Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 17:04, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть те направления в науке, в которых наиболее резко ставятся вопросы этики и морали, и требуют обязательного обоснования.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть такие понятия как мораль, этика, нравственность, через призму научного знания.
Раскрыть вопросы свободы и ответственности ученого.
Введение………………………………………………………………………………3
Нравственность,мораль,этика в науке………………………………………………5
Проблема свободы и ответственности ученого…………………………………….9
Основные вопросы биоэтики………………………………………………………12
Евгеника и генная инженерия…………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованой литературы…………………
Федеральное государственное казенное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-сибирский институт министерства внутренних дел российской федерации»
Кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин
Реферат
По дисциплине: «Профессиональная этика и служебный этикет»
Выполнил: курсант 2 курса
ПД-13-2,
рядовой полиции
Проверил: доцент кафедры ФП и СГД,
полковник полиции
А.А Кузнецов
Иркутск 2015
План
Введение…………………………………………………………
Нравственность,мораль,этика в науке………………………………………………5
Проблема свободы и ответственности ученого…………………………………….9
Основные вопросы биоэтики………………………………………………………
Евгеника и генная инженерия…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованой литературы……………………………………………….
Введение
Типичная для современной эпохи ситуация возникающих кризисов, последствия которых отзываются на судьбах крупных масс населения и представляют собой порой опасности подлинно глобального характера, налагают особую ответственность на науку как силу, участвующую в возникновении подобных ситуаций, и на творцов этой науки, т.е. на ученых.
Обвинения в адрес науки, а, следовательно, и ученых, приходится слышать нередко, и это естественно. Ведь значительная часть кризисов возникает как следствие применения современной технологии в базирующейся на ней экономике. Стало стандартом, что прогресс техники, ее развитие и новые формы имеют своей почвой достижения науки. Наука стала не просто одной из производительных сил национальных хозяйств и мирового хозяйства в целом, она, по существу, является едва ли не самой мощной из этих сил, семи не непосредственно, то, во всяком случае, косвенно, как универсальный источник новых достижений, становящихся основой развития и технического прогресса.
Усматривая прямую или хотя бы косвенную первопричину возникновения тревожных ситуаций в успехах и достижениях науки, приходится считать, что наука несет определенную ответственность за складывающиеся условия, хотя не она, конечно, является главной их причиной. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов науки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий.
Следует отметить и тот факт, что «последняя из надежд человечества, высочайший и величайший идеал Просвещения — Наука, которая «все сможет» и «все может», которая «выручит» и «спасет», ...занимается сегодня не только косвенной и скрытой, но и прямой и непосредственно массовой разработкой самых бесчеловечных средств научного, научно обоснованного, как говорят сейчас, насилия над телом и духом человека».
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе влияния науки на нормы морали, нравственность, на этику в целом.
Актуальность выбранной мной темы, заключается в том, что особенности научно-технической революции оказывают не маловажное влияние на постановку этических проблем современного естествознания, в частности на отношение ученых к проблеме ответственности, биоэтику, генную инженерию. Как постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть те направления в науке, в которых наиболее резко ставятся вопросы этики и морали, и требуют обязательного обоснования.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
В процессе исследования использовались диалектический метод познания, системный подход, сравнительный, статистический, формально-юридический и другие методы.
Теоретическую базу работы составили научные труды известных ученых криминалистов, процессуалистов, таких как: С.В. Банных, Н.В. Подолужной, П.С. Гуревича, С.Г. Зубанеова, В.А. Ермакова, В.Я. Кикотя и других исследователей; использованы также комментарии к законодательству, учебные пособия и публицистические материалы.
В научной литературе понятия «мораль» и «этика» часто употребляются, как взаимозаменяемые (хотя они и не тождественны). Например мы говорим: нормы профессиональной этики, этика ученого, моральные, нравственные, этические нормы. Это происходит от того, что сама мораль, как реальность содержит в себе разные элементы, тесно переплетенные между собой - сознание, отношения, поступки, то есть содержит и определенное обоснование своих норм и принципов, точно так же, как наука о морали - этика не ограничивается лишь пассивным теоретическим отражением моральной стороны нравов, а сама имеет нормативное содержание вырабатывает конкретные образцы поведения, обоснование должного.
Считается, что древнегреческое слово «ethos» («этос») породило термин «этика»1. Этосом называлось место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо, что затем слово стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Связь между образом жизни и характером, очевидная уже в древности, находила отражение в работах мыслителей и практиков. В том числе это относится к целому ряду свойств, определяемых как этические. Аристотель к таким свойствам относил умеренность, мужество, щедрость и иные свойства характера, изучать их и была призвана этика. Позже в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), авторство которого приписывают Цицерону, являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова (греческого и латинского происхождения) встречаются в европейских языках, кроме того, в русском языке есть оригинальное слово «нравственность», происшедшее от слова «нрав», то есть характер.
Формально говоря, из сказанного следует, что слова «этика», «мораль», «нравственность» означают одно и то же, представляют собой один термин. И действительно, в обыденном языке это так и есть, их употребление как правило сипнонимично. Мы легко определяет аморального человека как безнравственного или человека без этических принципов. Употребление этих понятий в реальной жизни носит оценочный, упрощенный характер и приближается к базовой дихотомии человеческого сознания «хорошо - плохо». Понятно, что при таком положении дел данные понятия малоинформативные, используются для выражения субъективной оценки. Однако именно в связи с этим они весьма аффективно насыщены и легко вызывают ожесточенные, эмоционально-насыщенные, но слабо аргументированные споры, противостояния взглядов.
По мере развития науки предпринимались попытки развести эти близкие понятия. Согласно восходящей к Гегелю традиции, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, субъективные оценки, умыслы, переживания вины, стыда. Нравственность тогда есть сами поступки, объективно оцененные, с учетом реального опыта жизни народа или государства. И, наконец, следуя уже сложившейся традиции, этикой, а позже биомедицинской этикой, мы будем называть науку, область философского и гуманитарного знания, интеллектуальную традицию. «Мораль» или «нравственность», а точнее, критическое изучение моральных практических действий и мыслей, оценок, являются предметом этики или философии морали.
В истории этики нравственность иногда трактовалась, как нечто отличное от морали. Так, Гегель делит этику на три части: абстрактное право, мораль и нравственность. Первое охватывает внешнее поведение, второе вскрывает внутреннюю сущность особой воли субъекта. Нравственности Гегель придавал более высокий смысл, рассматривая ее как идеал, как долженствование и критическое отношение к социально-историческим явлениям.
Следует отметить, что предмет этики - мораль и наука о ней - этика исторически, от эпохи к эпохи менялись.
Особенности научно-технической революции не могли не оказать влияния и на постановку этических проблем современного естествознания. в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка. так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки. морали и этики.
Для обозначения максимально широкого круга философско-методологических и социологических проблем. отражающих разносторонние аспекты этого взаимодействия, употребляют термин «этика науки».
Этика ученого - более узкое по своему объему понятие чем этика науки. поскольку она охватывает преимущественно регулятивистские аспекты действия морали в науке. обосновывает профессиональную мораль ученых и является частью, одним из аспектов этики науки.
Кроме этих двух понятий («этика науки» и «этика ученого») в литературе часто встречается и такие понятия, как «этика научного работника», «этика (этические аспекты) научного творчества (деятельности), “нравственная функция науки», обозначающие те или иные аспекты этики науки.
Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали: а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений и б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых2.
По аналогии с социологией - этика науки должна иметь также разные уровни исследования: общеэтический анализ взаимоотношений науки и морали (с выходом на философский уровень, на обобщение методологического порядка), средний уровень для которого общеэтические положения выступают в качестве методологических предпосылок, и конкретно - эмпирический уровень исследования моральных отношений и нравов в науке с помощью методов социологии, социальной психологии и других наук.
В нормах научной этики находят свое воплощение во-первых общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные разумеется к особенностям научной деятельности.
Во-вторых, этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первый из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание, как истину либо, как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результаты были новыми знаниями и так или иначе логически, экспериментально и пр. - обоснованными. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом.
Так, современный английский социолог науки Р. Мертон считает, что научные нормы строятся вокруг четырех основополагающих ценностей : универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности), и организованного скептицизма.
Корень вопроса при обсуждении же, темы о науке и нравственности заключается, видимо, не просто в том, чтобы понять, как вообще соотносятся два этих явления. Для всех нас, имеющих какое-то отношение к науке, источник беспокойства, а с ним и повышенного интереса к теме, заключается, очевидно, не просто в том, нравственно или безнравственно современное использование достижений науки, нравственно или безнравственно то или другое явление современного научного развития, даже не в том, можем ли мы сегодня, как мы это делали последние 200-300 лет, начиная от эпохи Просвещения и до середины нынешнего века, все еще возлагать надежды на то, что научное развитие по мере достижения в области приобретения и распространения знаний сможет выработать надежную основу для решения наиболее важных проблем человеческого бытия, но в том, может ли вообще наука, как особая форма сознания, быть и оставаться высшей инстанцией при решении всех без исключения общих, т.е. и мировоззренческих, нравственных и им подобных вопросов? Не являются ли напротив, некоторые, из этих суждений, например. нравственные, в общегуманистическом и мировоззренческом, пускай даже и более абстрактном смысле суждениями более высокого и общего порядка, чем суждения науки как таковой. Подобные вопросы, почти невозможные лет 50-100 назад неожиданно оказались почему-то возможными сегодня, и не только возможными, но чуть ли не естественными. И эта их возможность и естественность как раз и обнаруживает чрезвычайно важные сдвиги, которые произошли в сознании современного человека относительно науки, и научности по сравнению с сознанием людей ближайших к нам предшествующих культурных эпох. Естественность этих вопросов обнаруживает не только глубокое и все более возрастающее недоверие к современному научно-техническому развитию в его материальных формах, и в первую очередь к науке, как бы мы ни понимали ее.
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем.