Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2009 в 19:32, Не определен

Описание работы

Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

Файлы: 1 файл

Этикет.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

      Вместо  всех существовавших в России обращений, начиная с 1917–1918 гг., получают распространение обращения гражданин и товарищ. История этих слов примечательна и поучительна.

      Слово гражданин зафиксировано в памятниках XI века. Оно пришло в древнерусский язык из старославянского языка и служило фонетическим вариантом слова горожанин. И то и другое означало «житель города (града)». В этом значении гражданин встречается и в текстах, относящихся к XIX веку. Так у А.С. Пушкина есть строчки:

      Не  демон – даже не цыган,

      А просто гражданин столичный.

      В XVIII веке это слово приобретает значение «полноправный член общества, государства».

      Именно  его имел в виду А.Н. Радищев, написавший в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790):

      Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему ни сулило, есть и пребудет всегда человек; а доколе он человек, право природы, яко обильный источник благ, в нем не иссякнет никогда; и тот, кто дерзнет его уязвить в его природной и ненарушенной собственности, тот есть преступник. <... >

      Может ли государство, где две трети  граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным?

      Под пером А.Н. Радищева семантический  объем слова гражданин расширяется. У него появляется значение: «человек, который предан Родине, служит ей и  народу, заботится об общественном благе, подчиняет личные интересы общественным». Император Павел в 1797 г. издал указ, запрещающий употребление «крамольных» слов свобода, общество, гражданин. Вместо слова гражданин, по указу, следовало писать и говорить житель, обыватель. Но указ оказался бессильным. Слово гражданин с новым содержанием получает распространение в XIX веке, о чем свидетельствует творчество выдающихся поэтов, писателей:

      Я говорил: в отечестве моем

      Где верный ум, где гений мы найдем?

      Где гражданин с душою благородной,

      Возвышенной и пламенно свободной?

      (А.  С. Пушкин)

      Поэтом  можешь ты не быть,

      Но  гражданином быть обязан!

      Будь  гражданин! Служа искусству,

      Для блага ближнего живи.

      (Н.А.  Некрасов)

      Я ведь еще и гражданин, я люблю Родину, народ. Я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем.

      (А.П.  Чехов)

      Почему  же такое общественно значимое слово, как гражданин, не стало в XX веке общеупотребительным обращением людей друг к другу?

      В 20–30-е гг. появился обычай, а затем  стало нормой при обращении арестованных, заключенных, судимых к работникам органов правопорядка и наоборот не говорить товарищ, только гражданин: гражданин подследственный, гражданин судья, гражданин прокурор.

      В результате слово гражданин для многих стало ассоциироваться с задержанием, арестом, милицией, прокуратурой.

      Негативная  ассоциация постепенно так «приросла» к слову, что стала его неотъемлемой частью, так укоренилась в сознании людей, что стало невозможным  использовать слово гражданин в качестве общеупотребительного обращения.

      Несколько иначе сложилась судьба слова товарищ. Оно зафиксировано в памятниках XV века. Известно в словенском, чешском, словацком, польском, верхнелужицком и нижнелужицком языках. В славянские языки это слово пришло из тюркского, в котором корень tavar означало «имущество, скот, товар». Вероятно, первоначально товарищ имело значение «компаньон в торговле». Затем значение этого слова расширяется: товарищ – не только «компаньон», но и «друг». Об лом свидетельствуют пословицы: В дороге сын отцу товарищ, Умный товарищ – половина дороги; От товарища отстать – без товарища стать; Бедный богатому не товарищ; Слуга барину не товарищ.

      С ростом революционного движения в России в начале XIX века слово товарищ, как в свое время слово гражданин, приобретает новое общественно-политическое значение: «единомышленник, борющийся за интересы народа». В этом значении товарищ встречается в стихотворении А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:

      Товарищ, верь: взойдет она.

      Заря  пленительного счастья,

      Россия  вспрянет ото сна,

      И на обломках самовластья 

      Напишут наши имена!

      С конца XIX и в начале XX веков в России создаются марксистские кружки, их члены называют друг друга товарищами. В первые годы после революции это слово становится основным обращением в новой России. Естественно, дворяне, духовенство, чиновники, особенно высокого ранга, не все и не сразу принимают обращение товарищ.

      Отношение к обращению товарищ представителей разных социальных групп талантливо показал драматург К. Тренев в пьесе «Любовь Яровая». Действие происходит в годы гражданской войны. В речи духовенства, офицеров царской армии, разночинной интеллигенции продолжают использовать обращения: ваше высокопревосходительство, ваше превосходительство, ваше благородие, господа офицеры, господин поручик, господа.

      С другой стороны, рисуя образы комиссара Красной Армии, его помощников и сторонников, К. Тренев подчеркивает, иногда с юмором, излишне нарочитое использование обращения товарищ:

      Первая  комсомолка. Товарищ Хрущ, срочная  телефонограмма. Товарищ Кошкин велит  вам и товарищу Мазухину сейчас же передать.

      Хрущ (читает телеграмму). А где Мазухин? Сестренка, кликни-ка товарища Мазухина.

      Вторая  комсомолка. Товарищ Мазухин, к товарищу Хрущу!

      В обращении товарищ соотносится не только с фамилией, но и с профессией, званием: товарищ комиссар, товарищ профессор, с именем и отчеством: товарищ Дуня Фоминишна.

      Советские поэты в последующие годы старались  подчеркнуть универсальность и  значимость обращения товарищ, создавая сочетания: товарищ жизнь, товарищ солнце, товарищ урожай (В. Маяковский); товарищ победоносный класс (Н. Асеев); товарищ рожь (А.Жаров).

      Происходит четкое разграничение: товарищи – это большевики, это те, кто верит в революцию. Остальные – не товарищи, значит, враги.

      В последующие годы советской власти слово товарищ было особенно популярным. A.M. Горький в сказке «Товарищ» пишет, что оно стало «яркой, веселой звездой, путеводным огнем в будущее». В романе Н. Островского «Как закалялась сталь» читаем: «Слово «товарищ», за которое еще вчера платили жизнью, звучало сейчас на каждом шагу. Непередаваемо волнующее слово товарищ». Прославляла его и одна из популярных в советское время песен: «Наше слово гордое товарищ нам дороже всех красивых слов».

      Так даже обращение приобретало идеологический смысл, становилось социально значимым. Вот что по этому поводу пишет  журналист Н.Андреев в «Новом времени» (1991. № 2):

      Казалось, обращение – это дело воспитания, вкуса, культуры. Однако в нашем социалистическом обществе по тому, как обращаются к  человеку, можно судить о его политической ориентации, идеологии, классовой принадлежности. Обращением как бы сразу определялся статус гражданина: если товарищ, то стало быть, наш, идеологически проверенный, классово чистый. Господин – тут внимание, этого можно подозревать во всем: в контрреволюционности, эксплуататорских наклонностях, антикоммунизме. Гражданин – тут уж явный уголовный подтекст. Был товарищ, а стал гражданин подследственный.

      После Отечественной войны слово товарищ постепенно начинает выходить из повседневного неофициального обращения людей друг к другу.

      Возникает проблема: как обратиться к незнакомому  человеку? Вопрос начинают обсуждать на страницах печати, в передачах по радио. Высказывают свое мнение филологи, писатели, общественные деятели. Предлагают возродить обращения сударь, сударыня.

      В 1979 г. газета «Неделя» печатает письма читателей. Одно из них пришло из Ростова-на-Дону. Автор пишет:

      На  днях я «ради спортивного интереса»  послушала и подсчитала, как обращаются люди к продавщице сорока пяти лет  в большом продуктовом магазине.

      Результат наблюдений оказался таким: девушка – 25 человек, бабушка, бабуля (от 20 до 25 лет) – 7, дорогуша – 3, женщина – 10, мать (от 30 до 35 лет) – 6, сестричка – 1, тетя, тетенька (подростки) – 7, уважаемая (пожилой человек) – 1, продавщица – 3 (всего?).

      На  улице, в магазине, в городском  транспорте все чаще слышится обращение  мужчина, женщина, дед, отец, бабуля, парень, тетенька, дяденька.

      Подобные  обращения не являются нейтральными. Они могут восприниматься адресатом  как неуважение к нему, даже оскорбление, недопустимое фамильярничание. Отсюда возможны грубость в ответ, выражение обиды, ссора.

      Начиная с конца 80-х гг. в официальной  обстановке стали возрождать обращения сударь, сударыня, господин, госпожа. История повторяется. Как в 20–30 гг. обращения господин и товарищ имели социальную окраску, так и в 90-х гг. они вновь противостояли друг другу. Показателен пример: депутат СССР

      Н. Петрушенко при обсуждении закона о  собственности на Верховном Совете в 1991 г. сказал:

      Сегодня нас не могут не насторожить слова  о трудовой частной собственности, а завтра, когда миллиарды теневой  экономики и мафиозные деньги позволят сделать частную собственность доминирующей, не приведет ли это к реставрации капитализма? Поддержит ли вас народ, товарищи депутаты? И так хочется сказать в адрес тех депутатов, кто это предлагал, не товарищи, а господа депутаты.

      Приведя эту цитату, журналист Н. Андреев  комментирует:

      Интересно, как обратился бы депутат Петрушенко к рабочим КамАЗа, владеющим акциями? Какие-никакие, а собственники. Они  еще товарищи? Или уже господа? Господа своей собственности, господа  своей судьбы. Чтобы быть господином, надо чем-то владеть.

      Примечательна параллель. Задолго до перестройки  шел фильм «Депутат Балтики» о  первых послереволюционных годах. Главный  герой картины депутат Петроградского Совета от балтийских моряков профессор  Полежаев выступает с речью перед народом. Он начинает ее так: «Господа!» Аудитория неприятно удивлена: такое обращение может относиться только к людям привилегированных классов. Вероятно, оратор оговорился. Профессор понимает реакцию зала: «Я не оговорился. Я вам говорю – рабочим и работницам, крестьянам и крестьянкам, солдатам и морякам... Вы хозяева и подлинные господа на шестой части мира...»

      В последнее время обращение господин, госпожа воспринимается как норма на заседаниях Думы, в передачах по телевидению, на различных симпозиумах, конференциях. Параллельно с этим на встречах представителей власти, политических деятелей с народом, а также на митингах выступающие с речью стали использовать обращения россияне, сограждане, соотечественники. В среде государственных служащих, бизнесменов, предпринимателей, преподавателей вузов нормой становится обращение господин, госпожа в сочетании с фамилией, названием должности, звания. Трудности возникают в том случае, если директор, профессор – женщина. Как в таком случае обратиться: господин профессор или госпожа профессор!

      Обращение товарищ продолжают использовать военные, члены партий коммунистического направления, а также во многих заводских коллективах. Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья. Обращение уважаемый, уважаемая встречается в речи старшего поколения.

      Слова женщина, мужчина, получившие распространение в последнее время в роли обращения, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны..., будьте добры.... извините..., простите....

      Таким образом, проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке остается открытой.

      Она будет решена только тогда, когда  каждый гражданин России научится уважать  себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда  станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации. Только тогда никто из россиян не будет чувствовать неловкость и смущение, если его назовут или он кого-то назовет господин, госпожа. 

Информация о работе Речевой этикет