всегда соответствуют действительности по ряду причин объективного и субъективного характера.

В некоторых случаях, когда свидетели либо потерпевшие находятся под влиянием сильного стресса или в состоянии фрустрации, целесообразно отложить допрос до полного или частичного успокоения допрашиваемых.

С другой стороны, зачастую отсрочка допроса приводит к утрате из памяти воспринятых событий, к образованию пробелов, восполняемых за счет собственного домысливания или постороннего влияния.

Допрос по существу дела начинается предложением свидетелю или потерпевшему рассказать все ему известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. Свободный рассказ при этом является органической частью допроса и от него нельзя отказаться, каким бы кратким или пространным он ни был. Однако свободным рассказом допрашиваемый, как правило, не исчерпывает темы допроса. Это может происходить потому, что он не придает значения каким-либо известным ему обстоятельствами считает, что для следствия они не важны, а поэтому и не упоминает о них. Не стоит исключать также рассеянность, забывчивость, неумение правильно сформулировать мысль. Ввиду этого следователь после свободного рассказа переходит к следующей части допроса - постановке вопросов.

Постановка вопросов может преследовать цель получить от допрашиваемого сведений об обстоятельствах, которые не были им освещены в свободном рассказе или были освещены недостаточно полно. Для установления подозреваемого рекомендуется активнее применять метод моделирования его личности. Чаще всего используются приемы создания собирательного портрета внешности неизвестного лица, совершившего преступление, составляемого техническим путем с помощью идентификаторов, фотороботов, моделирования художником внешнего облика подозреваемого, описания внешнего облика разыскиваемого по методу «словесного портрета».

При проведении допроса целесообразно, чтобы свидетель нарисовал (или начертил), если возможно, с обозначением размеров, характерные предметы, о которых он дает показания. Такие рисунки или чертежи в качестве приложений к протоколам допросов в ряде случаев представляют ценную доказательственную информацию.

Наиболее эффективным методом воспоминания является узнавание. На использовании этого свойства памяти и основаны допрос на месте происшествия, предъявление свидетелю или потерпевшему видеоматериалов, фотоснимков.

Выбор наиболее эффективных тактических приемов, способствующих получению полных и правдивых показаний, зависит прежде всего от той ситуации, которая ожидается следователем при допросе либо определяется уже в ходе его осуществления. Эта ситуация в основных чертах определяется позицией, занятой допрашиваемым, известными особенностями его личности, объемом и характером имеющихся в распоряжении следователя доказательств.

 

  1. Тактика допроса обвиняемого в бесконфликтных ситуациях.

Бесконфликтная ситуация допроса характеризуется тем, что интересы взаимодействующих сторон -- следователя (по установлению истины) и допрашиваемого -- объективно не противоречат друг другу: допрашиваемый обладает искомой следователем информацией, адекватно ее воспринял, желает и может без искажений передать ее следователю; у последнего нет оснований сомневаться в таком намерении допрашиваемого.

В связи с объективным характером этой ситуации тактическая задача следователя при допросе может быть сведена к одному, но весьма существенному положению: не сделать ситуацию допроса конфликтной, не спровоцировать своими действиями, поведением конфликт с допрашиваемым. Дело в том, что успех допроса, как и любого иного вида человеческого общения, зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов.

Допрашиваемый должен видеть и чувствовать внимание следователя, его искреннюю заинтересованность не только в показаниях, но и в нем самом, чувствовать уважение следователя к человеческому достоинству допрашиваемого безотносительно к тому, является ли он свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым.

Необдуманная форма вызова лица на допрос, оказавшаяся неприятной или нежелательной для допрашиваемого, длительное ожидание «под дверями» начала допроса, торопливость самого допроса, переговоры следователя с коллегами или по телефону в ходе допроса на темы, явно не относящиеся к служебным делам, даже внешний вид следователя -- все может нарушить бесконфликтный характер допроса, привести к изменению психологического настроя допрашиваемого на дачу полных и объективных объяснений. Следователь (вновь повторим это аксиоматичное, но далеко не всегда соблюдаемое положение) должен отчетливо представлять себе, что если для него допрос -- это обычная, каждодневная работа, то для допрашиваемого вызов к следователю -- не только нечастое, но, может быть, экстраординарное, исключительное событие, первое и единственное в жизни.

Особенно нетерпимыми и, как следствие, влекущими обострение ситуации допроса являются грубость и фамильярность следователя по отношению к допрашиваемому, его нечуткость, невнимание к человеческой судьбе и достоинству допрашиваемого, нескрываемое неумение и нежелание понять его.

Ускова явилась в дежурную часть РОВД и заявила, что несколько минут назад она убила своего сожителя В. Проверкой ее сообщения было установлено, что В. действительно убит в доме Усковой ударом ножа в область сердца.

Следователь К. после осмотра места происшествия допрос доставленной к нему в кабинет Усковой начал со слов: «Ну-ка, расскажи, как ты его замочила?» В ответ Ускова выругалась нецензурными словами и категорически отказалась давать какие-либо показания.

К чести К. -- это был молодой следователь -- он тут же осознал ошибочность своего поведения, сообщил о случившемся прокурору и попросил передать дело другому следователю. Последнему потребовалось затратить длительное время для установления с Усковой контакта (а точнее, для его возобновления, прерванного грубостью и нечуткостью К.), после чего подозреваемая подробно рассказала о мотивах и обстоятельствах совершенного ею убийства.


 

  1. Тактика допроса обвиняемого в конфликтных ситуациях.

 

  1. Тактические особенности допроса подозреваемого.

Этот вид допроса является одним из наиболее важных и сложных следственных действий. Допросы подозреваемого и обвиняемого в тактическом плане не имеет коренных психологических различий, хотя при всей незначительности их нельзя не принимать во внимание. В частности, при допросе подозреваемого следователь обладает определенными преимуществами, т.к. располагает ограниченными сведениями об объеме доказательств его виновности. имеющихся у следователя, а фактор внезапности и неожиданности лишает подозреваемого возможности экстренно продумать ту или иную версию, линию поведения. Обвиняемый же находится в более "выгодном" положении, обладая в некоторой степени более полной информацией о материалах дела, имея возможность подготовиться к предстоящему допросу. Если же брать в целом, то в лице подозреваемого и обвиняемого в значительном большинстве случаев следователь встречает субъекта, который, будучи заинтересован в исходе дела, имеет намерения представить свои противоправные действия и поведение в более выгодном для него свете, а порой и выдвигает заранее подготовленное ложное алиби. У него отчетливо прослеживается защитная доминанта в виде отрицания и опровержения имеющихся в отношении их улик и противодействие следователю в установлении истины по делу.  

Побуждение допрашиваемого к искренности и раскаянию происходит, как правило, посредством обращения следователя к положительным качествам его личности правонарушителя; разъяснение противоправности содеянного и его последствий для жертвы и общества. Убеждение обвиняемого в необходимости сообщения правдивых сведений в начале находит свое выражение в виде ознакомления его с перечнем прав и обязанностей, где дача показаний является неотъемлемым правом подследственного, имеющим не только информационное значение как источник доказательств, но и являющимся необходимым средством его защиты. В этом случае следователю необходимо разъяснить, что правдивые показания обвиняемого, его деятельное способствование раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность, которые могут быть учтены судом при определении меры наказания.

Если такие разъяснения не дают результата, то сильное впечатление на допрашиваемого производит разоблачение первых же ложных сведениях, создавая у него впечатление, что следователь располагает довольно обширной и достоверной информацией по делу, а поэтому запирательство и введение его в заблуждение бесполезно. Хорошо использовать звуко- и видеозаписи, производящие на недобросовестного допрашиваемого, сильное психологические впечатление. Допрашиваемый более строго начинает подходить к выбору линии поведения на допросе, стремясь, как правило избежать конфликта. Оставление допрашиваемого в неведении относительно объема доказательств, которыми располагает следователь, обычно применимо в той ситуации, когда в системе доказательственной информации имеются существенные пробелы. Тактически правильными будут действия следователя, если он примет все меры к "зашифровке" дефицита информации по делу, создаст преувеличенное представление у подследственного о своей осведомленности. Здесь же со приемлемы, в частности, так называемые, "следственные хитрости", исключая любые формы обмана и удостоверения несуществующих фактов. Решив использовать данный прием, следователю необходимо знать, что некоторые обвиняемые являются прекрасными знатоками людей, умеющими выискивать слабые места и в позиции.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминалистике"