Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:59, курсовая работа
Предмет исследования курсовой работы – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.
Цель и задачи данной курсовой работы заключаются в криминалистической характеристике вышеуказанных преступлений, а также в методике их расследования.
В процессе написания представленной работы используются следующие общенаучные методы: исторический, логический, системный; частнонаучные методы: метод конкретно-социологических исследований, статистический метод; юридические методы: сравнительно-правовой и формально-юридический.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению
ГЛАВА II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
2.1. Осмотр места происшествия и следов торможения
2.2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
2.3. Осмотр транспортных средств и освидетельствование водителя
ГЛАВА III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину каждого следа, так и расстояния между ними.
Специфические особенности обнаружения и фиксации следов протекторов покрышек колес автомашин в наиболее обобщенном и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам:
1) При движении машин по прямой линии протекторы передних и задних колес большинства машин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины, и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, и на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес. Для того чтобы разыскать отпечатки протекторов всех четырех покрышек, необходимо отыскать такой участок дороги, где машина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте машины на грунте запечатлеваются следы протекторов покрышек всех четырех колес.
2) Степень пригодности следов протекторов покрышек колес автотранспорта для исследования зависит не только от характера грунта, но и от его состояния.
Так, лучше всего следы запечатлеваются на мягком грунте - в густой грязи, во влажном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются негативные (вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов - вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальте, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос. Эти следы выступают более отчетливо в тех случаях, когда, например, машина проехала через лужу или грязь и затем оставляет на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, например через муку, краску, мел. Тогда на некотором расстоянии от того места, где машина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с достаточно четким рисунком.
Однако в поверхностных следах отпечатки оставляют только выпуклые части протекторов, а углубления между ними вовсе не фиксируются.
3) Изучение следов протекторов покрышек машины на дороге имеет другое криминалистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость машины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.). Для того чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели в заблуждение, следователь (в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии машины находятся на месте происшествия) должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах, сличения дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и, наконец, путем удостоверения непрерывности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места происшествия.
4) При небольшой скорости движения легкового, негруженого грузового автотранспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов. Механизм образования этих зубцов таков: колесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, и мелкие частицы грунта прилипают к выпуклостям рисунка протекторов, затем участки покрышки с приставшими к ним частицами грунта приподнимаются и под своей тяжестью частицы отпадают, ложась последовательно одна за другой. Чем выше поднимается соответствующий участок покрышки, тем реже падают частицы грунта, почему в сторону движения и образуется более тонкий пологий слой грунта, в связи с чем и получается след в форме зубца, обращенного своей пологой частью в сторону движения.
5) При более быстром движении машин любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) образуются иные следы, позволяющие судить о направлении движения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами - в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из-под колес автомашины и ложащимися по обе стороны следа.
6) Нагруженная машина будет продолжать двигаться по инерции дольше, чем ненагруженная.
На продолжительность движения машины по инерции оказывает влияние и состояние дороги. На скользкой или мокрой дороге машина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо учитывать, что резкое торможение на мокрой обледенелой дороге чрезвычайно опасно как для самой машины, так и для окружающих, так как при этом машину заносит и она непроизвольно меняет направление движения. Если машина двигалась до этого на большой скорости, она в результате заноса может перевернуться. Если вследствие заноса машина резко изменила первоначальное направление движения, она может врезаться в другие машины, выехать на тротуар, сбить прохожих и т.п. На сухом асфальте движение машины по инерции будет происходить дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге.
7) Если водитель, управляя машиной, скрылся на ней с места происшествия и видны следы ТС на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором машина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь в некоторых случаях может по следам шин определить место, где машина останавливалась, например, для смены скатов или для их перестановки. Иногда в том направлении, в котором машина скрылась, можно (на дороге, обочинах или в кюветах) обнаружить утерянные детали этой машины. Такой осмотр нередко превращается в преследование «по горячим следам».
При осмотре места происшествия могут обнаружиться и другие вещественные доказательства:
а) осколки стекла (фар, ветровых или боковых стекол автомашины), которые следует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации;
б) отдельные детали автомобиля (колпак колеса, ободок фары, подфарники и т.д.), в том числе отломанные; их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, а затем приобщить к уголовному делу;
в) краска, облупившаяся с машины, скрывшейся с места происшествия, или следы вещества, которым была гружена машина. Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для последующей криминалистической экспертизы. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова машины, с соответствующим повреждением окраски на кузове позволяет прийти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случаях химическая экспертиза позволяет судить о полном совпадении состава красок. Химическая же экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов вещества, оставшегося на месте происшествия, с составами образцов вещества, имеющегося на заподозренной машине;
г) отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвующей в автотранспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного;
д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д.[5]
О производстве осмотра в соответствии со ст. ст. 176 - 177 УПК составляется протокол.
2.2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.
Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается (ч. 1 и 2 ст. 178 УПК).
Указанный осмотр необходимо производить только с участием судебно-медицинского эксперта, при этом сначала труп фотографируют.
Осуществляя наружный осмотр трупа, следователь обязан точно установить его местонахождение на дороге, сориентировав его (очертив на схеме) по отношению к окружающим неподвижным предметам (столб, обочина дороги, дом, остановки и т.д.). Тщательный анализ расположения трупа и его позы, места нахождения крови, волос, мозгового вещества, одежды, точек наезда и других объектов позволяет воспроизвести механизм случившегося. Наличие и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии (например, шел ли пешеход по проезжей части или машина наехала на лежащего человека).
Труп должен быть измерен. Также должно быть измерено расположение удара или переезда колес по отношению к верхней и нижней точкам трупа для того, чтобы иметь возможность восстановить, в каком положении находился потерпевший по отношению к нанесшей ему удар машине в момент наезда. Это особенно важно при расследовании автотранспортных происшествий, при которых не было очевидцев, когда восстановление картины происшествия возможно только на основании изучения следов, оставленных на трупе и на полотне дороги.
Следует различать повреждения, нанесенные ударом машины, от повреждений, явившихся результатом волочения трупа по земле (ссадин в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также отличать повреждения образовавшиеся на трупе вследствие удара о камни, об асфальт при падении отброшенного машиной тела потерпевшего.
Характерными для автотранспортных травм являются отпечатки ткани одежды на теле потерпевшего. Вследствие давления, оказанного колесом машины на одежду потерпевшего, узор ткани (чулка, костюма, платья) нередко отпечатываются на коже трупа.
При наружном осмотре трупа следует обращать внимание на органы зрения и слуха потерпевшего и отмечать дефекты, которые могут свидетельствовать о его слепоте (например, катаракты на глазах) или глухоте (повреждены барабанные перепонки).
В некоторых случаях преступник, совершивший наезд, перемещает труп потерпевшего и придает ему такое положение, которое исключало бы ответственность водителя. Тщательный осмотр места происшествия, выявление следов крови на различных участках дороги, а также других следов перемещения трупа позволяют установить, откуда и куда был перемещен труп.
Судебно-медицинскому эксперту, участвующему в наружном осмотре трупа, должны быть поставлены вопросы о происхождении повреждений, являются ли они прижизненными или посмертными, был ли потерпевший в трезвом состоянии. Могут быть заданы вопросы и о прижизненных физических недостатках. Окончательные ответы эксперт может дать только после судебно-медицинского вскрытия трупа.
Осмотр одежды потерпевшего по нормам УПК РФ 2001 г. осуществляется по двум правилам: в момент осмотра места ДТП, когда потерпевший (потерпевшие) погиб (по правилам ст. ст. 176 - 177 УПК) либо когда потерпевший отправлен в больницу или иное лечебное учреждение, то тогда одежду «изымают» по правилам выемки (ст. 183 УПК).
Следователь своим постановлением производит выемку по нормам ст. 183 УПК РФ. Так, при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 УПК (по правилам обыска), с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения.
До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
На трупе и его одежде либо на одежде раненого могут оказаться предметы, имеющие значение вещественных доказательств. Например, на руке потерпевшего могут быть часы, разбитые и остановившиеся в момент наезда и точно зафиксировавшие время автотранспортного происшествия. В одежде могут остаться осколки стекла от разбитой фары или чешуйки краски, в которую была выкрашена машина. Одежда потерпевшего сама по себе может служить вещественным доказательством, поскольку на ней бывают повреждения, грязь, следы протекторов. Также по одежде может быть впоследствии опознан труп. Поэтому изъять одежду следует сразу же или вскоре после помещения потерпевшего в лечебное учреждение. До ее изъятия следователь должен поставить администрацию в известность о необходимости сохранения одежды в том виде, в каком она поступила в лечебное учреждение, и чтобы эта одежда ни при каких условиях не подвергалась чистке, стирке и т.п.
Во всех случаях следует добиться, чтобы труп потерпевшего был опознан. Для этого прежде всего необходимо проверить, нет ли при нем документов, удостоверяющих личность. С этой целью исследуются все карманы в одежде потерпевшего и подкладка его головного убора. В случае обнаружения документов, снабженных фотокарточками, необходимо сличить лицо потерпевшего с имеющимися на документах фотоснимками во избежание возможных ошибок (при потерпевшем в силу разных причин могут оказаться не принадлежащие ему документы).
Если документов при потерпевшем не окажется, следует организовать опознание его на месте происшествия или в морге. Если труп не опознан, необходимо тут же при осмотре дактилоскопировать его с целью последующего запроса органов милиции о личности неизвестного. В дальнейшем понадобится проверить заявления, поданные в органы милиции, об исчезнувших лицах. Для обеспечения возможности опознания убитого в будущем (после его захоронения) он должен быть сфотографирован по правилам сигналетической фотографии после соответствующего туалета трупа. В этих случаях должно быть дано специальное указание судебно-медицинскому эксперту о туалете трупа, то есть о приведении его в «прижизненный» вид. Это должно быть сделано в морге. Целесообразно в этих случаях срезать с головы трупа прядь волос и сохранить ее при деле для возможного опознания в будущем по цвету волос.